Нарушения письменной речи
Примерный образец учебного протокола |
Исследование навыка чтения имя класс дата обследования | |||
Исследуемые компоненты навыка чтения | Оборудование | Инструкции ребенку | Результаты выполнения заданий |
Принципы логопедического обследования
|
Содержание обследования (пропускаем паспортные данные, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии)
I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.
1. Сенсомоторное развитие:
· Латеральная организация, сформированность соматопространственных ощущений (задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив, проба Хэда на отраженные действия).
· Характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например, наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Коса);
· Характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы «кулак-ребро-ладонь», попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев», воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера и др.; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком).
|
· Характеристика слухомоторной и зрительно-моторной координации; состояние внимания (задания на воспроизведение ряда слогов, ритмических рядов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда, срисовывание графических образцов, букв).
2.Интеллектуальные функции, личностные особенности:
· Характеристика состояния зрительного и слухового внимания: умение сосредотачиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (тесты «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр и ряда предложенных; выделение заданного слова в процессе слухового восприятия, ответы на вопросы по прослушанному тексту).
· Характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: быстрота, объем, прочность, точность воспроизведения (задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов, воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов; запоминание четверостиший и др.)
· Характеристика особенностей мышления: развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое); понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, ориентировка во времени; таких качеств, как активность, самостоятельность мышления (используются тесты: «Четвертый лишний», «Классификация», «Аналогии», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, временах суток и другие задания и тесты).
|
· Характеристика способности к саморегуляции в деятельности (способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения) (информативное наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких – либо учебных, в частности, письменных работ, проведение графических диктантов, рисование узора под диктовку в тетради в клетку и др.).
· Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки, волевых качеств, наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно проводить специальные психологические тесты).
II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций.
1.Устная речь
· Уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используется: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);
|
· Общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
· Состояние звукопроизношения;
· Способность правильно воспроизводить звуко-слоговой состав изолированных слов в предложении.
2.Языковые операции:
· Фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами);
· Актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова – предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком, окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т.п.);
· Грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (задания, в которых с опорой на образец требуется образовать слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например, число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; задания на согласование слов в числе, роде, падеже, образование словосочетаний и предложений, исправление письменных текстов, простых предложений, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
· Языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное и с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).
1. Письменная речь:
· Чтение: оценивается способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения).
· Письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка, текстов, насыщенных оппозиционными фонемами, буквами, сходными по начертанию). Информативными являются: списывание и исправление деформированных текстов, сопоставление непосредственно записи слова с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки; проверка идеограммного-непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи. Один и тот же диктант с интервалами во времени в течение учебного дня.
· Способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли допущенные ошибки и исправляет ли их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же тектса, выполненных в разное время, сравнение записей текста, выполненной самостоятельно или с помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
· Анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности – выделение преобладающего вида.
Вывод: по результатам обследования проводится анализ состояния вербальных и невербальных компонентов функциональной системы письменной речи, определяется степень их недостаточности, взаимосвязи в нарушении деятельности тех или иных функций, т.е. выявляются структура и возможные механизмы нарушения письменной речи. При этом важно выявить не только неполноценность тех или иных функций, но и постараться определить зону ближайшего развития, оказывая ребенку помощь в процессе диагностики, отслеживая его способность к самокоррекции, обучению. Анализ результатов обследования позволяет продумать индивидуальную педагогическую стратегию, оценить степень участия в коррекции психолога, психоневролога, провести консультацию с родителями ребенка и учителем.
Процесс педагогической диагностики можно рассматривать как начальный этап коррекционного воздействия.
Лалаева Р. И.
Примерные формулировки логопедического заключения
• ОНР (III уровень).
Выход из моторной алалии.
Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения
языкового анализа и синтеза.
• Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Сенсорная функциональная дислалия.
Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.
• НОНР.
По типу задержки речевого развития.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия. '*
• Лексико-грамматическое недоразвитие.
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.
Примерные формулировки логопедического заключения
• Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).
• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическая дислалия.
Аграмматическая дислексия и дисграфия.
Процедура проведения углубленного логопедического обследования учащегося с нарушением письменной речи
Подготовительный этап
I. Анализ структуры обследования (подготовка формы речевой карты, утверждение формы речевой карты методистом или администратором учреждения).
//. Подготовка диагностичекого материала к обследованию
(подбор заданий и дидактического материала; систематизация материала обследования в соответствии с выбранной структурой; подготовка протоколов к обследованию; утверждение процедуры обследования методистом или администратором учреждения).
///. Составление плана обследования (распределение времени, необходимого для исследования различных состояний речевой системы ребёнка и неречевых функций: составление поурочного планирования).
Основной этап
Проведение обследования (согласно утверждённой процедуре; заполнение протоколов обследования)
Заключительный этап
I. Заполнение речевой карты (внесение сведений о выполнении детьми заданий в речевую карту; составление предварительного заключения по результатам углублённой диагностики)
//. Анализ сведений, полученных в ходе углублённой диагностики (постановка уточнённого диагноза; составление рекомендаций к дальнейшей работе по коррекции выявленного нарушения; составление представления на школьный консилиум или методическое объединение учителей начальных классов).
Внимание! Работа логопеда в системе начального и среднего образования тесно соприкасается с работой учителя начальных классов, учителей - предметников, связанной с обучением ребенка, имеющего речевое нарушение. Учитель - логопед представляет результаты диагностики на заседании педагогического совета или школьного консилиума; педагоги, таким образом, получают сведения о детях «группы риска» и имеют возможность осуществлять в своей работе индивидуальный подход к обучению таких детей с учетом данных логопедом рекомендаций.
2. Сделайте вывод о наличии и преобладании определенных видов специфических ошибок при чтении.
3. Произведите количественный анализ навыка чтения.
4. Познакомьтесь с вариантами логопедического заключения по результатам обследования младших школьников с нарушениями письменной речи (по пособиям на выбор).
- В чём принципиальное различие между понятиями «логопедическое заключение» и «логопедический диагноз»?
- На каком основании составляется логопедическое заключение и из каких разделов оно состоит?
- Каким образом может изменяться логопедическое заключение в течение учебного года?
Что представляет собой логопедический диагноз?
5. Как отразится в логопедическом заключении речевая симптоматика дислексии?