В настоящее время широкое применение в хозяйственной деятельности экономических субъектов получили договоры аренды имущества, в частности договоры аренды автотранспортных средств.
Очень много вопросов у бухгалтеров вызывает аренда недвижимого имущества у физических лиц. Некоторые фирмы ошибочно списывают на расходы стоимость коммунальных услуг по зданию, хотя договор со специализированными организациями на водо-, тепло-, энергоснабжение заключен физическим лицом. Но так делать нельзя. Ведь счета на оплату услуг выписаны на имя собственника помещения. А в целях налогообложения прибыли признать затраты можно, если они экономически обоснованны и документально подтверждены (ст. 252 НК РФ). Следовательно, расходы по коммунальному обслуживанию арендованного помещения арендатор может признать в налоговом учете либо в составе арендной платы, либо заключив договор со специализированной организацией.
Пример 16
ООО «Сфера» арендует склад, на котором хранятся продовольственные товары, предназначенные для продажи. Предприятие заключило договоры на предоставление коммунальных услуг с энерговодоснабжающими организациями. В июле 2004 года коммунальные расходы составили 35 400 руб. (в том числе НДС – 5400 руб.).
Бухгалтер ООО «Сфера» сделал в учете такие проводки:
Д 44 - К 60 - 30 000 руб. (35 400 - 5400) – отражена стоимость коммунальных услуг по арендованному складу;
Д 19 - К 60 - 5400 руб. – отражен «входной» НДС;
Д 60 - К 51 - 35 400 руб. – оплачены коммунальные услуги;
Д 68 субсчет «расчеты по НДС» - К 19 - 5400 руб. – принят к вычету НДС.
В налоговом же учете стоимость коммунальных услуг – 30 000 руб. – включена в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией. На эту сумму ООО «Сфера» может уменьшить свою налогооблагаемую прибыль.
|
Распространенной ошибкой при аренде имущества у физического лица является то, что из арендной платы не удерживают налог на доходы физических лиц. Удерживать НДФЛ не надо, если договор аренды заключен с физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае он сам платит налоги со своего дохода. Если же физическое лицо предпринимателем не является, то, согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ, фирма обязана удержать с арендной платы НДФЛ и перечислить его в бюджет. Налог рассчитывается по ставке 13 процентов.
Пример 17
ООО «Ромб» арендует гараж у Сидорова И.С, ПО договору с Сидоровым арендная плата включает стоимость коммунальных услуг и составляет 5000 руб. и плюс стоимость коммунальных услуг за месяц. Сидоров не представил бухгалтеру ООО «Ромб» свидетельство о своей регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
За июль 2004 года стоимость потребленной электроэнергии составила 3540 руб. Соответственно арендная плата за этот месяц равна 8540 руб. (5000 + 3540).
Бухгалтер ООО «Ромб» записал в учете:
Д 20 - К 60 - 8540 руб. – начислена арендная плата за июль 2004 года;
Д 60 - К 68 субсчет «расчеты по налогу на доходы физических лиц» - 1110,20 руб. (8540 руб. * 13 %) – удержан налог с арендной платы;
Д 68 субсчет «расчеты по налогу на доходы физических лиц» - К 51 - 1110,20 руб. – перечислен в бюджет налог на доходы физических лиц;
Д 50 - К 51 - 7429,80 руб. (8540 – 1110,20) – получены в банке средства на оплату аренды;
Д 60 - К 50 - 7429,80 руб. – оплачена декабрьская аренда за вычетом удержанного налога на доходы физических лиц.
|
А состав расходов, уменьшающих налогооблагаемый доход, бухгалтер ООО «Ромб» включил всю сумму арендной платы – 8540 руб.
Добавим, что единый социальный налог и пенсионные взносы на сумму коммунальных услуг (а также арендной платы) начислять не нужно. Дело в том, что выплаты по договорам аренды не являются объектом обложения ЕСН. Так сказано в пункте 1 статьи 236 НК РФ. Следовательно, арендная плата не облагается и взносами в Пенсионный фонд РФ. Ведь в соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ у соцналога и пенсионных взносов одинаковая налоговая база.
Что касается взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, то их платят только с вознаграждений за работу, выполненную по трудовому или гражданско-правовому договору. Но когда гражданин сдает в аренду свое имущество, он никаких работ не выполняет. Значит, объекта обложения данными взносами также нет. Совсем недавно это подтвердил и ВАС РФ в постановлении от 22 июля 2003 г. № 3089/03.
Нередко у бухгалтеров возникают сложности при отражении в учете операций по договору лизинга. Имущество, сдаваемое в лизинг, учитывают на счете 03 «Доходные вложения в материальные ценности», но только тогда, когда его изначально предполагали сдавать в аренду. Если же фирма приобрела, к примеру, автомобиль, использовала его некоторое время сама, а потом сдала в аренду, то его надо продолжать учитывать в составе основных средств.
Затраты на покупку имущества, предназначенного для сдачи в лизинг, отражаются у лизингодателя по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотных активы». А принимая предмет лизинга к учету, бухгалтер делает проводку:
|
Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 08 субсчет «приобретение основных средств» - принят к учету предмет лизинга.
Когда предмет лизинга передается лизингополучателю, то эта операция отражается у лизингодателя такой записью:
Д 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 03 субсчет «Основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - передано имущество в лизинг.
Амортизацию начисляют по лизинговому имуществу так же, как и по основным средствам.
Д 20 (23, 26…) - К 02 - начислена амортизация за текущий месяц.
Договором лизинга может быть предусмотрено ускоренное начисление амортизации, однако некоторые бухгалтеры применяют тот метод амортизации, который установлен для основных средств учетной политикой. Отсюда неверное отражение в бухгалтерском и налоговом учете сумм начисленной амортизации. Как правильно погашать стоимость основного средства ускоренным методом, покажем на примере.
Пример 18
В июле 2004 года ОАО «Стройтехинвест» обратилось в лизинговую компанию ООО «Перфектум», чтобы взять в лизинг строительный кран. В этом же месяце лизинговая компания купила кран в представительстве завода-изготовителя за 3 540 000 руб. (в том числе НДС – 540 000 руб.) и передала его ОАО «Стройтехинвест». Договором лизинга предусмотрено, что ООО «Перфектум», передав кране ОАО «Стройтехинвест», продолжает учитывать его на своем балансе.
В соответствии с Классификацией основных средств кран относится к третьей амортизационной группе. Поэтому бухгалтер ООО 2Перфектум» установил, что срок полезного использования крана – три года. Согласно учетной политике ООО «Перфектум» для целей бухгалтерского учета амортизирует основные средства линейным методом. Таким образом, сумма ежемесячной амортизации составила:
(3 540 000 руб. – 540 000 руб.): 3 года: 12 мес. = 83 333,33 руб.
Договором лизинга предусмотрена ускоренная амортизация крана. Коэффициент ускорения равен 3. Поэтому начиная с августа 2004 года бухгалтер ООО «Перфектум» ежемесячно начислял такую сумму амортизации:
83 333,33 руб. * 3 = 249 999,99 руб.
В учете ООО «Перфектум» сделаны такие проводки.
В июле 2004 года:
Д 08 субсчет «Приобретение основных средств» - К 60 - 3 000 000 руб. – получен строительный кран;
Д 19 - К 60 - 540 000 руб. – отражен «входной» НДС;
Д 60 - К 51 - 3 540 000 руб. – оплачен строительный кран;
Д 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - К 08 субсчет «Приобретение основных средств» - 3 000 000 руб. – принят к учету строительный кран;
Д 68 субсчет «расчеты с бюджетом по НДС» - К 19 - 540 000 руб. – предъявлен к вычету «входной» НДС;
Д 03 субсчет «Основные средства, переданные в лизинг» - К 03 субсчет «основные средства, предназначенные для сдачи в лизинг» - 3 540 000 руб. –передан кран в лизинг.
В августе 2004 года:
Д 20 - К 02 субсчет «Износ предметов лизинга» - 249 999,99 руб. – начислена амортизация крана.
Если предмет лизинга находится на балансе у лизингополучателя, то первоначальную стоимость предмета лизинга составляет так называемая выкупная цена – это сумма, которую он обязан перечислить лизингодателю за арендованное имущество. Но на самом деле лизинговые платежи состоят из двух частей – собственно платы за предмет лизинга (выкупной цены) и вознаграждения лизингодателя. Так вот, вторая часть не должна увеличивать первоначальную стоимость предмета лизинга. Ее списывают на затратные счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства» и т.д.).
Заметим, что сведения о размере каждой из двух составляющих лизинговых платежей должны быть отражены в договоре лизинга. Иначе налоговые органы могут потребовать включить в первоначальную стоимость основного средства полную сумму всех платежей по договору лизинга. И тогда придется суммы, которые приходятся на вознаграждение лизингодателя, списывать на расходы не сразу, а только через амортизационные отчисления. А это, к сожалению, невыгодно.
Напомним, что в соответствии с пунктом 21 ПБУ 6/01 амортизацию нужно начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство было принято к учету.
Пример 19
В июле 2004 года ООО «Вариус» взяло в лизинг грузовой автомобиль «КамАЗ». Его выкупная цена равна 7 080 000 рублей (в том числе НДС – 1 080 000 руб.). В соответствии с договором лизинга право собственности на автомобиль переходит к ООО «Вариус» через 4 года. Автомобиль учитывается на балансе лизингополучателя.
Бухгалтер ООО «Вариус» оприходовал «КамАЗ» по стоимости, установленной в договоре:
Д 08 субсчет «приобретение основных средств по договору лизинга» - К 60 субсчет «Обязательства по договору лизинга» - 6 000 000 руб. (7 080 000 – 1 080 000) – отражена первоначальная стоимость автомобиля, полученного по договору лизинга;
Д 19 - К 60 субсчет «обязательства по договору лизинга» - 1 080 000 руб. – отражен НДС с выкупной цены автомобиля, полученного по договору лизинга;
Д 01 субсчет «Лизинговое имущество» - К 08 субсчет «Приобретение основных средств по договору лизинга» - 6 000 000 руб. – введен в эксплуатацию автомобиль, полученный по договору лизинга.
Поскольку автомобиль был введен в эксплуатацию в июле 2004 года, с августа бухгалтер ООО «Вариус» начисляет амортизацию. В учетной политике для целей бухгалтерского учета сказано, что амортизация начисляется линейным методом. Срок полезного использования автомобиля – 10 лет. Коэффициент ускоренной амортизации, предусмотренный договором лизинга, равен 2,5.
Таким образом, ежемесячно бухгалтер ОО «Вариус» будет начислять по автомобилю такую амортизацию:
6 000 000 руб.: 10 лет: 12 мес. * 2,5 = 125 000 руб.
Эта операция отражается такой проводкой:
Д 20 - К 02 субсчет «Амортизация основных средств, полученных в лизинг» - 125 000 руб. – начислена амортизация по предмету лизинга.
Право собственности на автомобиль перейдет к ООО «Вариус» в августе 2008 года. К этому времени автомобиль будет полностью самортизирован. Бухгалтер ООО «Вариус» сделает в учете такие проводки:
Д 01 субсчет «Собственные основные средства» - К 01 субсчет «Лизинговое имущество» - 6 000 000 руб. – перешло право собственности на автомобиль к лизингополучателю;
Д 02 субсчет «амортизация основных средств, полученных в лизинг» - К 01 субсчет «Амортизация собственных основных средств» - 6 000 000 руб. (125 000 руб. * 4 года * 12 мес.) – отражена амортизация, начисленная по автомобилю.
А теперь оформим наши ошибки в виде таблицы и в сопоставлении с предпосылками составления бухгалтерской отчетности.
Предпосылки подготовки финансовой отчетности | Типовые ошибки | Аудиторские процедуры |
А) существование (реальность) | Показанные в бухгалтерском учете ОС в действительности не существуют. | Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС. Проводится проверка физического наличия Ос от учетных записей к физическому наличию и наоборот – от физическому наличия к учетном данным. |
B) права и обязанности | ОС, поступившие по аренде или по лизингу, показаны в бухгалтерском учете как принадлежащие компании; неверное отнесение объекта к ОС | Инспектирование. Аудитор изучает договоры купли-продажи ОС, товарно-сопроводительную и расчетную документацию, документы, разрешающие использование земельных участков. |
C) возникновение | В бухгалтерском учете отражены операции поступления ОС, которых в действительности не было | Подтверждение. Аудитор получает подтверждение от поставщика о величине и дате возникновения кредиторской задолженности |
d) полнота | Имеющиеся у организации ОС не отражаются в бухгалтерском учете. | Наблюдение аудитора за инвентаризацией ОС Аналитические процедуры. Аудитор анализирует: коэффициенты фондоотдачи, коэффициенты: обновления, выбытия, износа, годности основных средств |
е) оценка | Неправильно сформирована первоначальная стоимость; неправильно произведена переоценка ОС; расходы на реконструкцию и модернизацию неверно отнесены. | Пересчет первоначальной стоимости исходя из всех затрат на приобретение или доработку. |
f) точность | Арифметические ошибки при отражении операций с ОС, неправильное отнесение сумм дооценки ОС, амортизация начисляется неверным способом, неправильно определен срок полезного использования. | Пересчет операций по отражению ОС, просмотр корреспонденции необычных операций, особое внимание переоценке ОС. |
j) представление | Информация из главной книги неправильной суммой перенесена в баланс, суммы по ОС в форме №1 и форме № 5 не совпадают. | Прослеживание определенных документов: форма №1-форма№5-главная книга |
3.2.Рекомендации по устранению выявленных нарушений