Правовой статус главы муниципального образования




 

Должность главы местного самоуправления известна в России давно. В соответствии с Городовым положением от 11 июня 1892 г. в городской Управе председательствовал Городской голова (аналогичное положение содержалось в ст. 70 ранее действовавшего Городового положения от 16 июня 1870 г.), который осуществлял общий надзор за правильным течением дел в Управе и подведомственных ей учреждениях (ст. 90, 100). Кроме этого, Городскому голове в случаях, не терпящих отлагательства, предоставлялось право самому принимать меры, предоставленные коллегиальному обсуждению городской Управы, однако о своих действиях он был обязан на ближайшем заседание сообщить Управе (ст. 99).

В незначительных уездных и безуездных городских поселениях Городской голова мог единолично, с разрешения министра внутренних дел, выполнять обязанности Управы «с назначением ему по избранию Думы Помощника» (ст. 92).

Современная практика построения муниципальной власти в Российской Федерации, как неоднократно отмечалось ранее, регулируется Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с ним глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и уставом муниципального образования наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (ч. 1 ст. 36).

Глава муниципального образования:

) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

2) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

2) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.

Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

В соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования:

1)избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2)в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3)в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4)не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации (ч. 2 ст. 36).

Таким образом, Федеральный закон закрепляет альтернативный порядок избрания главы муниципального образования. Практика зачастую идет по пути избрания главы муниципального образования населением муниципального образования на альтернативной основе на базе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В ряде зарубежных стран главы муниципальной власти также избираются либо непосредственно населением (например, в США - система «сильный мэр - слабый совет», Египте, Бразилии, Японии), либо представительным органом муниципальной власти из своего состава (США - система «сильный совет -слабый мэр», Австрия, Дания, Франция, Италия).

В России в сельских поселениях может быть предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.

Подобные примеры встречаются и в зарубежной муниципальной практике. Так, в ряде муниципалитетов Германии (земли Бавария, Саксония) предусмотрено избрание населением бургомистра (обер-бургомистра), который осуществляет руководство административным аппаратом и является председателем муниципального совета. В Дании бургомистр также председательствует в совете и руководит местной администрацией.

В зарубежной муниципальной практике главы исполнительных органов местного самоуправления не только избираются, но и назначаются представительным органом муниципальной власти. Например, в США действует система «совет - управляющий», при которой представительный орган назначает высокооплачиваемого управляющего - менеджера. Последний может осуществлять деятельность наряду с мэром, если такая должность предусматривается. Взаимоотношения управляющего с советом строятся, как правило, на контрактной основе. Управляющий обычно подбирается из числа лиц, имеющих соответствующую профессиональную подготовку; он единолично формирует муниципальную администрацию, контролирует деятельность отделов и управлений, разрабатывает и представляет на утверждение муниципального совета бюджет, формулирует предложения по вопросам финансовой политики муниципалитета, осуществляет контроль исполнения решений представительного органа местного самоуправления.

В Великобритании муниципальные советы назначают на должность главного администратора. Он осуществляет фактическое руководство исполнительной властью на территории муниципалитета (в отличие от мэра, роль которого сводится к пред-седательствованию в совете и осуществлению представительских функций).

Должность директора общины, назначаемого советом, предусмотрена и в Германии (земли Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония).

В Финляндии совет коммуны назначает главу исполнительной муниципальной власти - профессионального управляющего и его помощников. Система организации местной власти с «муниципальным управляющим» действует в Израиле, Ирландии, Германии, Канаде, Норвегии, Финляндии, Швеции.

В России Федеральный закон предусматривает, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) - представительным органом муниципального района (городского округа) в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения, и законом субъекта Российской Федерации - в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В случае если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом поселения, а в отношении должности главы местной администрации муниципального района (городского округа) - уставом муниципального района (городского округа) и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации.

Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования. Он должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проект контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования.

Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются представительным органом муни тем существенного увеличения финансовых ресурсов местного самоуправления пока не предвидится субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Лицо на должность главы местной администрации назначается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования (ст. 37).

В некоторых государствах не предполагается разделения представительных и исполнительных органов муниципальной власти. В частности, в странах англосаксонской системы может иметь место «комиссионная форма» организации муниципальной деятельности, при которой избираемый населением в количестве трех - семи человек состав комиссионеров одновременно является и представительным, и исполнительным органом местного самоуправления. Выборные члены комиссии являются главами основных муниципальных департаментов. Таким образом, для данной формы характерно полное слияние функций выборного совета и управления муниципальным аппаратом. Однако в нашей стране эта система не применяется.

В некоторых государствах не предполагается разделения представительных и исполнительных органов муниципальной власти. В частности, в странах англосаксонской системы может иметь место «комиссионная форма» организации муниципальной деятельности, при которой избираемый населением в количестве трех - семи человек состав комиссионеров одновременно является и представительным, и исполнительным органом местного самоуправления. Выборные члены комиссии являются главами основных муниципальных департаментов. Таким образом, для данной формы характерно полное слияние функций выборного совета и управления муниципальным аппаратом. Однако в нашей стране эта система не применяется.

В завершении отметим, что любая модель муниципальной организации должна быть увязана с особенностями конкретного муниципального образования, численностью его населения, инфраструктурой, историческими и культурными традиция.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: