Представительные органы местного самоуправления




 

В подавляющем большинстве стран (например, Великобритании, Германии, Франции, Японии) представительные органы, действующие на муниципальном уровне, состоят из лиц, непосредственно избираемых населением муниципального образования. Так, конституция Испании 1978 г. закрепляет, что советники избираются жителями муниципалитета путем всеобщего равного, свободного, прямого и тайного голосования на условиях, установленных законом (ст. 140). В конституции Казахстана 1988 г. предусматривается, что маслихаты избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (ч. 2 ст. 86).

В некоторых государствах (например, США, Канаде, Китае, Швейцарии, странах Тропической Африки) муниципальные представительные органы могут быть сформированы не путем прямых выборов. Так, в некоторых графствах США советы состоят из выборных представителей входящих в состав графства тауншипов. В Китае члены деревенского выборного комитета избираются на собрании деревенских представителей или их кандидатуры выдвигаются малыми деревенскими группами.

В России представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Представительный орган муниципального района может:

1)состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном настоящей ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

2)избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района (ч. 2, 4 ст. 35).

Согласно Федеральному закону, представительный орган поселения не формируется, если численность жителей поселения, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35).

Как правило, численный состав представительных органов местного самоуправления зависит от численности населения муниципалитета. Например, конституция Бразилии 1988 г. устанавливает, что число муниципальных советников пропорционально населению муниципии при соблюдении следующих пределов: а) минимум девять и максимум двадцать один в муниципиях, насчитывающих до одного миллиона жителей; б) минимум двадцать три и максимум сорок один в муниципиях, насчитывающих более одного миллиона и до пяти миллионов жителей; в) минимум сорок два и максимум пятьдесят пять в муниципиях, насчитывающих более пяти миллионов жителей (ст. 29).

Численный состав представительного органа местного самоуправления Германии устанавливается муниципальным законом. Так, Закон об общине Вольной Земли Саксония закрепляет, что количество членов совета общины зависит от общего числа жителей данной общины (п. 2 § 29). В общинах численностью до 500 жителей избирается 8 членов совета, до 50 тыс. - 34.

В Российской Федерации закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее: 7 человек - при численности населения менее 1000 человек; 10 человек - при численности населения от 1000 до 10 тыс. человек; 15 человек - при численности населения от 10 тыс. до 30 тыс. человек; 20 человек - при численности населения от 30 тыс. до 100 тыс. человек; 25 человек - при численности населения от 100 тыс. до 500 тыс. человек; 35 человек - при численности населения свыше 500 тыс. человек. Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Наименования представительных органов местного самоуправления определяются исходя из исторических, культурных, правовых традиций государства. В Великобритании образуются советы графств, округов, советы и собрания приходов; в Индии - генеральные, муниципальные советы, панчаяты; в Японии - префектуральные, городские, поселковые и сельские собрания; в Швеции - ассамблеи; в Китае - собрания народных представителей; в Армении - советы старейшин; в Казахстане - маслихаты; в Кыргызстане - местные кенеши; в Латвии - городские думы, районные и волостные советы, в Литве - советы самоуправлений; в Молдове - выборные местные советы и примары; в Таджикистане (в областях, городах и районах) - маджлисы народных депутатов; в Туркменистане - генгеши.

В России встречаются разнообразные наименования представительных органов местного самоуправления: советы местного самоуправления, районные (городские) советы депутатов, думы, собрания и др. Федеральный закон предусматривает, что наименования представительного органа муниципального образования устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 3 ст. 34).

Срок полномочий представительных органов местного самоуправления может быть различный. Например, в Мексике муниципальные советы (кабильдо, аюнтамьенто) избираются на три года. В Китае срок полномочий деревенских комитетов также составляет три года, равно как и срок действия ассамблей в Швеции, советов старейшин в Армении, советов самоуправлений в Литве, советов в Эстонии. В Австралии, Болгарии, Бразилии, Великобритании, Венгрии, Дании, Кении, Польше, США, Украине, Швейцарии, Японии - четыре года; в Германии, Таджикистане, Туркменистане, как правило, - пять лет; в Бельгии, Люксембурге (коммунальный уровень), Франции- шесть лет.

В России Федеральный закон определяет, что срок полномочий депутата устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет (ч. 2 ст. 40).

Статус депутата представительного органа муниципальной власти в разных государствах характеризуется как свободным (например, во Франции) так и императивным мандатом (в странах Тропической Африки).

В России Федеральный закон устанавливает, что полномочия депутата прекращаются досрочно в случае его отзыва избирателями (ч. 10 ст. 40). Данная норма позволяет сделать вывод о смешанном характере депутатского мандата на муниципальном уровне.

Европейская хартия местного самоуправления предусматривает, что статус местных выборных лиц должен обеспечивать свободное осуществление их мандата (ч. 1 ст. 7).

В Российской Федерации депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (ч. 1 ст. 40 Федерального закона). Гарантии прав депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами (ч. 8 ст. 40).

Представительные органы местного самоуправления действуют на основе регламентов, которые устанавливают их структуру, полномочия и формы деятельности. Причем органы государственной власти в некоторых странах, в том числе в России, наделены правом издания модельных регламентов представительных органов местного самоуправления.

Основной формой работы представительных органов муниципальной власти являются сессии - очередные и внеочередные. Как правило, представительный орган местного самоуправления формирует для своей работы комитеты и комиссии.

Полномочия представительных органов местного самоуправления сводятся к принятию нормативных актов, действующих на муниципальном уровне, и контролю деятельности исполнительного звена местного самоуправления.

К исключительной компетенции местных Советов депутатов конституция Беларуси 1994 г. (с изменениями и дополнениями 1996 г.) относит: утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении; установление в соответствии с законом местных налогов и сборов; определение в пределах, установленных законом, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью; назначение местных референдумов (ст. 121).

В Казахстане в ведении маслихатов находятся: утверждение планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета и отчета об их исполнении; решение отнесенных к их ведению вопросов местного административнотерриториального устройства; рассмотрение отчетов руководителей местных исполнительных органов по вопросам, отнесенным законом к компетенции маслихата; образование постоянных комиссий и иных рабочих органов маслихата, заслушивание отчетов об их деятельности, решение иных вопросов, связанных с организацией работы маслихата; осуществление в соответствии с законодательством Республики иных полномочий по обеспечению прав и законных интересов граждан (ч. 5 ст. 86 конституции 1988 г.). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений:

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах; местный самоуправление муниципальный правовой

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (ч. 10 ст. 35).

Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 11 ст. 35).

Сегодня на пути формирования и функционирования представительных органов муниципальной власти в Российской Федерации возникает немало проблем. Эффективной деятельности представительных органов местного самоуправления будет способствовать четкое определение их компетенции в уставах муниципальных образований, повышение профессионализма депутатского корпуса, расширение форм участия населения в деятельности представительных органов муниципальных образований и разработка механизмов ответственности органов местного самоуправления перед населением.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: