Неправильный учет арендных и лизинговых операций




В настоящее время широкое применение в хозяйственной деятельности экономических субъектов получили договоры аренды имущества, в частности договоры аренды автотранспортных средств.

Очень много вопросов у бухгалтеров вызывает аренда недвижимого имущества у физических лиц. Некоторые фирмы ошибочно списывают на расходы стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение заключен физическим лицом. Но так делать нельзя. Ведь счета на оплату услуг выписаны на имя собственника помещения. А в целях налогообложения прибыли признать затраты можно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы по коммунальному обслуживанию арендованного помещения арендатор может признать в налоговом учете либо в составе арендной платы, либо заключив договор со специализированной организацией.

Пример 16

ООО «Сфера» арендует склад, на котором хранятся продовольственные товары, предназначенные для продажи. Предприятие заключило договоры на предоставление коммунальных услуг с энерговодоснабжающими организациями. В июле 2004 года коммунальные расходы составили 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).

Бухгалтер ООО «Сфера» сделал в учете такие проводки:

Д 44 - К 60 - 30 000 руб. (35 400 - 5400) – отражена стоимость коммунальных услуг по арендованному складу;

Д 19 - К 60 - 5400 руб. – отражен «входной» НДС;

Д 60 - К 51 - 35 400 руб. – оплачены коммунальные услуги;

Д 68 субсчет «расчеты по НДС» - К 19 - 5400 руб. – принят к вычету НДС.

В налоговом же учете стоимость коммунальных услуг – 30 000 руб. – включена в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На эту сумму ООО «Сфера» может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль.

Распространенной ошибкой при аренде имущества у физического лица является то, что из арендной платы не удерживают налог на доходы физических лиц. Удерживать НДФЛ не надо, если договор аренды заключен с физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он сам платит налоги со своего дохода. Если же физическое лицо предпринимателем не является, то, согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, фирма обязана удержать с арендной платы НДФЛ и перечислить его в бюджет. Налог рассчитывается по ставке 13 процентов.

Пример 17

ООО «Ромб» арендует гараж у Сидорова И.С, ПО договору с Сидоровым арендная плата включает стоимость коммунальных услуг и составляет 5000 руб. и плюс стоимость коммунальных услуг за месяц. Сидоров не представил бухгалтеру ООО «Ромб» свидетельство о своей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

За июль 2004 года стоимость потребленной электроэнергии составила 3540 руб. Соответственно арендная плата за этот месяц равна 8540 руб. (5000 + 3540).

Бухгалтер ООО «Ромб» записал в учете:

Д 20 - К 60 - 8540 руб. – начислена арендная плата за июль 2004 года;

Д 60 - К 68 субсчет «расчеты по налогу на доходы физических лиц» - 1110,20 руб. (8540 руб. * 13 %) – удержан налог с арендной платы;

Д 68 субсчет «расчеты по налогу на доходы физических лиц» - К 51 - 1110,20 руб. – перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц;

Д 50 - К 51 - 7429,80 руб. (8540 – 1110,20) – получены в банке средства на оплату аренды;

Д 60 - К 50 - 7429,80 руб. – оплачена декабрьская аренда за вычетом удержанного налога на доходы физических лиц.

А состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, бухгалтер ООО «Ромб» включил всю сумму арендной платы – 8540 руб.

Добавим, что единый социальный налог и пенсионные взносы на сумму коммунальных услуг (а также арендной платы) начислять не нужно. Дело в том, что выплаты по договорам аренды не являются объектом обложения ЕСН. Так сказано в пункте 1 статьи 236 НК РФ. Следовательно, арендная плата не облагается и взносами в Пенсионный фонд РФ. Ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ у соцналога и пенсионных взносов одинаковая налоговая база.

Что касается взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то их платят только с вознаграждений за работу, выполненную по трудовому или гражданско-правовому договору. Но когда гражданин сдает в аренду свое имущество, он никаких работ не выполняет. Значит, объекта обложения данными взносами также нет. Совсем недавно это подтвердил и ВАС РФ в постановлении от 22 июля 2003 г. № 3089/03.

Нередко у бухгалтеров возникают сложности при отражении в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», но только тогда, когда его изначально предполагали сдавать в аренду. Если же фирма приобрела, к примеру, автомобиль, использовала его некоторое время сама, а потом сдала в аренду, то его надо продолжать учитывать в составе основных средств.

Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в лизинг, отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотных активы». А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку:

Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 08 субсчет «приобретение основных средств» - принят к учету предмет лизинга.

Когда предмет лизинга передается лизингополучателю, то эта операция отражается у лизингодателя такой записью:

Д 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - передано имущество в лизинг.

Амортизацию начисляют по лизинговому имуществу так же, как и по основным средствам.

Д 20 (23, 26…) - К 02 - начислена амортизация за текущий месяц.

Договором лизинга может быть предусмотрено ускоренное начисление амортизации, однако некоторые бухгалтеры применяют тот метод амортизации, который установлен для основных средств учетной политикой. Отсюда неверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете сумм начисленной амортизации. Как правильно погашать стоимость основного средства ускоренным методом, покажем на примере.

Пример 18

В июле 2004 года ОАО «Стройтехинвест» обратилось в лизинговую компанию ООО «Перфектум», чтобы взять в лизинг строительный кран. В этом же месяце лизинговая компания купила кран в представительстве завода-изготовителя за 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.) и передала его ОАО «Стройтехинвест». Договором лизинга предусмотрено, что ООО «Перфектум», передав кране ОАО «Стройтехинвест», продолжает учитывать его на своем балансе.

В соответствии с Классификацией основных средств кран относится к третьей амортизационной группе. Поэтому бухгалтер ООО 2Перфектум» установил, что срок полезного использования крана – три года. Согласно учетной политике ООО «Перфектум» для целей бухгалтерского учета амортизирует основные средства линейным методом. Таким образом, сумма ежемесячной амортизации составила:

(3 540 000 руб. – 540 000 руб.): 3 года: 12 мес. = 83 333,33 руб.

Договором лизинга предусмотрена ускоренная амортизация крана. Коэффициент ускорения равен 3. Поэтому начиная с августа 2004 года бухгалтер ООО «Перфектум» ежемесячно начислял такую сумму амортизации:

83 333,33 руб. * 3 = 249 999,99 руб.

В учете ООО «Перфектум» сделаны такие проводки.

В июле 2004 года:

Д 08 субсчет «Приобретение основных средств» - К 60 - 3 000 000 руб. – получен строительный кран;

Д 19 - К 60 - 540 000 руб. – отражен «входной» НДС;

Д 60 - К 51 - 3 540 000 руб. – оплачен строительный кран;

Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 08 субсчет «Приобретение основных средств» - 3 000 000 руб. – принят к учету строительный кран;

Д 68 субсчет «расчеты с бюджетом по НДС» - К 19 - 540 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС;

Д 03 субсчет «Основные средства, переданные в лизинг» - К 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - 3 540 000 руб. –передан кран в лизинг.

В августе 2004 года:

Д 20 - К 02 субсчет «Износ предметов лизинга» - 249 999,99 руб. – начислена амортизация крана.

Если предмет лизинга находится на балансе у лизингополучателя, то первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена – это сумма, которую он обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Но на самом деле лизинговые платежи состоят из двух частей – собственно платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Так вот, вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга. Ее списывают на затратные счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.).

Заметим, что сведения о размере каждой из двух составляющих лизинговых платежей должны быть отражены в договоре лизинга. Иначе налоговые органы могут потребовать включить в первоначальную стоимость основного средства полную сумму всех платежей по договору лизинга. И тогда придется суммы, которые приходятся на вознаграждение лизингодателя, списывать на расходы не сразу, а только через амортизационные отчисления. А это, к сожалению, невыгодно.

Напомним, что в соответствии с пунктом 21 ПБУ 6/01 амортизацию нужно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было принято к учету.

Пример 19

В июле 2004 года ООО «Вариус» взяло в лизинг грузовой автомобиль «КамАЗ». Его выкупная цена равна 7 080 000 рублей (в том числе НДС – 1 080 000 руб.). В соответствии с договором лизинга право собственности на автомобиль переходит к ООО «Вариус» через 4 года. Автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя.

Бухгалтер ООО «Вариус» оприходовал «КамАЗ» по стоимости, установленной в договоре:

Д 08 субсчет «приобретение основных средств по договору лизинга» - К 60 субсчет «Обязательства по договору лизинга» - 6 000 000 руб. (7 080 000 – 1 080 000) – отражена первоначальная стоимость автомобиля, полученного по договору лизинга;

Д 19 - К 60 субсчет «обязательства по договору лизинга» - 1 080 000 руб. – отражен НДС с выкупной цены автомобиля, полученного по договору лизинга;

Д 01 субсчет «Лизинговое имущество» - К 08 субсчет «Приобретение основных средств по договору лизинга» - 6 000 000 руб. – введен в эксплуатацию автомобиль, полученный по договору лизинга.

Поскольку автомобиль был введен в эксплуатацию в июле 2004 года, с августа бухгалтер ООО «Вариус» начисляет амортизацию. В учетной политике для целей бухгалтерского учета сказано, что амортизация начисляется линейным методом. Срок полезного использования автомобиля – 10 лет. Коэффициент ускоренной амортизации, предусмотренный договором лизинга, равен 2,5.

Таким образом, ежемесячно бухгалтер ОО «Вариус» будет начислять по автомобилю такую амортизацию:

6 000 000 руб.: 10 лет: 12 мес. * 2,5 = 125 000 руб.

Эта операция отражается такой проводкой:

Д 20 - К 02 субсчет «Амортизация основных средств, полученных в лизинг» - 125 000 руб. – начислена амортизация по предмету лизинга.

Право собственности на автомобиль перейдет к ООО «Вариус» в августе 2008 года. К этому времени автомобиль будет полностью самортизирован. Бухгалтер ООО «Вариус» сделает в учете такие проводки:

Д 01 субсчет «Собственные основные средства» - К 01 субсчет «Лизинговое имущество» - 6 000 000 руб. – перешло право собственности на автомобиль к лизингополучателю;

Д 02 субсчет «амортизация основных средств, полученных в лизинг» - К 01 субсчет «Амортизация собственных основных средств» - 6 000 000 руб. (125 000 руб. * 4 года * 12 мес.) – отражена амортизация, начисленная по автомобилю.

А теперь оформим наши ошибки в виде таблицы и в сопоставлении с предпосылками составления бухгалтерской отчетности.

 

Предпосылки подготовки финансовой отчетности Типовые ошибки Аудиторские процедуры
     
А) существование (реальность) Показанные в бухгалтерском учете ОС в действительности не существуют. Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС. Проводится проверка физического наличия Ос от учетных записей к физическому наличию и наоборот – от физическому наличия к учетном данным.
B) права и обязанности ОС, поступившие по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как принадлежащие компании; неверное отнесение объекта к ОС Инспектирование. Аудитор изучает договоры купли-продажи ОС, товарно-сопроводительную и расчетную документацию, документы, разрешающие использование земельных участков.
C) возникновение В бухгалтерском учете отражены операции поступления ОС, которых в действительности не было Подтверждение. Аудитор получает подтверждение от поставщика о величине и дате возникновения кредиторской задолженности
d) полнота Имеющиеся у организации ОС не отражаются в бухгалтерском учете. Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС Аналитические процедуры. Аудитор анализирует: коэффициенты фондоотдачи, коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств  
е) оценка Неправильно сформирована первоначальная стоимость; неправильно произведена переоценка ОС; расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесены. Пересчет первоначальной стоимости исходя из всех затрат на приобретение или доработку.
f) точность Арифметические ошибки при отражении операций с ОС, неправильное отнесение сумм дооценки ОС, амортизация начисляется неверным способом, неправильно определен срок полезного использования. Пересчет операций по отражению ОС, просмотр корреспонденции необычных операций, особое внимание переоценке ОС.
j) представление Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс, суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают. Прослеживание определенных документов: форма №1-форма№5-главная книга

 

3.2.Рекомендации по устранению выявленных нарушений



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: