Критерии анализа логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи




1. Тема логопедического занятия

2. Место занятия в системе коррекционного обучения; связь с предыдущим материалом

3. Цель и задачи логопедического занятия

4. Форма проведения занятия

5. Структура логопедического занятия

- этапы, их соответствие цели и задачам

-логичность, последовательность - переход одного фрагмента за­нятия к другому

- общий хронометраж занятия - оптимальное распределение времени между его фрагментами

6. Характеристика дидактического (речевого) материала

- соответствие принципам логопедической работы

- соответствие этапу школьного обучения и программным требо­ваниям к коррекционной работе

- соответствие материала теме, цели занятия, возрасту школьни­ков, их психофизическим возможностям

-дидактическая ценность материала

- объем материала (оптимальный, неоправданно расширенный,
неоправданно суженный)

7. Технология коррекции нарушений письменной речи

- используемые приемы логопедического воздействия, их эффективность

- соотношение устных и письменных заданий

- соотношение упражнений, направленных на формирование (развитие) функционального базиса чтения и письма и упражнений по коррекции несовершенных навыков чтения и письма

- порядок следования коррекционных приемов, его соответствие принципам коррекционной логопедической работы

8. Средства наглядности и ТСО

- книги для чтения

- индивидуальные письменные доски

-раздаточный материал (индивидуальные карточки с заданиями, перфокарты, индивидуальные наборы звуковых символов, цифр, «окошки», «решетки», линейки для чтения, сигнальные карточки и др.)

- наглядные дидактические пособия (настольные, демонстрационные)

- технические средства обучения

- уровень речевого развития

- степень и тяжесть нарушения письменной речи

- особенности проявления психофизического развития

- степень учебной подготовленности детей

10. Деятельность учителя-логопеда

- стиль работы учителя-логопеда, педагогический такт

- общий кругозор педагога

- приемы активизации внимания учащихся

- умение руководить учебной деятельностью учащихся вне зависимости от возникающих в ходе занятия непредвиденных педагогических ситуаций

- умение видеть, анализировать трудности при выполнении заданий учащимися по ходу занятия

- осуществление индивидуального подхода -речь

- применение невербальных средств общения

- темп работы учителя-логопеда

11. Деятельность учащихся

- степень проявления речевой и познавательной активности каждого ребенка и группы в целом

- сосредоточенность, устойчивость внимания детей

- ведение рабочей тетради (выполнение письменных заданий) 12.Резулътативность занятия

- выполнение плана занятия

- степень достижения поставленной цели

- усвоение учащимися знаний, умений и навыков

- коррекционно - развивающее назначение занятия

- 13.Собственная оценка занятия, выводы и предложения


Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения:

Письмо Министерства образования Российской Федераиии от 14 декабря 2000 г. N2 (Журнал «Вестник образования», 2001, N 2)

Настоящее инструктивное письмо определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основными задачами логопедического пункта являются:

- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;

- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении, находящемся в городской местности, при наличии пяти-десяти классов I ступени начального общего образования и трех-восьми классов I ступени начального общего образования в общеобразовательном учреждении, находящемся в сельской местности.

В логопедический пункт зачисляются обучающиеся общеобразовательного учреждения, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи на родном языке (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; заикание; недостатки произношения — фонетический дефект; дефекты речи; обусловленные наруше­нием строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи).

В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 30 мая. Обследованные обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируются по заданной форме. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.

Предельная наполняемость логопедического пункта городского общеобразовательного учреждения не более 25 человек, сельского общеобразовательного учреждения - не более 20 человек.

На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт, учитель-логопед заполняет речевую карту.

Выпуск обучающихся из логопедического пункта производится в течение всего учебного года после устранения у них нарушений в раз­витии устной и письменной речи.

Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося и местонахождения общеобразовательного учреждения.

Занятия с обучающимися в логопедическом пункте, как правило, проводятся во внеурочное время с учетом режима работы общеобразовательного учреждения.

Коррекция произношения у обучающихся первых классов с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).

Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяет­ся тяжестью нарушения речевого развития.

Групповые занятия проводятся:

- с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, - не менее трех раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, — не менее двух-трех раз в неделю;

- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, — не менее одного-двух раз в неделю;

- с заикающимися обучающимися—не менее трех раз в неделю.

Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня по Р.Е. Левиной, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся занятия с ними проводятся в группе. При этом занятия с указанными обучающимися не могут проводиться в одной группе с заикающимися обучающимися и обучающимися с недостатками произношения отдельных звуков. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, про­должительность индивидуального занятия - 20 минут.

Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнале факультативных и лого­педических занятий.

В случае необходимости уточнения диагноза обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами-специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Ответственность за обязательное посещение обучающимися занятий в логопедическом пункте несут учитель-логопед, классный руководитель и руководитель общеобразовательного учреждения.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям об­щеобразовательного учреждения и родителям (законным представите­лям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает реко­мендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией и за комплектование групп.

Учитель-логопед:

а) проводит занятия с обучающимися по исправлению различных
нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется
работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по родному языку, обусловленной первичным речевым нарушением;

б) осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ (особенно по родному языку);

в) поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и психолого-медико-педагогических комиссий;

г) участвует в работе методических объединении учителей - логопедов;

д) представляет руководителю общеобразовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, в общеобразовательном
учреждении и результатах обучения в логопедическом пункте по заданной форме.

Для логопедического пункта выделяется кабинет площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам. Логопедический пункт обеспечивается специальным оборудованием.

Заместитель министра Е.Е. ЧЕПУРНЫХ




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: