Учебная практика на первом курсе




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ »

Финансово-экономический институт

Кафедра общей и экономической социологии

 

 

М. М. Акулич, И. В. Ильина, М. Н. Кичерова

 

УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие

для студентов направления 040100.62

«Социология»

Очная и заочная форма обучения

 

 

Тюменский государственный университет

 

УДК 316 (075.8)

ББК С5я73

А 441

М.М.Акулич, И.В.Ильина, М.Н.Кичерова. Учебная и производственная практика: Учебно - методическое пособие для студентов направления 040100.62 «Социология». Очная и заочная форма обучения. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014, 80 стр.

Учебно-методическое пособие разработано с учетом новых требований к организации практики, ориентировано на непрерывный процесс практической подготовки студентов и реальное трудоустройство выпускников после окончания вуза. Пособие включает основные вопросы, касающиеся организации практики: содержание практик, порядок их прохождения, требования к отчетам, перечень необходимых документов. Пособие содержит рекомендации по составлению резюме и самопрезентации, методические указания для студентов и руководителей практики.

Рекомендовано к изданию кафедрой общей и экономической социологии. Утверждено первым проректором Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.М. Акулич, профессор,

д.соц.н., зав.кафедрой общей и экономической социологии

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Л.Л. Мехришвили, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета, д.соц.н.

Н.В. Мальцева, доцент кафедры общей и экономической социологии Тюменского государственного университета, к.соц.н.

 

 

© Тюменский государственный университет, 2014.

© М. М. Акулич, И. В. Ильина, М. Н. Кичерова, 2014.

 

 

Мария Михайловна Акулич

Илона Валерьевна Ильина

Марина Николаевна Кичерова

 

УЧЕБНАЯ И ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА

Учебно-методическое пособие

для студентов направления 040100.62

«Социология»

Очная и заочная форма обучения

Подписано в печать __________ г. Тираж _____ экз

Объем _____ п. л. Формат 60х84/16 Заказ № _____.

Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Виды практик

1.1. Учебная практика

1.2. Производственная практика

2. Содержание практики

2.1. Учебная практика на первом курсе

2.2. Учебная практика на втором курсе

2.3. Производственная практика

3. Организация практики

3.1. Организационное собрание

3.2. Руководство практикой

4. Отчет по практике

4.1. Содержание отчета

4.2. Требования к оформлению документов

4.3.Защита отчета

5. Аттестация по практикам

6. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на практике

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики

8. Словарь основных терминов

Приложение 1. Титульный лист отчета по практике

Приложение 2. Договор на прохождение практики

Приложение 3. Дневник практики

Приложение 4. Направление на практику (удостоверение)

Приложение 5. Отзыв руководителя практики

Приложение 6. Перечень организаций - баз практики

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Перед высшими учебными заведениями России сегодня поставлена важная задача - приблизить характер и содержание обучения к требованиям и реалиям современной жизни, сократить продолжительность послевузовской адаптации выпускников, дать им возможность трудоустройства по специальности.

Вся учебная, научная и воспитательная работа со студентами подчинена основной идее – сформировать у них общекультурные и профессиональные компетенции, развить навыки практической деятельности в условиях рыночной экономики, достаточные для их трудоустройства после окончания вуза. В связи с этим авторы пособия считают необходимым изменить и усовершенствовать подходы к организации и проведению практики во время обучения студентов и предлагают комплексную систему непрерывной практической подготовки студентов в период обучения в вузе.

Концепция данной системы опирается на ряд ключевых принципов:

· максимальная приближенность к реальной профессиональной деятельности;

· ориентация на конечную цель образования – подготовка квалифицированных специалистов и рациональное трудоустройство;

· учет и использование реальных интересов студента, преподавателя и работодателя;

· комплексное использование ресурсов организаций и предприятий, которые выступают базой практики и возможностей вуза, в частности учебно-научной социологической лаборатории, которая создана при выпускающей кафедре.

· создание условий для осознания выпускниками своих жизненных целей, места и задач в новых условиях, разработка реальной программы личных действий для достижения трудоустройства и обеспечения собственной карьеры.

Настоящее учебно-методическое пособие отражает основные положения такого подхода и содержит методические рекомендации для преподавателей и студентов, выполнение которых позволит реализовать данные принципы: в пособии представлены программы учебной и производственной практики, рекомендации для составления резюме и техники самопрезентации, примерный график прохождения практики с указанием конкретных видов работ, образцы документов, которые необходимо представить после окончания практики, рекомендации по составлению и защите отчета по практике.

Особенность методического подхода, представленного в данном пособии, заключается в том, что организация практики на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами навыками профессиональной деятельности. Каждый последующий вид практики предполагает постепенное усложнение задач и соответственно более широкий спектр знаний, умений, навыков, профессиональных компетенций, которыми овладевают студенты во время прохождения практики.

Отличительные черты данного подхода выражаются в том, что:

· во-первых, повышается роль выпускающей кафедры на всех стадиях непрерывной практической подготовки студентов;

· во-вторых, обеспечивается стабильная профессиональная, социальная и психологическая поддержка студентов на начальном этапе включения в профессию;

· в-третьих, отличительной особенностью данного подхода является тот факт, что для повышения качества подготовки выпускников авторы предлагают сочетать возможности практической деятельности на конкретном предприятии с возможностью закреплять и совершенствовать свои знания и практические навыки в учебно-научной социологической лаборатории, которая действует при кафедре.

· в-четвертых, обеспечивается более тесная связь кафедры с предприятиями, выступающими базами практики, что расширяет возможности дальнейшего реального трудоустройства выпускников.

· в-пятых, методическое обеспечение всех видов практик опирается преимущественно на современные интерактивные методы и технологии.

 

Изменения в принципах функционирования экономики страны, произошедшие в последние десятилетия, коснулись не только собственно производственных и экономических процессов, но и существенным образом отразились на методах и технологиях управления ими, организации соответствующего информационного обеспечения. Поэтому в настоящем пособии авторы посчитали необходимым особое внимание уделить методическому сопровождению и методической поддержке действий студентов-практикантов по работе с документами организаций - баз практики.

Существенное влияние на организацию документационного обеспечения деятельности организаций оказало интенсивное развитие компьютерных и телекоммуникационных систем и технологий. Так, многие организации применяют электронный документооборот, внедряют новые информационно-коммуникационные технологии и программные продукты для учета деятельности организации, взаимодействия с клиентами, контрагентами и партнерами. В связи с этим программа практик предусматривает знакомство с новыми технологиями и программными продуктами, которые используются в деятельности современных предприятий, приобретение соответствующих навыков работы.

Учитывая реалии современного рынка труда, практики трудоустройства выпускников, авторы сочли необходимым акцентировать внимание на формировании навыков самопрезентации. Для этого в учебно-методическом пособии имеются практические указания по составлению резюме, правилам ведения деловой беседы, навыкам общения в профессиональной среде. Данные методические указания и рекомендации помогут в формировании общекультурных компетенций обучающихся, и будут полезны выпускникам в практической деятельности при дальнейшем трудоустройстве.

В пособии достаточно полно представлено содержание заданий, раскрывающих основные виды деятельности студентов на практике. Также в помощь студентам авторами подготовлен словарь основных терминов, который поможет практикантам быстрее адаптироваться в профессиональной среде предприятия и составить отчет о практике.

Авторский коллектив надеется, что данное учебно-методическое пособие в качестве практического руководства будет способствовать повышению конкурентоспособности выпускников Тюменского государственного университета на рынке труда, скорейшему профильному трудоустройству и эффективной адаптации выпускников на предприятиях и в организациях.


 

Виды практик

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО практика является обязательным разделом основной образовательной программы бакалавриата и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.

Практика организуется и проводится с целью приобретения студентами знаний, умений и навыков, их углубления и закрепления полученных теоретических знаний в практической деятельности. В период практики осуществляется непосредственная реализация теоретической подготовки студента в условиях, приближенных к его будущей профессиональной деятельности.

Сроки проведения практики определяются рабочими учебными планами по направлению подготовки и ежегодно конкретизируются графиком учебного процесса.

В соответствии с учебным планом, студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Социология», проходят следующие виды практики:

1. На первом курсе (второй семестр) – учебная практика, продолжительностью 2 недели (108 часов);

2. На втором курсе (четвертый семестр) – учебная практика, продолжительностью 2 недели (108 часов);

3. На четвертом курсе (восьмой семестр) – производственная практика продолжительностью 4 недели (216 часов).

 

Форма прохождения практики – индивидуальная. Общая трудоемкость учебной практики на первом и втором курсе составляет 5 зачетных единиц, трудоемкость производственной практики на четвертом курсе – 5 зачетных единиц. Сроки и место практики, назначение руководителей практики оформляются приказом по университету в установленном порядке.

Продолжительность рабочего времени при прохождении студентами практики в организациях составляет для студентов в возрасте от 16 до 18 лет не более 36 часов в неделю, в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки социология, могут пройти практику:

1. В учреждениях и на предприятиях, с которыми у ТюмГУ заключен договор (см. Приложение 6);

2. В структурных подразделениях ТюмГУ (управление информационной политики, управление по работе с персоналом и др.);

3. В Учебно-научной социологической лаборатории, которая создана при выпускающей кафедре;

4. Студенты могут самостоятельно выбрать любую организацию или предприятие для прохождения практики.

 

 

1.1. Учебная практика

Учебная практика проводится на первом и втором курсе. Цель учебной практики заключается в получении первичных профессиональных умений и навыков.

Задачами учебной практики на первом курсе являются:

-изучение практической деятельности предприятий и организаций, анализ документов организации;

-выявление проблемных зон в деятельности организации, анализ ситуации;

 

-обучение навыкам делового общения, профессиональной коммуникации;

-приобретение и развитие профессиональных умений и навыков самостоятельной исследовательской работы;

-расширение, систематизация знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин.

 

Учитывая непрерывность и последовательность практической подготовки студентов, задачи учебной практики на втором курсе расширяются.

Задачами учебной практики на втором курсе являются:

- изучение деятельности организаций и предприятий, формирование и закрепление навыков сбора первичных данных, анализа документов;

- выявление социальных проблем организации и определение методов социологического исследования для их изучения;

- разработка программы социологического исследования по одной из актуальных проблем организации;

- проведение пилотажного исследования с использованием социологических методов;

- развитие и закрепление профессиональных умений и навыков самостоятельной исследовательской работы;

- расширение, систематизация знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин.

 

Компетенции, определенные ФГОС ВПО и формируемыев процессе прохождения учебной практики, подразделяются на общекультурные и профессиональные.

В результате прохождения учебной практики обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

– способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

По результатам прохождения практики студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

– способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

– способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

– умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

- способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

- способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

– способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

- способность использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-11).

 

Место практики в структуре основной образовательной программы.

Прохождение учебной практики на первом курсе предусматривает освоение следующих теоретических дисциплин: «Технология подготовки научного текста», «Психология», «Основы социологии», «Введение в профессию», «Социологический практикум», «Логика».

Прохождение учебной практики на втором курсе основывается на знаниях, полученных студентами в ходе изучения следующих дисциплин: «Социология организаций», «Социология социальной сферы», «Основы менеджмента», «Социология инноваций», «Анализ данных в социологии», «Методы прикладной статистики для социологов», «Методология и методика социологических исследований».

Знания и навыки, которые были получены в ходе учебной практики, помогут в дальнейшем при изучении дисциплин «Социально-территориальные особенности регионального развития», «Социология рынков», «Связи с общественностью», «Социология профессий», а также при написании выпускной квалификационной работы.

 

1.2. Производственная практика

Производственная практика заключается в апробации знаний студентов, полученных в период обучения, и направлена на приобретение необходимых практических умений и навыков производственной работы.

Целью производственной практики является развитие профессиональных компетенций студента в условиях конкретного производства на основе использования теоретических знаний.

Задачами производственной практики являются:

-закрепление, углубление и расширение знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения;

- изучение деятельности организаций и предприятий, развитие и закрепление навыков работы с документами;

-овладение профессионально-практическими умениями и производственными навыками, получение всесторонней практической подготовки;

-выявление и анализ проблемных зон в деятельности организации, их изучение с помощью социологических методов;

- разработка программы социологического исследования по одной из проблем, актуальной для организации;

- сбор практического материала для написания выпускной квалификационной работы.

 

 

Компетенции, определенные ФГОС ВПО и формируемые в процессе прохождения производственной практики, подразделяются на общекультурные и профессиональные.

В результате прохождения производственной практики обучающийся должен овладеть следующими общекультурными компетенциями:

– умением логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

– готовностью к кооперации с коллегами, к работе в коллективе (ОК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

– стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации (ОК-6);

– осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

– способностью использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач (ОК-9);

- способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-10);

–способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-11);

По результатам прохождения практики студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

– способностью применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования (ПК-1);

- способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);

– способностью и готовностью участвовать в составлении и оформлении научно-технической документации, научных отчетов, представлять результаты исследовательской работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-3);

- способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4);

– умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);

- способностью участвовать в разработке основанных на профессиональных социологических знаниях предложений и рекомендаций по решению социальных проблем, в разработке механизмов согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-6);

- способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-7);

- умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);

- способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб (ПК-9);

– способностью использовать базовые теоретические знания, практические навыки и умения для участия в научных и научно-прикладных исследованиях, аналитической и консалтинговой деятельности (ПК-10);

- способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (знание основ социально-экономических и гуманитарных дисциплин)(ПК-12).

 

Прохождение производственной практики основывается на знаниях, полученных в ходе изучения следующих дисциплин:

«Методология и методика социологического исследования», «Анализ данных в социологии», «Социология организаций», «Экономическая социология», «Политическая социология», «Социология управления», «Социология массовых коммуникаций», «Социологические методы в маркетинговых исследованиях», «Менеджмент в социальной сфере», «Социальная психология», «Государственное и муниципальное управление», «Социологическое обеспечение кадровой работы», «Социология предпринимательства», «Экономика и социология труда», «Социология рынков», «Качественные методы социологического исследования», «Социология профессий».

Производственная практика является логическим продолжением профессионального обучения. Она является площадкой для закрепления знаний и умений, полученных на занятиях по данным дисциплинам, и способствует реализации практических навыков в профессиональной деятельности социолога. Производственная практика является необходимым подготовительным этапом для успешного прохождения итоговой государственной аттестации и написания выпускной квалификационной работы.


Содержание практики

Учебная практика на первом курсе

Учебная практика после первого курса является по своему содержанию ознакомительной, направлена на знакомство студентов с работой конкретных предприятий и организаций, а также со своей будущей профессиональной деятельностью. Программа практики направлена на развитие начальных профессиональных навыков.

Таблица 1.

Программа и примерный график прохождения

учебной практики на первом курсе

Выполняемая работа, изучаемые вопросы Кол-во дней
1. Посещение организации – базы учебной практики. Знакомство с руководителем практики от организации, оформление документов для прохождения практики (договор, удостоверение).  
2. Знакомство с организационной структурой предприятия, работой отделов и служб.  
3. Изучение учредительных документов и внутренних локальных актов организации (Устав, Свидетельство о регистрации, Выписка из реестра (ЕГРЮЛ или ЕГРИП), Информационное письмо Росстата, Карточка предприятия).  
  Изучение основных направлений деятельности организации и работы структурных подразделений. Изучение локальных актов организации – номенклатура дел, штатное расписание или штатный список, положения об отделах, должностные инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, приказы по основной деятельности, приказы по кадрам.  
5. Проведение собеседования с сотрудниками и должностными лицами организации (3-6 интервью). Выявление проблемных зон в организации.  
6. Сбор практического материала для написания отчета, анализ документов, копирование документов (или выписки из документов).  
7. Выполнение служебных поручений сотрудников организации (техническая подготовка документов, материалов для отчетов, регистрация входящих и исходящих документов, отправка служебной корреспонденции, оформление и техническое исполнение документов, подготовка рекламно-информационных материалов, взаимодействие с заказчиками и потребителями услуг и др.)  
8. Выявление и формулирование актуальных проблем организации. Консультирование с руководителем практики от кафедры.  
9. Обработка и анализ данных, подготовка отчета.  
10. Оформление отчета по практике, приложений. Обоснование предложений и рекомендаций.  
11. Согласование и обсуждение отчета на предприятии. Консультирование с руководителем практики от предприятия.  
12. Подготовка к защите отчета. Консультирование с руководителем практики от кафедры.  
13. Защита отчета по производственной практике.  

 

График прохождения практики помогает студентам планировать время и виды работ, координировать свою деятельность с сотрудниками предприятия, которое выступает базой практики. Программа содержит основные виды работ, выполнение которых рекомендуется студентам для успешного прохождения практики на первом курсе.

Учитывая, что главной задачей учебной практики является изучение деятельности конкретной организации, студентам первого курса следует обратить внимание на изучение целей организации. Эти цели можно сформулировать по-разному: выход на лидирующие позиции в отрасли, достижение конкурентного преимущества, удовлетворение запросов потребителей, достижение максимально высокого качества или производительности, корпоративное превосходство, достижение высоких показателей деятельности, прибыльности, результативности, роста.

Изучая производственную деятельность организации, студентам-практикантам рекомендуется выявить имеющиеся проблемы. Общаясь с сотрудниками организации во время практики, следует учесть, что термин «проблема» имеет разные толкования: его понимают как неудачу, ошибку, недостаток или упущенную возможность. Помимо этого термин «проблема» может использоваться шире и описывать ситуацию, когда появляется несоответствие между тем, что должно происходить и тем, что происходит на самом деле. В такой трактовке проблема описывается в сравнении, то есть определяется как расхождение между реальным и желаемым. Иногда текущее состояние дел в организации сравнивается с состоянием, имевшим место в прошлом. Если наблюдается ухуджение положения, например понижение уровня продаж или уменьшение прибыли, то проблема определяется как «необходимость восстановить исходное состояние дел в компании».

Альтернативный вариант, когда текущее состояние сравнивается со стандартом (эталоном). В этом случае проблема определяется как «необходимость превзойти эталонные показатели или соответствовать им». В качестве критерия оценки состояния дел могут выступать уровень качества продукции у конкурентов, ассортимент предлагаемых ими услуг, послепродажное обслуживание. Такие проблемы наблюдаются в деятельности даже у преуспевающих компаний, поэтому мы рекомендуем студентам в ходе практики обратить внимание на проблемы, которые являются типичными для современных организаций:

· недовольные клиенты;

· неудовлетворительные результаты деятельности компании;

· высокая текучесть кадров;

· непредвиденные потери и убытки;

· потеря важного рынка;

· отсутствие перспектив;

· устаревшая система контроля;

· неоправдавшие себя инвестиции;

· упущенные возможности;

· боязнь перемен, сопротивление инновациям;

· неиспользуемые ресурсы;

· давление со стороны конкурентов;

· неудача в достижении целей;

· неуверенность в собственных силах, медлительность в действиях;

· внутренние конфликты.

Успешное выполнение этой работы студентами предполагает регулярное консультирование и обсуждение профессиональных вопросов с руководителем практики от кафедры и руководителем от организации.

Студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Социология», имеют возможность пройти учебную практику не только на предприятиях и в организациях, но и в Учебно-научной социологической лаборатории.

Учебно-научная социологическая лаборатория при кафедре общей и экономической социологии Финансово-экономического института создана приказом ректора Тюменского государственного университета от 02.08.2011 года № 413а. Место нахождения лаборатории: 625003, Российская Федерация, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Ленина, 16, кабинет 210. Решением заседания кафедры доктор философских наук, профессор Мельник В.В. назначен научным руководителем учебно-научной социологической лаборатории, заведующей лабораторией – кандидат социологических наук, доцент кафедры Ефимова Г.З. В своей деятельности лаборатория ориентирована на достижение научно-исследовательских и образовательных целей.

В процессе учебной практики студенты имеют возможность принять участие в проведении поисковых и прикладных социологических исследований по заказу федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти, предприятий, организаций, ректората и дирекции института, а также проведение научных и научно-прикладных исследований на средства фондов и грантов, в рамках целевых федеральных и региональных программ.

Во время прохождения практики на базе Учебно-научной социологической лаборатории студенты могут выполнять следующие виды работ:

- в научно-исследовательской деятельности:

1. используя материал конкретного социологического исследования, изучить технологию подготовки и презентации отчета, аналитических записок, научных публикаций, информационных материалов по отдельным аспектам исследовательских работ;

2. интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории, научение формулированию выводов и рекомендаций по эмпирическому исследованию;

3. представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике анализируемого исследования;

 

- в проектной деятельности:

1. самостоятельная разработка методического инструментария, в том числе инструкций для интервьюэров, кодификаторов, бланков контент-анализа, глубинных интервью, сценариев фокус-групп, статистических, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;

2. участие в разработке и проведении исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;

3. участие в разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения.


 

Таблица 2.

Программа и примерный график прохождения

учебной практики в Учебно-научной социологической лаборатории

Выполняемая работа, изучаемые вопросы Кол-во дней
1. Посещение лаборатории. Оформление документов для прохождения практики (удостоверение).  
2. Знакомство с деятельностью лаборатории, изучение тематики научно-исследовательских работ, выполненных в лаборатории.  
3. Изучение научных публикаций, монографий, выполненных по результатам исследований, проведенных в лаборатории.  
  Работа с программой для обработки статистических данных SPSS.  
5. Выполнение поручений и конкретных заданий на различных этапах социологических исследований, реализуемых в лаборатории: сбор первичной информации, участие в полевом этапе исследования, проведение анкетирования, интервьюирования, наблюдения, обработка первичных данных, анализ данных.  
6. Анализ выполняемой работы с точки зрения методологии и методики организации социологического исследования. Сбор информации для отчета по практике.  
7. Обработка и анализ данных, описание видов работы, подготовка отчета.  
8. Оформление отчета по практике, приложений.  
9. Подготовка к защите отчета. Консультирование с руководителем практики от кафедры.  
10. Защита отчета по учебной практике.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: