V. Методы обучения и преподавания.




Методические рекомендации

Для практических занятий

Речевая тема: Нервная система.

Грамматическая тема: Жанры научного стиля речи.

 

Курс: 1

Дисциплина: Русский язык

 

Составитель:

д.п.н. профессор Жанпейс У.А.

 

 

2015.

I. Речевая тема: Нервная система.

Грамматическая тема: Жанры научного стиля речи.

II. Цель: дать общее представление о жанрах научного стиля в подъязыке медицины.

III. Задачи:

Практические навыки: выработать навыки адекватно воспринимать, воспроизводить и интерпретировать различные жанры в сфере медицины.

Основные вопросы темы:

1. Жанры собственно научного подстиля медицины.

2.Жанры научно-популярного подстиля медицины.

3. Жанры учебно-научного подстиля медицины.

V. Методы обучения и преподавания.

⃰ Репродуктивный: объяснение теоретического материала, языковой анализ различных жанров научного стиля, выполнение речевых и коммуникативных упражнений.

Наглядный: работа с таблицами.

Интерактивный: лингвистическая игра; конструирование синквейна с опорными лингвистическими терминами и ключевыми словами речевой темы.

VI.Задания по теме:

Задание 1. Ознакомьтесь с таблицей. Составьте опорные схемы к жанрам каждого подстиля

научного стиля.

 

Научный стиль речи
Подстили Жанры
Собственно научный стиль Монография, научная статья, научный доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа, рецензия, реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание,инструкция
Научно-популярный Очерк, заметка, журнальная статья
Учебно-научный Учебник, учебное пособие, словарь, методическое пособие, учебная лекция, конспект, справочник, каталог, энциклопедия

Задание 2. Ознакомьтесь с теоретическими сведениями. Выпишите определения жанров научного стиля.

Монография (гр. один, единый и писать) – научный труд в виде книги с углубленным изучением одной или нескольких (тесно связанных между собой) тем. Её автором, как правило, является один человек, но есть и коллективные монографии.

Журнальная статья – жанр журналистики. Цель автора - проанализировать общественные ситуации, процессы с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Рецензия (лат. рассмотрение) – разбор и оценка нового научного, научно-популярного произведения или литературного, театрального, музыкального, кинематографического(жанр газетно-журнальной публицистики и литературной критики).

Учебник (учебное пособие) – книга, содержащая систематическое изложение знаний в определенной области и используемая в системе образования.

Лекция (лат. чтение) – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме или теме. Является элементом лекционно-семинарской формы обучения, практикуемой в системе высшего образования.

Доклад – один из видов (устной или письменной) монологической речи, публичное развёрнутое официальное сообщение(на конференции, симпозиуме и т. д.) по определённому вопросу, основанное на привлечении документальных данных.

Диссертация (лат. рассуждение, исследование) – квалификационная работа на присуждение учёной степени. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, конспект, аннотация, тезисы. При подготовке вторичных текстов происходит свертывание информации в целях сокращения объёма текста.

Реферат (лат. доношу, сообщаю, излагаю) – краткое изложение содержания научной работы, книги или учения, оформленное в виде письменного публичного доклада; доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации (научных трудов, литературы по теме).Реферат должен отражать главную информацию первоисточника, объективно передавать информацию, отличаться полнотой изложения.

Конспект (лат. обзор) - краткое изложение, запись содержания какого-либо сочинения, доклада.

Тезис (гр.) – положение, истинность которого должна быть доказана. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. д.

Аннотация (лат. замечание) – краткая характеристика первичного текста. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первоисточнике?», отражает его основную тему, может перечислять его основные положения.

, В начале аннотации приводятся выходные данные (автор, название, место и время издания).

Задание 3. Прочитайте текст. Объясните название статьи. Сформулируйте основную мысль статьи. Почему данный текст относится к научно-популярному стилю? Укажите жанр.

Люди-горы и люди-хрустальные люстры

Передается ли «нервозность» по наследству? И есть ли связь с темпераментом?

Да. Если мама и папа в семье — невротики, то и у их ребенка велика вероятность быть таким.

Есть зависимость от психологической конституции, особенностей характера. Понаблюдайте за своими знакомыми: если мама и папа, например, холерики, вряд ли их ребенок будет флегматиком. Кстати, от типа характера зависит и реакция человека. У тех же холериков реакция бурная, проявлений расстройств с нервами больше. Потому и обращаются к неврологу' они быстрее. А вот у меланхоликов картина не такая яркая. С визитом к врачу' они чаще затягивают.

Скажу немного по-другому: есть люди-горы, а есть люди-хрустальные люстры. Понаблюдайте, как реагирует на землетрясение гора, а как отвечает на него люстра. Чтобы раскачать каменную глыбу, нужны толчки огромной силы. А чтобы пришло в беспокойство хрупкое хрустальное изделие, достаточно небольших колебаний.

А вообще в основе деления людей на традиционные психологические типы и лежит способность нервной системы выдерживать напряжение. Самые стойкие — сангвиники. Далее следуют холерики, затем флегматики. (Из журнальной статьи)

Задание 4. Прочитайте и озаглавьте текст. О чем он? Докажите, что данный текст относится к НПП. Определите жанр. Составьте вопросы к тексту и устно ответьте на них.

 

Темперамент — индивидуальная характеристика человека со стороны особенностей его психической деятельности, таких как интенсивность, скорость, темп психических процессов.

Флегматик неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Холерик - быстрый, страстный, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Сангвиник - живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой настроения, впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиники обладают выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик - человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, он мало реагирует на внешние факторы. Он впечатлителен, легко эмоционально раним.

У каждого темперамента можно найти как положительные, так и отрицательные свойства. Хорошее воспитание, контроль и самоконтроль дают возможность проявиться: меланхолику, как человеку впечатлительному с глубокими переживаниями и эмоциями; флегматику, как выдержанному человеку; сангвинику, как высоко отзывчивому для любой работы человеку; холерику, как активному в работе человеку.

Отрицательные свойства темперамента могут проявиться так: у меланхолика — замкнутость и застенчивость; у флегматика — безразличие к людям, сухость; у сангвиника — поверхностность, разбросанность, непостоянство; у холерика — поспешность решений.

Задание 5. Переведите данные термины на русский язык и запишите.

Головной мозг, спинной мозг, центральная нервная система, нерв, эмоция, раздражитель, основа, процесс, эффектор, эндокринная система.

Для справок: Ішкі сөл бөлу жүйесі, ми, жұлын орталық нерв жүйесі, жүйке, сезім, үрдіс, тітіркендіргіш, әсерленгіш, негіз, жұлын.

Задание 6. Прочитайте текст. Выпишите определение термина «нервная система». Почему данный текст относится к учебно-научному стилю? Назовите его особенности. Укажите жанр.

Нервная система (от греч. nёuгоп — нерв и sistema — целое, составленное из частей) — совокупность всех элементов нервной ткани живых организмов, взаимосвязанных между собой и обеспечивающих ответ на внешние и внутренние раздражители. Нервная система обеспечивает дифференцированное и одновременно интегральное восприятие любых сигналов, их анализ, формирование адекватного реагирования и непосредственное управление эффекторами. Совместно с эндокринной системой создает основу для функционирования организма как единого целого. В нервной системе человека анатомически выделяют два взаимосвязанных отдела: центральную нервную систему (ЦНС) и периферическую. ЦНС представлена головным и спинным мозгом. Периферическая нервная система представлена нервами. (Из психологического словаря)

Задание 7. Прочитайте аннотацию к учебно-методическому пособию «Функциональная анатомия нервной системы» Обуховой Л. А. К какому подстилю она относится? Найдите две обязательные части: содержательную характеристику первоисточника и адресат аннотируемого текста.

Предлагаемое учебно-методическое пособие составлено на основе Международной анатомической терминологии, содержит расширенное по сравнению с учебниками описание анатомии спинного и головного мозга. Во введении освещены вопросы общей неврологии — приведены функции нервной системы, классификация нервной системы; дан краткий обзор эволюционного развития и описан процесс онтогенеза нервной системы, включены данные об аномалиях развития нервной системы. Разделы пособия, посвященные описанию строения спинного мозга и различных отделов головного мозга, составлены по единому плану (внешнее строение, внутреннее строение, функции). В пособии дана современная трактовка сложных и дискуссионных вопросов анатомии нервной системы, основанная на результатах новейших исследований в нейроанатомии. Материал структурирован в соответствии с учебной программой по анатомии человека. Пособие предназначено студентам для практических занятий по анатомии нервной системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: