Процедура проведения углубленного логопедического обследования учащегося с нарушением письменной речи




Нарушения письменной речи

 
 

Примерный образец учебного протокола  
Исследование навыка чтения имя класс дата обследования
   
Исследуемые компоненты навыка чтения Оборудование Инструкции ребенку Результаты выполнения заданий
       
       

Принципы логопедического обследования

 


ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЙ

 

   
 
 
 
 
 

 

 

 

 


Содержание обследования (пропускаем паспортные данные, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии)

 

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

· Латеральная организация, сформированность соматопространственных ощущений (задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив, проба Хэда на отраженные действия).

· Характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например, наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Коса);

· Характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы «кулак-ребро-ладонь», попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев», воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера и др.; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком).

· Характеристика слухомоторной и зрительно-моторной координации; состояние внимания (задания на воспроизведение ряда слогов, ритмических рядов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда, срисовывание графических образцов, букв).

2.Интеллектуальные функции, личностные особенности:

· Характеристика состояния зрительного и слухового внимания: умение сосредотачиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (тесты «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр и ряда предложенных; выделение заданного слова в процессе слухового восприятия, ответы на вопросы по прослушанному тексту).

· Характеристика состояния зрительной и слуховой памяти: быстрота, объем, прочность, точность воспроизведения (задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов, воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов; запоминание четверостиший и др.)

· Характеристика особенностей мышления: развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое); понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, ориентировка во времени; таких качеств, как активность, самостоятельность мышления (используются тесты: «Четвертый лишний», «Классификация», «Аналогии», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, временах суток и другие задания и тесты).

· Характеристика способности к саморегуляции в деятельности (способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения) (информативное наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких – либо учебных, в частности, письменных работ, проведение графических диктантов, рисование узора под диктовку в тетради в клетку и др.).

· Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки, волевых качеств, наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно проводить специальные психологические тесты).

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций.

1.Устная речь

· Уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используется: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);

· Общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);

· Состояние звукопроизношения;

· Способность правильно воспроизводить звуко-слоговой состав изолированных слов в предложении.

2.Языковые операции:

· Фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами);

· Актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова – предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком, окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т.п.);

· Грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (задания, в которых с опорой на образец требуется образовать слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например, число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; задания на согласование слов в числе, роде, падеже, образование словосочетаний и предложений, исправление письменных текстов, простых предложений, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);

· Языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное и с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).

1. Письменная речь:

· Чтение: оценивается способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения).

· Письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка, текстов, насыщенных оппозиционными фонемами, буквами, сходными по начертанию). Информативными являются: списывание и исправление деформированных текстов, сопоставление непосредственно записи слова с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки; проверка идеограммного-непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи. Один и тот же диктант с интервалами во времени в течение учебного дня.

· Способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли допущенные ошибки и исправляет ли их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же тектса, выполненных в разное время, сравнение записей текста, выполненной самостоятельно или с помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;

· Анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности – выделение преобладающего вида.

Вывод: по результатам обследования проводится анализ состояния вербальных и невербальных компонентов функциональной системы письменной речи, определяется степень их недостаточности, взаимосвязи в нарушении деятельности тех или иных функций, т.е. выявляются структура и возможные механизмы нарушения письменной речи. При этом важно выявить не только неполноценность тех или иных функций, но и постараться определить зону ближайшего развития, оказывая ребенку помощь в процессе диагностики, отслеживая его способность к самокоррекции, обучению. Анализ результатов обследования позволяет продумать индивидуальную педагогическую стратегию, оценить степень участия в коррекции психолога, психоневролога, провести консультацию с родителями ребенка и учителем.

Процесс педагогической диагностики можно рассматривать как начальный этап коррекционного воздействия.

 

Лалаева Р. И.

Примерные формулировки логопедического заключения

• ОНР (III уровень).

Выход из моторной алалии.

Фонематическая дислексия, дисграфия на почве нарушения

языкового анализа и синтеза.

• Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Сенсорная функциональная дислалия.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания.

• НОНР.

По типу задержки речевого развития.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия. '*

• Лексико-грамматическое недоразвитие.
Семантическая дислексия, аграмматическая дисграфия.

Примерные формулировки логопедического заключения

• Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.

Стертая форма псевдобульбарной дизартрии. Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

• Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной
отсталости, механическая дислалия.

Аграмматическая дислексия и дисграфия.

Процедура проведения углубленного логопедического обследования учащегося с нарушением письменной речи

Подготовительный этап

I. Анализ структуры обследования (подготовка формы речевой карты, утверждение формы речевой карты методистом или админист­ратором учреждения).

//. Подготовка диагностичекого материала к обследованию

(подбор заданий и дидактического материала; систематизация матери­ала обследования в соответствии с выбранной структурой; подготовка протоколов к обследованию; утверждение процедуры обследования методистом или администратором учреждения).

///. Составление плана обследования (распределение времени, необходимого для исследования различных состояний речевой систе­мы ребёнка и неречевых функций: составление поурочного планиро­вания).

Основной этап

Проведение обследования (согласно утверждённой процедуре; заполнение протоколов обследования)

Заключительный этап

I. Заполнение речевой карты (внесение сведений о выполнении детьми заданий в речевую карту; составление предварительного зак­лючения по результатам углублённой диагностики)

//. Анализ сведений, полученных в ходе углублённой диагности­ки (постановка уточнённого диагноза; составление рекомендаций к дальнейшей работе по коррекции выявленного нарушения; составле­ние представления на школьный консилиум или методическое объеди­нение учителей начальных классов).

Внимание! Работа логопеда в системе начального и среднего об­разования тесно соприкасается с работой учителя начальных классов, учителей - предметников, связанной с обучением ребенка, имеющего речевое нарушение. Учитель - логопед представляет результаты диагностики на заседании педагогического совета или школьного консили­ума; педагоги, таким образом, получают сведения о детях «группы риска» и имеют возможность осуществлять в своей работе индивиду­альный подход к обучению таких детей с учетом данных логопедом рекомендаций.

2. Сделайте вывод о наличии и преобладании определенных видов специфических ошибок при чтении.

3. Произведите количественный анализ навыка чтения.

4. Познакомьтесь с вариантами логопедического заключения по результатам обследования младших школьников с нарушениями письменной речи (по пособиям на выбор).

- В чём принципиальное различие между понятиями «логопедическое заключение» и «логопедический диагноз»?

 

- На каком основании составляется логопедическое заключение и из каких разделов оно состоит?

- Каким образом может изменяться логопедическое заключение в течение учебного года?

Что представляет собой логопедический диагноз?

5. Как отразится в логопедическом заключении речевая симптоматика дислексии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: