Организацию практики осуществляет кафедра общей и экономической социологии. Перед началом практики проводится организационное собрание со студентами, направленными на практику. Собрание проводит преподаватель, ответственный за организацию практики от кафедры совместно с руководителями практики. На организационном собрании обсуждаются следующие вопросы:
1. цель и задачи практики;
2. содержание программы практики;
3. время и место проведения практики;
4. распределение к руководителям практики от кафедры;
5. порядок получения необходимой документации;
6. назначение дневника практики и порядок его заполнения;
7. требования к содержанию и оформлению отчету по практике;
8. порядок предоставления отчетной документации;
9. порядок проведения защиты отчета по практике.
Для прохождения производственной практики студентам рекомендуется, по возможности, самостоятельно выбрать место прохождения практики и заключить договор установленной формы (бланк договора выдается руководителем практики от кафедры, форма договора представлена в Приложении 2). Направление на практику оформляется удостоверением установленной формы (выдается руководителем практики от кафедры, Приложение 4), которое позднее, после окончания практики с проставленными отметками о прохождении практики прилагается к отчету. В ходе практики оформляется Дневник практики (Приложение 3).
Если студенты самостоятельно выбирают место прохождения практики, то за месяц до начала практики студенты должны определиться с местом ее прохождения и представить информацию об организации (юридическое наименование, местонахождение) координатору практики от кафедры. Все вопросы, которые возникают в дальнейшем в ходе организации практики, студенты решают со своим руководителем практики от кафедры на индивидуальных консультациях.
|
3.2.Руководство практикой
Руководство практикой осуществляется преподавателями кафедры и квалифицированными сотрудниками организации, в которой студент проходит практику (руководитель от предприятия). Руководителем практики от предприятия может быть назначено должностное лицо или опытный работник, имеющий стаж практической работы в данной организации не менее пяти лет. Руководитель от предприятия определяет рабочее место практиканта и виды работ, проводит инструктаж по охране труда и технике безопасности, вводный инструктаж на рабочем месте, знакомит с работой предприятия, обеспечивает контроль за выполнением производственных работ.
Руководитель практики от кафедры обеспечивает контроль за выполнением программы практики, соблюдением ее сроков и содержания. При проведении практики на предприятиях, в учреждениях и организациях преподаватели – руководители практики:
- устанавливают связь с руководителями практики от организации и совместно с ними определяют пути и методы выполнения студентами рабочей программы практики;
- разрабатывают тематику индивидуальных заданий, выполняемых студентами на практике;
- оказывают методическую помощь студентам при выполнении ими индивидуальных заданий и при сборе материалов к выпускной квалификационной работе;
- оценивают результаты выполнения программы практики на основе отчетов, составляемых студентами;
|
- принимают участие в подготовке итоговой конференции и защите отчета по результатам практики.
Перед началом прохождения практики студент обязан встретиться с руководителем практики от кафедры для индивидуальной консультации с целью определения места практики, получения задания на практику, сроков промежуточной отчетности, согласования темы прикладного исследования. Руководитель может вносить уточнения, дополнения и рекомендации в процесс прохождения практики студентами, консультировать, обеспечивая методическую и психологическую поддержку студентов.
При проведении консультирования студентов по итогам практики руководителю практики от кафедры рекомендуется обратить внимание на рассмотрение следующих вопросов:
что помогало практиканту найти взаимопонимание с сотрудниками организации, руководством, что мешало при установлении контактов;
какие барьеры возникали в ходе взаимодействия;
какие личностные качества помогли студенту в ходе практики и в чем были сложности;
какие профессиональные навыки и приемы использовались в ходе практики;
какие задачи практики вызвали наибольшее затрудение, совместно найти пути для их разрешения.
По итогам консультирования следует выделить модели поведения, успешные в условиях реального производства, рассмотреть задачи дальнейшего профессионального развития, выявить конкретные профессиональные интересы студента и рассмотреть возможные стратегии личностного и профессионального роста. Подведение итогов практики должно ориентировать студентов на дальнейшее профессиональное совершенствование и определение путей для реального трудоустройства в будущем.
|
По итогам практики руководитель практики от кафедры пишет отзыв на работу практиканта, который должен включать следующие ключевые пункты:
1. Какова характеристика практиканта с места прохождения практики
2. Наличие дневника прохождения практики и оформление его в соответствии с требованиями
3. Наличие командировочного удостоверения и оформление его в соответствии с требованиями
4. Структура отчета по практике, охват основных аспектов, предусмотренных методическими рекомендациями о прохождении практики и подготовки отчета по ней, соответствие его объема рекомендуемому
5. Соответствие нормативно-правовой базы работы действующему законодательству
6. Оформление списка источников литературы надлежащим образом
Отчет по практике
Отчет по практике составляется по итогам прохождения практики и включает в себя титульный лист установленного образца, содержательную часть, список литературы и приложения. Помимо текстовой части к отчету в обязательном порядке прилагаются документы, подтверждающие прохождение практики - договор с организацией на прохождение практики (в случае, если отсутствует договор между университетом и данной организацией), удостоверение, дневник практики, отзыв. Общий объем отчета определяется требованием решения всех поставленных задач. Рекомендуемый объем отчета по практике:
для первого курса 10 -15 страниц;
для второго курса 15 - 20 страниц;
для четвертого курса 20 - 25 страниц.
Содержательная часть отчета определяется программой практики. Содержание отчета должно последовательно отражать выполнение задач практики. Отчет по учебной практике студента первого курса должен включать в себя:
- титульный лист установленного образца с указанием места практики и подписью руководителя от кафедры (Приложение 1). Если студент проходил практику в Тюменском государственном университете, то следует указать название подразделения (Управление информационной политики, Учебно-научная социологическая лаборатория);
- содержание, раскрывающее наименования параграфов, содержащихся в отчете;
- введение, в котором указываются значимость учебной практики, ее цель, задачи, сроки и место прохождения, руководитель практики, а также перечисление основных работ, выполненных в процессе практики;
- первый параграф содержит описание организации – базы практики. В этом разделе следует указать организационно-правовую форму организации и полное наименование, дату официальной регистрации, виды деятельности, перечень услуг, численность работников. На основании анализа документов следует охарактеризовать структуру организации, основные направления деятельности, формы работы с клиентами, выявить внешние и внутренние связи организации, стратегические планы, перспективы развития.
- второй параграф включает описание текущего состояния деятельности компании, положения на рынке, выявление проблемных зон в деятельности компании. На основании анализа документов и собеседования с работниками организации следует выделить несколько актуальных проблем в текущей деятельности компании, охарактеризовать, как они проявляются, выявить возможные факторы, обусловившие возникновение проблемы. Рекомендуется изучить динамику проявлений конкретных проблем в организации и подходы к их решению в обществе и/или организации. В этом же разделе следует отразить виды работ, которые выполнялись на предприятии в ходе практики.
- заключение содержит выводы по итогам практики, отражает выполнение цели и задач практики, оценку их достижения, а также анализ приобретенных навыков и компетенций.
- список литературы включает основные нормативные документы, которыми руководствуется в своей деятельности организация, которые были изучены студентом в ходе практики, а также учебные пособия, специальную, учебную и методическую литературу, которая использовалась при подготовке отчета. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1 - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
- приложения, в которые включаются следующие документы: договор (Приложение 2), дневник прохождения практики (Приложение 3), удостоверение (Приложение 4), отзыв руководителя от предприятия (Приложение 5).
Если студент проходил практику в Учебно-научной социологической лаборатории, то в первом параграфе отчета студент дает характеристику деятельности лаборатории и анализирует исследование, в котором принимает участие (описание технической документации, вид исследования, характеристика проблемы исследования, объекта и предмета исследования, инструментария, этапов).
Во втором параграфе отчета описываются работы, самостоятельно выполняемые во время учебной практики, проводится анализ использованных методов, процедуры и техники исследования, описание приобретенных навыков и компетенций, испытываемых трудностей в работе.
Отчет по учебной практике студента второго курса должен включать в себя:
- титульный лист (приложение 1);
- содержание, раскрывающее наименования параграфов, содержащихся в отчете;
- введение, в котором указываются значимость учебной практики, ее цель, задачи, сроки и место прохождения, руководитель практики. Во введении кратко отражается характеристика проблемы и необходимость ее исследования для оптимизации деятельности данной организации, перечисляются основные виды работ, выполненных в ходе практики;
- первый параграф содержит описание организации и ее деятельности, а также описание одной из актуальных проблем организации, которая подлежит изучению;
- второй параграф включает программу социологического исследования, которая была самостоятельно разработана практикантом для изучения конкретной проблемы. Программа прикладного исследования состоит из методологического и процедурного раздела, раскрывает обоснование методов исследования, описание выборочной совокупности, инструментарий. - третий параграф включает описание пилотажного исследования, которое проводилось в организации и анализ его результатов. Данный раздел может содержать рекомендации по разрешению проблемы, улучшению ситуации и оптимизации деятельности компании.
- заключение содержит выводы по итогам практики, отражает выполнение цели и задач практики, оценку их достижения, а также анализ приобретенных, навыков и компетенций.
- список литературы включает основные нормативные документы, которыми руководствуется в своей деятельности организация, которые были изучены студентом в ходе практики, а также учебные пособия, специальную, учебную и методическую литературу, которая использовалась при подготовке отчета. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1—2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
- приложения, в которые включаются следующие документы: договор (Приложение 2), дневник прохождения практики (Приложение 3), удостоверение (Приложение 4), отзыв руководителя от предприятия (Приложение 5). Наряду с необходимыми документами в приложении можно представить инструментарий исследования (бланк анкеты, интервью, карточку наблюдения, список экспертов) а также таблицы и графики, отражающие результаты пилотажного исследования.
Отчет по производственной практике должен включать в себя:
- титульный лист (приложение 1);
- лист содержания;
- введение, в котором указываются значимость производственной практики, ее цель, задачи, сроки и место прохождения, руководитель практики, краткая характеристика проблемы и необходимость ее исследования для оптимизации деятельности данной организации, перечисление основных работ, выполненных в процессе практики;
- первая глава содержит описание деятельности организации: следует указать организационно-правовую форму организации и полное наименование, дату официальной регистрации, виды деятельности, перечень услуг, численность работников; охарактеризовать структуру организации (с точки зрения управленческой структуры, производственной инфраструктуры, кадрового состава, организационных норм и правил, экономико-географического профиля организации, ресурсов организации, общего описания продукции и др.), описать основные направления деятельности, формы работы с клиентами, уровень социального развития организации (наставничество, адаптация новичка, аттестация, социальная поддержка работников, система мотивации и др.), выявить внешние и внутренние связи организации, востребованность организации и/или её деятельности (продукции, услуг) среди населения, целевую аудиторию организации; стратегические планы, перспективы развития; проанализировать квалификацию сотрудников организации, организационное взаимодействие, корпоративную культуру организации; описать текущее состояние деятельности компании, положение на рынке, выявить проблемные зоны в деятельности компании, охарактеризовать, как они проявляются (первый параграф).
Более углубленный анализ определенного аспекта деятельности организации (определенной проблемы), связанный с темой выпускной квалификационной работы, изучение динамики проявлений данной проблемы в организации, выявление возможных факторов, обусловивших возникновение проблемы и подходов к их решению в обществе и/или организации (второй параграф);
- вторая глава состоит из программы исследования (с подробным описанием объекта и предмета исследования, с анализом использованных методов) (первый параграф) и результатов проведенного исследования, выводов и рекомендаций для организации (второй параграф);
- заключение содержит выводы по целям и задачам практики, оценка их достижения, анализ приобретенных навыков и преодоленных трудностей, а также общие выводы о проведенной работе и ее результатах для деятельности организации;
- с писок использованной литературы отражает печатные, рукописные, электронные источники и нормативные документы, использованные при написании отчета.
Библиографические описания для списков составляют по ГОСТ 7.1—2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».
- приложения, в которые включаются материалы организации (например, устав организации, должностные инструкции, выписки из документов, данные о структуре и численности организации); сводные таблицы, занимающие место более одной страницы; основные статистические показатели, используемые в ходе исследования; инструментарий.
По результатам практикистуденты предоставляют следующие документы:
индивидуальный отчет студента о прохождении практики, подписанный руководителем практики от предприятия и кафедры;
отзыв руководителя практики от предприятия, на котором студент проходил производственную практику (прилагается к отчету);
дневник практики (прилагается к отчету);
удостоверение (прилагается к отчету);
договор (прилагается к отчету).
Все документы должны быть аккуратно оформлены в соответствии с требованиями и скреплены с отчетом по практике (прошиты).
4.2. Требования к оформлению документов
Титульный лист отчета по практике заверяется подписью научного руководителя, подписью руководителя от предприятия и печатью этой организации. Отзыв руководителя практики от предприятия заверяется подписью и печатью организации. Текст отчета работы должен быть выполнен качественно. Редактор в формате Microsoft Word. Формат страницы - А 4; шрифт – Times New Roman; кегль – 14; межстрочный интервал – 1,5. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое –15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм. Абзацный отступ – 1,25 см, выравнивание по ширине. При оформлении работы необходимо соблюдать равномерную плотность, контрастность и чёткость изображения по всей работе. Не должно быть помарок, перечеркивания, сокращения слов, за исключением общепринятых.
Страницы текста нумеруют арабскими цифрами по центру нижнего поля, расстояние от текста до номера страницы должно составлять 10 мм, расстояние от края страницы до номера – 10 мм. По всему тексту соблюдается сквозная нумерация. Номер титульного листа и листа содержание не проставляется, но включается в общую нумерацию отчета. Таким образом, впервые нумерация проставляется на листе введения, как 3 страница работы. Все структурные элементы работы (разделы): введение, главы, параграфы, заключение, список используемой литературы, приложения должны начинаться с новой страницы.
Заголовки структурных элементов печатают прописными буквами полужирным шрифтом и располагают по центру страницы. Точки в конце заголовков не ставятся, заголовки не подчеркиваются. Переносы слов во всех заголовках не допускаются.
Расстояние между названием раздела и последующим текстом должно быть равно 3 интервалам. Если заголовок или подзаголовок включает несколько предложений, их разделяют точкой.
Параграфы работы должны иметь порядковую нумерацию внутри соответствующей главы и обозначаться арабскими цифрами с точкой (например, 1.2. – т.е. глава 1, раздел 2).
Оформление табличного материала. Таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера, тематического заголовка, боковины, заголовков вертикальных граф (шапка таблицы), горизонтальных и вертикальных граф (основной части, т.е. в прографке). Все таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами, без указания знака номера. Нумерация сквозная через весь отчет. Номер размещают в правом верхнем углу над заголовком таблицы: «Таблица 3». Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают по центру страницы над таблицей и пишут с прописной буквы без точки на конце заголовка.
Если таблица не умещается на одной странице, то она переносится на другие, при этом заголовок таблицы помещается на первой странице, а на следующих страницах следует повторить шапку таблицы и под ней поместить надпись: «Продолжение таблицы 1». Если шапка таблицы громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующих страницах. Заголовок таблицы не повторяют. В таблице не должно быть пустых граф. Если цифровые или иные данные в графе не приводятся, то ставится тире.
Иллюстрации (рисунки, графики, диаграммы, эскизы, чертежи и т.д.) располагаются в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Все иллюстрации должны быть пронумерованы (внизу, по центру). Нумерация сквозная, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в работе.
Название таблиц и рисунков должно отражать их содержание и включать источник по списку литературы со страницей в издании (если используется заимствованная таблица или иллюстрация).
Оформление приложений. Приложения помещаются после списка использованной литературы. Они не входят в основной текст отчета. Страницы не нумеруются. Сквозная нумерация. Приложения располагаются и нумеруются в соответствии со ссылкой на них в тексте отчета. Номер ставится в верхнем правом углу станицы: например, Приложение 1.
Требования к заполнению дневника практики. В дневнике прописываются все виды работ на каждый день (за исключением воскресенья). Первый день - получение задания на практику, последний день - подготовка отчета. Допускается группировать дни, если виды работ совпадают. Например: 08.07-10.07 - анкетирование жителей города Тюмени (30 анкет в день). Обязательно указывается выполненный объем работы (сколько анкет обработали в день, сколько респондентов опросили и так далее). Дневник регулярно ведется в течение всей практики. По итогам практики руководитель от кафедры проверяет заполнение дневника и пишет отзыв о работе практиканта в дневник практики. Дневник практики подписывает практикант и руководитель от кафедры.