Требования к домашнему заданию для учащихся с дисграфией




- Домашнее задание составляется с учетом принципов логопедического воздействия (см. Схему 5)

-Домашнее задание дополняет материал прошедшего занятия

- Материал домашнего задания объединяется единой лексической темой

- Домашнее задание включает в себя упражнение на развитие психических функций и письменное упражнение с последующим анализом записи

- Совокупность времени выполнения домашнего задания не превышает 30 минут

- Домашнее задание оформляется в виде индивидуальных карточек

 


Проанализируйте предложенную структуру занятия с точки зрения коррекции фонематической дислексии. ВСЕ!

Темы занятия:

Фонематическая: развитие слуховых дифференцировок звуков П — Б на материале текста (продолжение).

Лексическая: весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов; приставка ПОД.

Цели:

1) развивать фонематическое восприятие, умение правильно обо­значать звуки П и Б на письме;

2) формировать сложные формы фонематического анализа;

3) развивать речеслуховую память;

4) уточнять значение словаря по теме «Весна»;

5) уточнение значения приставки ПОД, закрепление правильного правописания этой приставки;

1) автоматизация правил правописания звонких и глухих в конце слова.

План и ход занятия

I. Организационный момент.

Послушайте две строчки стихотворения А.С.Пушкина: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны плещут» Назовите слова, ко­торые отличаются только одним звуком. (БЛЕЩУТ—ПЛЕЩУТ.) Каки­ми звуками отличаются эти слова? (Б—П.) Чем отличаются эти звуки?

— Сегодня мы будем продолжать работу над звуками Б и П.

— Из какой сказки эти строчки? (Сказка о царе Салтане.)

— А какие еще строчки вы помните из этой сказки? Выделение звуков П и Б из четверостиший.

—А я вспомнила такие строчки: «А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его пустить у Гвидона погостить». Назовите слова со звуком П; со звуком Б.

III. Отгадывание загадок о весне, о весенних месяцах

— Послушайте загадку.

Шагает красавица, легко земли касается,

Идет на поле, на реку, и по снежку, и по цветку. (Весна)

— А теперь отгадайте загадки про месяцы.

Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит,

Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. (Март)

Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.(Апрель)

Зеленеет даль полей, запевает соловей,

В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят,

Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?(Май)

— В названии какого месяца есть звук П или Б? (Апрель.) Какой это
звук?

IV. Закрепление знаний о признаках весны

— Вспомните признаки весны (начало, конец; весны).
На доске текст «Осень».

ОСЕНЬ

Пришла осень. По серому небу поплыли черные тучи. Идут холод­ные дожди. С деревьев слетают последние листья. Цветы вянут. Замер­зли ночью лужи. Грачи, журавли улетают на юг. Они прощаются с род­ными местами. Детвора ждет мороза и снега.

— Прочитайте текст «Осень». Сравните признаки осени и призна­
ки весны. Отредактируйте текст, заменив осенние признаки на призна­
ки весны. Новый рассказ назовем «Весна».

По ходу работы выделяются слова со звуками П и Б, определяется место этих звуков в слове.

VI. Развитие фонематических представлений. Диктант цепоч­ки слов.

— Запишите в тетрадь цепочку слов. Работа в тетрадях.

—Прочитайте, что у вас получилось. Каждый читает свою цепоч­ку слов.

Запись слов в трех столбцах (П, Б, П + Б)

Предлагаемый текст:

Весна пришла. Снег быстро таял, вода прибывала. Образовался настоящий потоп. Больше всех пострадали зайцы, кроты, мыши-полев­ки. Зверькам пришлось покинуть свой дом. Крот проплыл много де­сятков метров, прежде чем выбрался на сушу. Он очень доволен, что ни одна хищная птица не заметила его блестящей черной шкурки на поверхности воды. Добравшись, он снова благополучно нырнул в зем­лю.

—Найдите в орфографическом словаре слова для 2-го и 3-го стол­бцов, чтобы все три столбика были одинаковыми по количеству слов (работают самостоятельно).

VIII. Составление предложений из слов, данных вразбивку, встав­ляя пропущенные буквы П и Б.

Детям раздаются индивидуальные карточки.

1. ГОЛУ.ОЙ, НЕ.0,.0.ЛЫЛО,.0, ОЛАКО, СНЕГ, НА,.ОХОЖЕЕ, СУГРО.Ы(По небу поплыло облако, похожее на сугробы.)

2. НАЧАТЬ,.О.РАВЛЯТЬ, ЗА.ОТЛИВО,.ТИЦЫ, ГНЕЗДА, СВОЙ (Птицы начали заботливо поправлять свои гнезда).

3. ВЕЧЕР,.ТИЦЫ, СЯДУТ,.О.АРНО,.УДТО, КАК, НАЧНУТ, СОВЕ­ЩАТЬСЯ, О,.УДУЩЕМ,.ОСЛЕ, РА.ОТА (Вечером после работы пти­цы сядут попарно, как будто начнут совещаться о будущем).

.РИГРЕТА, ТЕ.ЛЫМ, СОЛНЦЕМ,.ЛЕДНОЛИСТАЯ, ЛИ.А (Пригрета теплым солнцем бледнолистая липа).

IX. Образование прилагательных от существительных

— Воздух наполнен песнями. Чей голос вы слышите?

Крик журавлей (журавлиный крик). Чириканье воробьев (воробь­иное чириканье). Трели соловья (соловьиные трели). Карканье вороны (воронье карканье). Ток тетерева (тетеревиный ток). Воркованье голу­бя (голубиное воркованье).

—А теперь мы услышали шум крыльев ястреба. Это шум каких крыльев? Шум...

X. Работа с текстом Б. Бианки «Кто чем поет».

— Найдите предложения, в которых говорится о том, кто чем поет.
По ходу работы определяется наличие в словах звуков П и Б, соседи

этих звуков.

Запись предложений в тетрадях.

XI. Развитие зрительной памяти.

— Сейчас мы будем фотоохотниками. На доске картинки с изобра­
жением птиц (павлин, грач,

скворец, попугай, воробей, горихвост, соловей, зяблик, голубь, журавль, ястреб). Назовите их. Задание: «Кто больше птиц успеет сфотографировать?» Запомните и запишите названия птиц в тетрадях.

— Прочитайте названия птиц, в которых вы написали П, Б.

—Каких птиц нельзя назвать перелетными? (Попугая, павлина.)

XII. Подведение итогов занятия.

Закрепление значения и правописания приставки ПРИ.

а) Выделение приставки ПРИ из слов.

— Какая общая часть в словах: ПРИБЕЖАЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИЛЕТЕЛ? (ПРИ.)

— Какая это часть слова? (Приставка.)

— Какой оттенок значения вносит эта приставка в слова ПРИЛЕТЕЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИБЕЖАЛ? (Значение сближения, приближения.)

Приставка записывается на доске.

б) Добавление приставки ПРИ к глаголам: ПОЛЗ, ВЕЗ, НЕС, ВЕЛ,
СКАКАЛ, ВЯЗАЛ, СТАВИЛ.

в) Придумывание предложений с этими словами, запись предложений.

 

Внимание! В практической работе логопед пользуется различными методическими разработками, к которым нужно подходить творчески: не просто «копировать» конспект, а уметь преломить материалы разработки для реализации целей своего собственного занятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: