Современные подходы к диагностической работе с детьми.




Логопедический подход – предполагает систему основных оценок, определение общего уровня успешности, вычерчивание речевого профиля и констатацию уровня сформированности разных сторон речи.

Одной из проблем в изучении нарушений письменной речи в настоящее время является некоторый разрыв между логопедической теорией и потребностями практической деятельности логопедов. В практике логопедам часто приходится сталкиваться со сложными вариантами нарушений чтения и письма, механизмы которых не всегда понятны, а традиционные методы диагностики недостаточно эффективны. Кроме того, в пользу изменений содержания логопедической диагностики свидетельствует ее недостаточная информативность в отношении обоснования индивидуального подхода к ребенку и разработки индивидуальной программы коррекционно-развивающего воздействия. Традиционное логопедическое обследование детей позволяет, в основном, оценить лишь актуальный уровень речевого развития и языковых способностей ребенка. Оно направлено на выявление симптоматики речевого нарушения и в большинстве случаев позволяет лишь догадываться о его механизмах.

Как правило, в логопедических методиках обследования взаимосвязь состояния речи ребенка с мозговыми системами ее обеспечения, с особенностями состояния других психических функций и особенностями индивидуального латерального профиля почти не учитывается или учитывается настолько формально, что это практически не дает информации для анализа. В схемах обследования, за редким исключением, даже нет такого раздела, который предусматривал бы качественный анализ состояния невербального интеллекта, особенностей эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка с нарушениями устной и письменной речи. В лучшем случае изучаются некоторые неречевые психические функции в аспекте наличия у ребенка так называемой неречевой симптоматики. Все это приводит к тому, что логопедическое обследование не решает полноценно главной своей задачи-разработки индивидуальной педагогической стратегии, построенной на анализе многоаспектной диагностической информации о конкретном ребенке. Помимо этого, объединение детей в процессе коррекционного воздействия на основе общности симптомов и симптоматический подход к коррекции нарушений как устной, так и письменной речи стали привычными в логопедической работе и делают ее неэффективной.

Эту ограниченность логопедической теории позволяют исправить специалисты из смежных областей знаний. В частности, публикации Л. С. Цветковой, Т. В, Ахутиной, А. Н. Корнева, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк дополняют представления логопедов о возможных методах диагностики чтения и письма. Современная психология и нейропсихология в последние годы активно занимаются изучением проблем диагностической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии и трудности в обучении.

Нейропсихологический подход к организации диагностики чтения и письма младших школьников.

В основу нейропсихологической диагностики положены современные представления о системной работе мозга, о взаимосвязи разных уровней его организации, о сложном происхождении и строении психических функций, их взаимовлиянии в процессе формирования. Нейропсихологическое диагностическое обследование представляет собой систему методов, использование которых позволяет оценить состояние всей психической сферы ребенка. При этом психические функции, а также личностные особенности ребенка изучаются системно, т.е. во взаимосвязи.

Нейропсихологический метод синдромного анализа (А. В. Сиротюк) позволяет не только выявить причину и механизм нарушения, определить психические функции, нарушенные по одному механизму, но и выявить и охарактеризовать сохранные функции. Диагностика позволяет определить, как протекало развитие определенного ребенка, в какой возрастной точке произошло отклонение в развитии от условного норматива.

Используемые в нейропсихологии понятии «фактор» и «синдром» были введены впервые А. Р. Лурия. Нейропсихологическая диагностика позволяет специалисту, выявив недостаточно сформированный фактор, оценить состояние соответствующих мозговых зон, определить функциональные нарушения и организовать коррекционную работу с учетом слабых и сильных составляющих познавательной деятельности ребенка.

Психологический подход также учитывает нейропсихологические знания. В качестве примера приведем формулировку основной цели психологического обследования детей, разработанного Н. Я. Семаго и М. М. Семаго (2001): обследование выявляет особенности и уровень актуального развития ребенка, отражающие своеобразие формирования базовых составляющих психической деятельности, с целью определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных для ребенка вида и форм обучения. Методика углубленного психологического обследования, предложенная этими авторами, привлекает не только широтой предоставляемой информации, но и ценными для логопеда рекомендациями к технологии проведения обследования, составлению психологического заключения, результатирующего прогноза и практических рекомендаций.

Авторы данного подхода утверждают, что успех коррекции базируется на результатах диагностического обследования как представления системы причинно-следственных связей, иерархии отношений между симптомами и их причинами, должна учитывать всю предыдущую историю психического развития, критические «точки», моменты начала отклонения развития. Коррекционная работа современного типа должна учитывать и имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития.

Коррекционно-развивающее и формирующее воздействие должны начинаться с уровня, предшествующего несформированному или пораженному.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: