1. Тема логопедического занятия
2. Место занятия в системе коррекционного обучения; связь с предыдущим материалом
3. Цель и задачи логопедического занятия
4. Форма проведения занятия
5. Структура логопедического занятия
- этапы, их соответствие цели и задачам
-логичность, последовательность - переход одного фрагмента занятия к другому
- общий хронометраж занятия - оптимальное распределение времени между его фрагментами
6. Характеристика дидактического (речевого) материала
- соответствие принципам логопедической работы
- соответствие этапу школьного обучения и программным требованиям к коррекционной работе
- соответствие материала теме, цели занятия, возрасту школьников, их психофизическим возможностям
-дидактическая ценность материала
- объем материала (оптимальный, неоправданно расширенный,
неоправданно суженный)
7. Технология коррекции нарушений письменной речи
- используемые приемы логопедического воздействия, их эффективность
- соотношение устных и письменных заданий
- соотношение упражнений, направленных на формирование (развитие) функционального базиса чтения и письма и упражнений по коррекции несовершенных навыков чтения и письма
- порядок следования коррекционных приемов, его соответствие принципам коррекционной логопедической работы
8. Средства наглядности и ТСО
- книги для чтения
- индивидуальные письменные доски
-раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, перфокарты, индивидуальные наборы звуковых символов, цифр, «окошки», «решетки», линейки для чтения, сигнальные карточки и др.)
- наглядные дидактические пособия (настольные, демонстрационные)
- технические средства обучения
|
- уровень речевого развития
- степень и тяжесть нарушения письменной речи
- особенности проявления психофизического развития
- степень учебной подготовленности детей
10. Деятельность учителя-логопеда
- стиль работы учителя-логопеда, педагогический такт
- общий кругозор педагога
- приемы активизации внимания учащихся
- умение руководить учебной деятельностью учащихся вне зависимости от возникающих в ходе занятия непредвиденных педагогических ситуаций
- умение видеть, анализировать трудности при выполнении заданий учащимися по ходу занятия
- осуществление индивидуального подхода -речь
- применение невербальных средств общения
- темп работы учителя-логопеда
11. Деятельность учащихся
- степень проявления речевой и познавательной активности каждого ребенка и группы в целом
- сосредоточенность, устойчивость внимания детей
- ведение рабочей тетради (выполнение письменных заданий) 12.Резулътативность занятия
- выполнение плана занятия
- степень достижения поставленной цели
- усвоение учащимися знаний, умений и навыков
- коррекционно - развивающее назначение занятия
- 13.Собственная оценка занятия, выводы и предложения
Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения:
Письмо Министерства образования Российской Федераиии от 14 декабря 2000 г. N2 (Журнал «Вестник образования», 2001, N 2)
Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.
|
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.
В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
|
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по заданной форме. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.
На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.
Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в развитии устной и письменной речи.
Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.
Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.
Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.
Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, — не менее двух-трех раз в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее одного-двух раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися—не менее трех раз в неделю.
Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут.
Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и логопедических занятий.
В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.
Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.
Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.
Учитель-логопед:
а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных
нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется
работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);
в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;
г) участвует в работе методических объединении учителей - логопедов;
д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном
учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по заданной форме.
Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.
Заместитель министра Е.Е. ЧЕПУРНЫХ