6.1 Приближенный расчет валов
Для материала валов принимаем сталь 45, улучшение, для которой [τк] =20 МПа.
dI= мм, dII= мм, dIII= мм.
Принимаю стандартное значение диаметров все валов 60 мм.
6.2 Уточненный расчет валов
Рисунок 4 – Схемы нагружения валов.
Составляя уравнения моментов для второго и третьего вала находим реакции опор: для 3-го вала:
RAV=728,4H, RBV=3700,1H, RAH=-265,1H, RBH=1346,7H,
суммарная RA=3937,5 H, RB=7751,1 H.
для 2-го вала:
RAV=4757 H, RBV=4852,9H, RAH=1903,5 H, RBH=742,8 H,
суммарная RA=5123,7 H, RB=5212,8 H.
Уточненный расчет выполняем для первого вала, так как он является наиболее нагруженным.
Для проверочного расчета строим эпюру нагружения этого вала.
Определяем окружную силу в зацеплении по формуле:
Для зубчатого конического колеса:
H.
Определяем радиальную силу:
Fr4=Ft4×tgα×cosd1=1696 H.
Определяем осевую силу:
Fa4=Fr3=1696 H,
Для шкива:
Ftш=723,7 Н, Frш=337,4 Н.
Рассмотрим данную расчетную схему вала в двух плоскостях: горизонтальной и вертикальной, в которых действуют радиальная, осевая и окружная силы. Через уравнения моментов относительных опорных точек находим реакции опор.
В вертикальной плоскости:
RAV=-6722,2 H, RBV=2301,9 H.
В горизонтальной плоскости:
RAH=2593,9 H, RBH=-103,6 H.
Суммарные реакции:
RA=7205,3 H, RB=2304,2 H.
Рисунок 5 – Эпюры изгибающих элементов
6.3 Расчет вала на усталость
Усталостный расчет вала выполняется как проверочный. Он заключается в определении расчетных коэффициентов запаса прочности в предположительно опасных сечениях.
При расчете принимаем, что напряжения изгиба изменяются по симметричному циклу, а напряжения кручения – по нулевому циклу.
|
Амплитудные значения напряжений изгиба и кручения определяются по формулам:
где Мизг, Мкр – изгибающий и крутящий момент в сечении;
Коэффициенты запаса усталостной прочности определяются по формуле:
по нормальным напряжениям
по касательным напряжениям
где s-1, t-1 – пределы выносливости для стали 40Х:
s-1 = 370 МПа, t-1 = 215 МПа;
es, et - коэффициенты, учитывающие влияние абсолютных размеров вала, определяются по таблице 15 [5, с. 11], es = et = 0,75;
Кd, КF – коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении с учетом влияния шероховатости поверхности Кd=0,5; КF=1;
Ks - коэффициент упрочнения поверхности, Ks = 2,5 – при улучшении;
sа, tа – напряжения изгиба и кручения;
ys, yt - коэффициенты, характеризующие чувствительность материала к асимметрии цикла напряжений, определяется по таблице 9,
ys = 0,05, yt = 0;
sm = 0;
tm = tа.
Определяем St:
Общий запас прочности определяется по формуле:
S=
S≥[S]=1.5…2.5, т. е. условие выполняется.
6.4 Выбор элементов, передающих крутящий момент
Для соединения первого вала со шкивом назначаем шпоночное соединение, а для всех остальных соединений принимаем шлицевое соединение, которое имеет следующие размеры рабочих частей:
, b=10, dlmin=49,7, ¦=0,8, rmax=0,5.
Шлицевое соединение подлежит проверке на смятие, которая проводится по формуле:
Остальные соединения выполняются по Мкр, меньшего от момента на первом валу.
Все выбранные шлицевые соединения соответствуют условию прочности при проверке на смятие, так как допускаемое равно 80 МПа.
|
Соединение со шкивами.
Проверим выбранные шпонки на смятие:
;
где - крутящий момент, который передается шпонкой, Нм;
- диаметр вала, мм;
- высота шпонки, мм;
- рабочая длина шпонки, мм;
- напряжение, которое допускается, принимаем стандартные шпонки [3 с.62, табл. 7.1].
Рисунок 6 - Размеры шпоночного соединения.
d, мм | lр, мм | T, Нм | [σсм], МПа | σсм, МПа | количество: | b, мм | h, мм | t1, мм | t2, мм |
405,1 | 89,6 | 3,3 |
.
Все выбранные шлицевые и шпоночные соединения соответствуют условию прочности при проверке на смятие.
Выбор подшипников
Учитывая элементы, расположенные на валах, а также по диаметрам шипов, выбираем подшипники, параметры которых заносим в таблицу 8.
Таблица 4 – Параметры подшипников
Подшипник | Внутренний диаметр d, мм | Наружный диаметр D, мм | Ширина кольца B, мм | Статическая грузоподъемность C0, кН |
Вал 1 66408 – 1шт. 66412 – 2шт. | 52,7 | |||
Вал 2 66409 – 3шт. | ||||
Шпиндель СА-36216 – 2шт. А-3182118 – 2шт. 36214 – 2шт. | - - - |
Проверочный расчет подшипников.
Фактическая долговечность подшипника в часах.
;
где С – динамическая грузоподьемность, кН.
Р – приведенная грузоподьемность, кН.
r - коэфициент формы тел качения, - для шариковых подшипников.
Найдем приведенную грузоподьемность:
Н;
де V – „коэфициент кольца”: V=1 при вращении внутреннего кольца, V=1,2 при при вращении наружного кольца;
R, A – радиальная и осевая нагрузка на подшипник;
|
X, Y – коэфициенты приведения R, A; Х=1. [3 с. 68 табл.8.4]
- коэфициент безопасности, зависит от вида работы и серьезность последствий аварии, =1,2. [3 с.65 табл. 8.1].
- коэфициент температурного режима. [3 с.65 табл. 8.2].
к=1 - при
На первом валу:
- для шарикоподшипника 66408:
7437,7 Н,
.
- для сдвоенного радильно-упорного подшипника 66412:
;
.
На втором валу:
- для сдвоенного радильно-упорного подшипника 66409:
.
- для радильно-упорного подшипника 66409:
;
.
. Т.к. часов, тогда условие долговечности выполняется.
Подшипники СА-36214, А-3182118, 36214 расчету подвергаться не будут, так как они взяты из паспорта станка и уже рассчитаны.