1. Повторите основы логопедической работы с детьми, имеющими нарушения письменной речи: обратитесь к учебнику «Логопедия», записям лекций и практических занятий.
2. Определите группу и возраст детей с определенным видом дислексии или дисграфии.
3. Выберите программу коррекционной работы, соответствующую логопедическому диагнозу группы. Для этого обратитесь к парциальным программам коррекции нарушений письменной речи.
4. Определите тему занятия в соответствии с этапом коррекции. Определите место занятия в системе коррекции нарушений письменной речи. Определите объем речевого материала по теме.
5. Выясните (или предположите): а) что уже известно учащимся, б) как можно использовать знания, умения и навыки учащихся на занятии, в) какие новые знания, умения, навыки приобретут учащиеся на занятия (какие знания, умения, навыки будут закрепляться на занятии), г) какие знания, полученные на занятии, помогут в усвоении материала последующих занятий.
6. После этого приступайте к планированию занятия. Обратитесь к методически разработкам, пособиям.
7. Сформулируйте цель занятия, определите задачи (коррекционные неречевые и речевые, педагогические).
8. Определите структуру занятия.
9. Подберите методы, приемы, упражнения, формы работы, соответствующие (!) задачам коррекции.
«Включите» свое творчество: продумайте сюжетную линию, которой будут объединяться все задания, упражнения и игры на занятии, продумайте соответствующую лексику, в том числе и новые для детей слова и понятия. Сделайте записи в черновике, следуя направлениям схемы.
10. Продумайте организацию деятельности учащихся.
Для этого воссоздайте перед глазами образы детей логопедической группы, которым адресован ваш труд, постарайтесь представить их возможное поведение и реальность, в которой будет происходить будущее занятие. При этом помните, что утрированное «занижение» возможностей и способностей детей приведет к неудаче: скорее всего занятие в таком случае будет примитивным и скучным.
|
11.Особое внимание обратите на содержание речевого материала, на последовательность его использования на занятии. Для этого вспомните принципы логопедической работы с детьми.
12.Напишите конспект в черновике.
13.Проверьте и скорректируйте конспект: «проиграйте», проговорите его, проверьте, укладываетесь ли вы во временные рамки, соответствуют ли приемы задачам, а задачи - цели занятия.
14.Напишите «чистовой» вариант конспекта занятия в соответствии с рекомендуемой формой.
Внимание! Помните, что в центре внимания при подготовке конспекта занятия должны быть не только его содержание и приемы деятельности логопеда, но и дети: их индивидуальные психофизиологические и личностные особенности, особенности развития их речи и других важнейших психических функций.
Важно уяснить, что логопедическое занятие по коррекции нарушений письменной речи не является «репетиторством» по чтению и русскому языку. Учитель-логопед призван осуществлять разноплановый коррекционный подход к нарушенным функциям речевой системы, неизменно используя в работе эффективные приемы развития и коррекции психических функций, участвующих в процессах чтения и письма. Именно такой подход к планированию логопедического занятия с детьми, имеющими нарушения письменной речи, может дать положительные результаты в логопедической работе со школьниками.
|
План-конспект логопедического занятия с группой
учащихся 2 класса (страдающих дисграфией на почве нарушения языкового анализа и синтеза)
Тема: Предложение
Цель: Логопедическая коррекция слитного написания слов в предложении и ошибок отсутствия маркировки границ предложения.
Задачи:
Коррекционные неречевые: развитие навыка планирования, самоконтроля и произвольной регуляции деятельности, уточнение пространственных представлений, развитие образного, абстрактного и логического мышления, развитие произвольных движений общей моторики, развитие долговременной слухоречевой памяти.
Коррекционные речевые: поэтапное формирование умения грамматически правильного написания предложения, практическое усвоение навыка языкового анализа и синтеза предложений, коррекция почерка.
Педагогические задачи: воспитание учебной организованности и аккуратности
Оборудование: доска, мел, рабочие тетради, письменные принадлежности (шариковые ручки с синим стержнем, простые и цветные карандаши, стирательные резинки), резиновый мяч, индивидуальные рабочие конверты с раздаточным материалом, картинки - иллюстрации к предложениям, наборное полотно «План-памятка», дидактическое пособие «Поезд», цветные печати для оценки ученических работ.
Использованная литература: СадовниковаИ.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.,1995; Ундзенкова А.В., Сатарова О.В. Русский с увлечением! - Екатеринбург, 2003.
|
План занятия:
I. Организационный момент - 2 мин.
II. Проверка домашнего задания - 5 мин.
III. Работа по коррекции дисграфии - 25 мин.
1. Объявление темы и постановка цели занятия.
2. Анализ признаков предложения.
3. Закрепление знаний признаков предложения.
4. Упражнения в составлении предложения из слов и согласовании слов в предложении.
5. Упражнения на развитие самоконтроля и регуляции деятельности по написанию предложения.
6. Запись предложений с последующим анализом записи.
7. Упражнение в самостоятельном составлении предложения из данных частей с последующей записью
IV Организация окончания занятия - 2 мин.
Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии Тема: Цель: Задачи: - Коррекционные речевые - Коррекционные неречевые Оборудование: Использованная литература: План занятия: I............................... п............................... 1......................... 2......................... и т.д. III............................ Ход занятия: | |||
Этапы и задачи | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся | Оборудование |
[1] Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно-методическое пособие / Г. А. Волкова. - СПб.:Детство-Пресс,
2003, 144 с.