Заметки об антиалкогольной литературе




Доводилось ли вам, читатель, задаваться, вопросом: почему люди пьют? Не раз пытался выяснить мнение молодых людей по этому поводу. Ответы получал невразумительные: мол, захмелеть приятно, так поступают все, как не выпить на праздник и т. д. Кое-кто из пьющих полагает, будто способен четко оценить свое отношение к алкоголю. Заблуждение! Привычка пить, выработанная предшествующими поколениями, навязана ему, сложилась как обыденность, которая никак не соответствует здоровому образу жизни. Следовательно, необходимо сознательно, активно противостоять питейным обычаям.

Нормой жизни должна стать абсолютная трезвость. На это нацеливают нас решения партии, весь опыт социалистического строительства.

Об антиалкогольном законодательстве первых лет революции в настоящих заметках будет сказано несколько позже. Любознательный читатель при желании найдет литературу о трезвенническом движении в 20–30-х, 50-х, 70-х годах. Военные 40-е годы выпадают из этого ряда. Особняком стоят и 60-е годы, когда зародилась и пустила корни «теория» вытеснения крепких спиртных напитков слабыми, теория так называемого «культурного» пьянства.

Поворотный этап в борьбе с питейными традициями начался в середине 80-х годов. В чем его новизна? Последние 20–25 лет борьба шла в основном с горькими, «некультурными» пьяницами, теперь объявлена война первоисточнику хмельной эпидемии. Задача поставлена четко — устранение алкоголя как такового из жизни нашего общества.

Будучи убежденным трезвенником, часто вступаю в спор с приверженцами «культуры» пития, которые до сих пор не сдают позиций. Одни прямо, другие обиняком доказывают: изредка «посидеть» с друзьями в доброй обстановке, снять стресс — это благо. И дают его «солнечные» вина и коньяк, «бодрящие» водка, джин, виски… Аргумент выдвигается авторитетный: многие исследователи проблемы пьянства ничего не имеют против умеренного употребления алкоголя.

Действительно, авторов, которые верно расставляют акценты, можно перечесть по пальцам. Это академик АМН СССР, лауреат Ленинской премии, известный ленинградский хирург Ф. Углов, писатель П. Дудочкин, журналист С. Шевердин, инженер-социолог И. Красноносов, педагог А. Маюров и некоторые другие, кто издавна и последовательно отстаивает позиции закона трезвости.

Ф. Углов и своей книге «В плену иллюзий» (М.: Молодая гвардия, 1985) на большом жизненном материале показывает губительное воздействие алкоголя на организм человека, на экономические и нравственные устои общества, вскрывает порочность установок на «культуру» пития, размышляет над тем, какими путями необходимо добиваться перелома общественного сознания в отношении алкоголя. В книге представлены убедительные данные социологических и медицинских исследований о причинах и последствиях пьянства, говорится об истоках трезвеннического движения в нашей стране.

Вышли подряд две книги С. Шевердина — «У опасной черты» (М.: Педагогика, 1985) и «Со злом бороться эффективно» (М.: Мысль, 1985). В первой из них автор анализирует причины возникновения пьянства и ошибки в воспитании, которые могут привести к формированию вредных привычек у подростков. Книга написана в форме бесед, эмоционально-публицистический тон которых основан на строгом научном анализе, показывающем, что трезвость является реальной потребностью людей, хотя еще и не осознается очень многими.

Существующее ныне противоречие между объективной потребностью в трезвой жизни и широко распространенным мнением, будто «выпить можно — напиваться нельзя», является одним из главных препяисивий в деле планомерного и успешного наступления на алкогольное зло. Вторая из названных книг С. Шевердина посвящена стратегии и тактике этой благородной борьбы. В ней автор указывает адреса, где накоплен практический опыт преодоления пьянства.

Не в пример упомянутым авторам, большинство медиков, а вслед за ними и публицистов, как правило, выступали явными или скрытыми сторонниками «умеренного» хмельного общения. То же можно было сказать о кино, радио, телевидении. Не отставали и популярные периодические издания. Даже журнал «Мурзилка» (№ 5 за 1981 г.) предлагал ребятишкам восхищаться способностью русских былинных героев выпивать много хмельного.

На этот факт со справедливым возмущением указывает В. Запорожченко — автор брошюры «Образ жизни и вредные привычки» (М.: Медицина, 1984). Вскрывая социальную природу пьянства как доставшуюся от предшествующих поколений привычку, он обнажает и причины живучести его в наши дни. Тут и неудовлетворенность части людей работой, и неумение разумно провести свободное время, нелады в семье и бытовое неустройство, иногда просто нелепая «гордость», бравада своей способностью пить много и «без последствий».

Для оздоровления индивидуального образа жизни, отмечает автор, надо решительнее бороться с элементами однообразия, скуки, избегать переедания и малоподвижного образа жизни, вырабатывать в противовес вредным положительные привычки, чему могут способствовать занятия физической культурой, туризмом, путешествия по родному краю. А также искусство, литература, музыка добавим мы. Именно эти факторы естественным путем снимают усталость, укрепляют силы и здоровье, поднимают настроение. Алкоголь, создавая иллюзию отдыха, в то же время неизбежно разрушает организм пьющего, пагубно сказывается на его потомстве.

Вывод бесспорный. А каковы рекомендации? Они в четырех фразах в самом конце брошюры: «Уважаемый читатель! Мы не призываем вас к полному аскетизму. В соответствующей обстановке можно выпить бокал-другой хорошего вина, полакомиться разнообразными яствами. Но это не должно стать системой, скорее исключением» (с. 32).

Хорошенькое исключение! Да оно просто перечеркивает смысл всего, что сказано в книжке. Ведь скольжение вниз и начинается с одного-двух бокалов. С одного-двух исключений и вырабатывается тот динамический стереотип выпивок, о котором убедительно повествует сам В. Запорожченко. Причем вырабатывается порой неосознанно, бездумно. Чуть ли не с первых лет жизни.

К примеру, одно время получил распространение недопустимый обычай: в детских садах дни рождения ребятишек отмечались, как у взрослых: есть что выпить (бутылка с наклейкой «Буратино») и чем закусить, есть тосты и подарки. Так умение пить «по-взрослому» формируется раньше, чем знания о ядовитости алкоголя. С возрастом появится желание испробовать другие напитки (например, с таким «романтическим» названием, как «Старокиевская»). В результате может развиться пристрастие к алкоголю.

Преемственность питейных обычаев от одного поколения к другому обеспечивают определенные механизмы: подражание, «заражение», внушение, мода и т. д. Эти же социально-психологические факторы действуют и в рамках одного поколения — от старших к младшим. Причем алкоголизм в молодом возрасте развивается настолько стремительно, что врачи называют его галопирующим.

Спрашивается, утерпит ли человек до «исключительного» случая, не станет ли для него системой ритуал выпивки? Гарантии никакой. А она нужна обязательно.

Скажем, попадет в руки молодого рабочего брошюра с выразительным названием «Алкоголь и труд — несовместимы» (М.: Знание, 1984). Автор — А. Зеренин, кандидат медицинских наук, сотрудник ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского. Известен научными трудами, изобретениями и как пропагандист медицинских знаний.

В названной брошюре он камня на камне не оставляет от позиции тех, кто пытается уверить, будто алкоголь в малых дозах безобиден. Один пример. Двум группам здоровых молодых людей предложили сдельную землеройную работу. Когда появились признаки утомления, первой группе дали пива. Землекопы субъективно отмечали временное снятие усталости, даже «прилив» сил. Увы, их выработка была существенно ниже, чем у второй группы. В другой раз пивом «подбодрили» вторую группу, и она тоже проиграла соревнование.

Насколько же значительны вред и опасность пьянства в условиях современного предприятия с его сложной и тонкой технологией! Любое отступление от заданного режима может привести к срыву работы всего большого коллектива. Техника работает безотказно только тогда, когда ею управляют трезвые люди. У них полная уверенность в своих действиях. Если же она попадает в руки пьющего — неизбежны авария или травма, а то и смертельный исход.

А разве меньшую опасность представляют пьяные автолюбители за рулем или подвыпившие туристы у лесного костра?

Казалось бы, вывод напрашивается сам собой — ни в работе, ни на отдыхе алкоголь не помощник, а враг. К чему же призывает автор брошюры? Для того чтобы из-за выпивки не являться на работу с головной болью, каждый должен уметь отказаться от лишних (?!) рюмок. Выходит, «нелишние» все-таки допустимы?

Странная позиция. Ученый, медик, знаток вопроса приемлет алкоголь как нечто неизбежное. И сам уводит читателя в лабиринт противоречий. С одной стороны, убедительно доказывает, что пиво, вино, водка — наркотические яды, с другой — утверждает, будто их можно пить в меру.

Много ли нужно, чтобы уловить подобные противоречия? Нет, здесь ничего не требуется, кроме здравого смысла. Однако не всегда достаточно ограничиваться лишь элементарной логикой. Подчас требуются и специальные знания.

До сих пор в книгах и брошюрах можно почерпнуть такие данные: пять–десять процентов принятого алкоголя выводится из организма почками, легкими, кожей в неизмененном виде, остальная часть окисляется в нем и обезвреживается (см., например, брошюру М. П. Красновой и Г. И. Куценко «Осторожно: алкоголь!» — М.: Высш. шк., 1984. — с.13). Оставлять подобный тезис без пояснения нельзя. Окисление-то состоит в том, что алкоголь превращается в еще более токсичный ацетальдегид и другие ядовитые продукты распада, которые удерживаются в тканях организма до трех-четырех недель после употребления алкоголя (зафиксировано с помощью метода меченых атомов).

Еще серьезная ошибка, которая встречается даже в неплохих книжках, — утверждение об отсутствии в нашей стране социальных корней пьянства. Между тем философски проблема решена давно, а из более близких нам по времени (начало 60-х годов) сошлюсь на труды известного философа, разрабатывающего методологические основы медицины, Г. Царегородцева. Теорию вопроса для простоты можно выразить одной фразой: при безусловном отсутствии классовых корней пьянства, его живучести в социалистическом обществе способствуют обилие спиртного в магазинах, привычки, обычаи, бытовые нормы. Как это происходит, хорошо и предметно показано в упоминавшейся уже брошюре В. Запорожченко.

Но почему приходится еще раз заострять внимание на теоретической стороне вопроса? Прежде всего потому, что, встретив подобную ошибку, читатель начинает сомневаться в научной компетенции автора, теряет доверие к его практическим рекомендациям. И еще одно. Недооценка социальных источников винопития не позволяет достаточно глубоко ставить вопрос о социальных путях искоренения пьянства.

«Во вред здоровью, семье, потомству» (М.: Моск. рабочий, 1984) — так назвал свою книжку доктор медицинских наук, консультант Московской наркологической больницы С. Пащенков. В ней рассказывается об особенностях семейных форм алкоголизма, о вырождении потомства.

Примерно в таком же ключе решают тему о вредном влиянии алкоголя на развивающийся организм и о мерах профилактики Б. Братусь и П. Сидоров в книге «Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма» (Изд-во Моск. ун-та, 1984), Н. Копыт и Е. Скворцова в книге «Алкоголь и подростки» (М.: Медицина, 1984).

Как видим, в основном авторы останавливаются на медицинских аспектах проблемы, что, безусловно, само по себе важно и нужно. Однако читателя интересует, как и когда подрастающее поколение будет ограждено от винопития, а следовательно, и от поражения организма, нарушения наследственности.

К сожалению, многие из упомянутых выше авторов вольно или невольно оставляют читателя, в том числе и пьющего, один на один с морем спиртного. Найдешь в себе силу воли, дело по душе, досуг здоровый, поддержку коллектива, семьи — избежишь участи пациента наркологического диспансера или лечебно-трудового профилактория. Дрогнешь — пеняй на себя.

Главный социальный, точнее, социально-экономический аспект проблемы как раз в том и состоит, что в пьянстве повинны не только пьющие. Нельзя упускать из поля зрения главного виновника пьянства — алкоголь как таковой. Товар, который сам себя рекламирует и подогревает спрос тем активнее, чем шире распространяется алкоголизация населения. «Закон» этот имеет и обратную силу. Можно ли переплыть водоем, не глотнуть хоть капельку воды на крутой волне? Легко ли пьющему пройти мимо назойливого винного прилавка? Вот почему в документах партии о преодолении пьянства и алкоголизма вопрос поставлен так резко — ежегодно сокращать производство и продажу спиртного.

Другого пути нет и нужно быть морально готовым к возрождению традиции трезвости.

Теперь о часто применяемом термине «злоупотребление алкоголем». Большинство авторов, прикрываясь этим термином, ратуют за «культуру» пития. Но ни в одном печатном издании вы не найдете определения, что это такое. И немудрено. В винопитии границы нет. Она для каждого своя.

Убедительный ответ на вопрос, кто такой «умеренно» пьющий, дается в брошюре В. Рязанцева «Как предупредить алкоголизм» (К.: Здоров'я, 1984). Он правильно отмечает, что «умеренность» — лишь удобная лазейка для оправдания пристрастия к спиртному. Горький пьяница сам по себе отвратителен, жалок. С него, конечно, никто брать пример не рискнет. Зато лицемерная «умеренность» вполне способна обольстить вас, молодые люди. Тем более что до сего времени антиалкогольная пропаганда в основном ограничивалась лишь запугиванием: дескать, у пьющих к 35–40 годам разрушится печень, остановится сердце, разовьется склероз…

Может ли устрашить подобная перспектива, если юный читатель по молодости своей считает указанный возраст почти пожилым? А главное, он вовсе не ставит себе целью спиться, стать алкоголиком. Он пока просто попивает — от скуки, для «храбрости».

С научной точки зрения «культурное» винопитие — категория несостоятельная. Например, во Франции и Италии пьют натуральные сухие вина высокого качества, на улице не валяются. Чем не «культура»? Однако хронических алкоголиков, дефективных детей, больных циррозом печени, инфарктом миокарда там больше, чем в других странах, поскольку выше потребление алкоголя на душу населения. «Культурное» винопитие — ловушка для простаков.

Представим себе такую, прямо скажем, нереальную картину: все пьяницы употребляют спиртное «умеренно». Никаких внешних грубых проявлений, тем более серьезных проступков с тяжкими последствиями нет. Должно ли общество и в этом случае вести борьбу именно с пьянством или пусть занимается лишь предотвращением «неумеренности»?

Да, должно, если мы хотим окончательно искоренить зло. Ведь научно доказано, что алкоголь в любой дозе пагубно воздействует на все органы человеческого организма и особенно на головной мозг. При многократных выпивках в нем погибают тысячи нервных клеток, которые ведают мыслительной деятельностью, осуществляют функцию памяти, отвечают за такие высокие нравственные качества, как честь, достоинство, совесть, стыд, благородство, патриотизм, гуманность, любовь к Родине… У пьющего все эти черты размываются, утрачиваются, превращаются в свою противоположность.

Сотни исследований ученых многих стран подтверждают неоспоримый факт: когда один, а тем более оба родителя — пьющие, у них нередко рождаются неполноценные дети.

Вот пример. Молодая женщина на протяжении всей беременности пила коктейли. Расчеты показали, что она в «тонизирующем» напитке принимала 28,35 грамма спирта в сутки. В итоге — тяжелые психические расстройства у первенца, которые ничем и никогда не исправишь.

Не верьте тем, кто говорит, будто они пили водку, и ничего — ребенок родился нормальным. З. Балаян — автор «Открытого письма новобрачным» (Ереван: Луйс, 1982) приводит такие данные, полученные в ходе специальных исследований. Если принять средний (условный) коэффициент умственного развития за 100, то у детей, родившихся в результате «пьяного зачатия», он равен 80. Вряд ли вы пожелаете, чтобы ваш будущий ребенок отставал от нормы на целых двадцать процентов.

Не верьте еще вот почему. В раннем детстве у ребенка не всегда обнаруживаются какие-либо отклонения от нормы. Но затем неизбежно следует расплата. Дело в том, что человеческий мозг содержит около 17 миллиардов нервных клеток. Часть из них регулярно выбывает из строя. Это нормальный физиологический процесс, он не приводит к резким психическим изменениям. У жертв «пьяного зачатия» процесс этот нарушен, протекает бурно и с большими потерями.

Нет надобности говорить, какой неисчислимый ущерб наносит алкоголь экономике, нравственным устоям общества. Велики и людские потери из-за алкоголя.

…Казалось бы, в средствах антиалкогольной пропаганды недостатка нет. Статьи, книги, фильмы, телепередачи, плакаты, лекции… Отчего же все еще невысока их эффективность? Дело в том, что для получения желаемых результатов пропаганда должна вестись планомерно, систематически и, главное, в сплаве с реальным трезвенническим движением.

Самая действенная пропаганда — это пропаганда, основанная на личном примере трезвости. Она многократно усиливается, когда единомышленники объединяются в общества и клубы трезвости, способные привлечь в свои ряды молодежь.

Особенно важно добиться глубокой психологической перестройки, четкого осознания насущной необходимости трезвого уклада нашей жизни, чтобы повернуть традиции в здоровое нормальное русло.

Хорошую книгу об этом выпустило в 1984 году издательство «Молодая гвардия». «Трезвость — норма жизни» — так называется сборник, в который вошли произведения известных писателей, очерки и статьи публицистов, педагогов, врачей.

В открывающем сборник рассказе В. Распутина «Не могу-у…» убедительно показано, до какого тяжелого — физически и психически — состояния может довести человека склонность к спиртному. В рассказе Ю. Казакова «Легкая жизнь» герой его еще не дошел до края — вроде бы здоров, весел. Но присмотримся: как будто уживаются в нем два человека — один может славно потрудиться, сладить важное дело, другой — напиться и бездумно брести по жизни. Постепенно от первого в нем остается все меньше, а второго прибывает и прибывает. В рассказе Ю. Убогого «Весной» дается картина морального разложения пьяницы — раздоры в семье, пренебрежение и насмешки окружающих, мучительное чувство вины и стыда, и все это в резком контрасте и противоречии с внешней линией его поведения, в разладе с окружающей жизнью.

В статьях и очерках, составивших вторую часть сборника, проблема пьянства рассматривается в научно-публицистическом плане. Здесь и источники его возникновения, и опыт борьбы, поиск новых ее форм, стремление изобличить алкогольную напасть во всех проявлениях.

Правда, составители сборника не до конца последовательны. И в нем есть нотки о «неизбежном» присутствии спиртного в застолье. Даже приведены рецепты домашнего приготовления слабоградусного зелья.

В целом же польза и ценность книги в том, что она помогает лучше понять суть проблемы, призывает резко изменить отношение к алкоголю, который таит серьезную угрозу даже при «умеренном» употреблении. И название сборника символично. В формулировке «трезвость — норма жизни» — суть курса, намеченного партией в борьбе с пьянством. Цель — освободить общество от этого зла. А раз так, алкоголю не место на прилавках магазинов. Он подлежит изъятию из продажи в кратчайшие сроки. Производство же возможно лишь на технические цели. Альтернативы тут нет.

И напрасно иные, скептически настроенные авторы внушают мысль о невозможности осуществить закон трезвости. Им бы порадоваться решительному настрою людей на оздоровление быта. Тем более, что настрой этот давно материализован: в Киеве, Днепропетровске, Николаеве, Горьком, Новосибирске, Первоуральске, Риге, других городах много лет с успехом действуют клубы и общества трезвости. Недавно создано Всесоюзное добровольное общество борьбы за трезвость. Активисты не ограничиваются антиалкогольной пропагандой. Они выступают еще и как организаторы здорового досуга. В этом ценность их опыта: мало ведь просто отвлечь от хмельного застолья, надо чем-то занять людей.

Скептики же неустанно выискивают «изъяны» в применении запретов. Причем делают это с научной точки зрения несостоятельно. Так, они не жалеют черных красок, говоря о сухом законе середины 10-х — начала 20-х годов. Дескать, и разгул самогоноварения в нашей стране начался, и отравления суррогатами участились…

А на самом деле? Сухого закона как такового в своде законов Российской империи вы не найдете. Его не было. Просто с началом империалистической войны местным органам самоуправления дали право закрывать винную торговлю. К величайшей чести нашего народа винные магазины были закрыты по всей стране. Потребление алкоголя на душу населения — главный показатель пьянства — многократно уменьшилось.

Если же говорить о сухом законе в собственном значении этого слова, то есть о государственной запретительной спиртной монополии, то она была введена постановлением Совнаркома 19 декабря 1919 года (Известия. — 1920. — 1, 3 янв.). Законодательно ограничивались производство и продажа спиртного, строгие меры наказания применялись к тем, кто появлялся в нетрезвом виде в общественных местах.

Не выдерживает критики и другое расхожее возражение против целесообразности прекращения производства и продажи спиртных напитков: дескать, исторический опыт доказал, что это приводит к увеличению смертности от суррогатов.

Действительно, она несколько возросла, хотя ее уровень преувеличивался потерявшим прибыли питейным капиталом и его ходатаями. Однако, и это главное, общая смертность на почве алкоголизма была все-таки ниже, чем до сухого закона.

На суррогаты, прежде всего денатурат, поступление которого на рынок резко возросло, перешли только те, кто не перенес или не захотел перенести вынужденного внезапного воздержания. Случилось это потому, что никто своевременно не позаботился об оказании им необходимой психологической и наркологической помощи.

«Ограничение производства и продажи спиртного, введенное в Советской России во время гражданской войны и в первые годы нэпа, принесло, безусловно, свои положительные результаты, что нельзя сбрасывать со счетов при изучении и осмыслении прошлого опыта, — отмечает социолог Р. Лирмян. — Да и теперь у нас в стране в ряде мест, на некоторых участках работы действует своего рода «сухой закон», — в армии, на рыбопромысловых судах, на железнодорожном транспорте, в авиации, на дрейфующих полярных станциях, в поселках золотодобытчиков — везде, где злоупотребление спиртным может отрицательно сказаться на выполнении государственных планов особой важности или же несовместимо с требованиями техники безопасности. Известно, что строительство гиганта автомобилестроения КамАЗа было закончено в предельно сжатые сроки. В этом определенную роль, несомненно, сыграло отсутствие в продаже в Набережных Челнах (ныне город Брежнев) спиртного в течение нескольких лет. В студенческих строительных отрядах тоже строго соблюдается трезвость» (Коммунист. — 1985. — № 8. — с.117).

Обширную цитату привожу не случайно. Она логично подводит к непреложной истине, которую необходимо глубоко осознать и усвоить всем, кто как настоящий патриот готов бороться за оздоровление нашего быта, нашего образа жизни. Вот она, эта истина: для превращения эффекта отрезвления в постоянную трезвость необходимо то, чего нельзя обеспечить при капитализме, но что с гарантией осуществимо при социализме: сочетание, с одной стороны, массового отказа от употребления алкоголя и, с другой — радикального «осушения» прилавка, как это намечено партией и правительством.

Сегодня нередко требуется подлинное мужество, чтобы противостоять выпивке, ломать питейную эстафету «гостеприимства», провести трезвую свадьбу или праздник, не побояться выставить себя «белой вороной», «ханжой», подать пример твердого воздержания от спиртного.

Это возвращает нас к тезису, вынесенному в заголовок предлагаемых заметок об антиалкогольной литературе. Зло есть зло. Умеренным оно не бывает. Бесперспективны упования добиться отрезвления полумерами — полутрезвостью, полупьянством. Значит, и пропаганда должна вестись не за умеренность, а за абсолютное воздержание от спиртного. Не за упорядочение винной торговли, а за ее поэтапное прекращение.

В постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.) перед средствами массовой информации ставится задача «решительно улучшить антиалкогольную пропаганду, воспитывать людей в духе трезвости, нетерпимого отношения к пьянству, ярко и убедительно раскрывать вред алкоголя даже в малых дозах для здоровья людей, а также его отрицательное воздействие на все стороны общественной жизни — экономику, быт, моральный облик и сознание людей».

Пьянство зашло далеко. Его нужно срочно остановить. Разумеется, не только оружием слова, сокращением производства и продажи хмельного зелья, наркологической помощью. Среди социальных средств защиты от этого бедствия не последнее место занимают административные меры. Ими предусмотрено принудительное лечение больных хроническим алкоголизмом, установлены строгие взыскания с тех, кто распивает спиртное или появляется пьяным на работе и в общественных местах, приобщает к рюмке несовершеннолетних и т. д. Руководители, допускающие подобные антиобщественные поступки своих подчиненных, не принимающие по отношению к ним строгих мер воздействия, привлекаются к ответственности, вплоть до уголовной.

Привести в действие весь комплекс социально-политических, экономических, правовых, медицинских и других мер борьбы с пьянством, которые намечены партией, — это и есть надежный путь сделать трезвость нормой нашей жизни.

Важно помнить: не только страстное слово пропагандиста изобличает аморальную эйфорию, которую несут с собой винные пары. Алкоголь тоже «не молчит». Он «работает» против осознания своей опасности. Нет сомнения, какая из этих сил сильнее и в конечном счете победит. Но победе могут способствовать только правдивая, смелая книга, фильм, радио- или телепередача. И только к такому антиалкогольному оружию можно относиться с доверием.

…Не раз доводилось беседовать с молодыми людьми о причинах и последствиях питейных обычаев. Они часто спрашивают: «Почему так остро поставлена эта проблема именно сегодня? Ведь человечество употребляет алкоголь уже несколько веков. Неужели люди не знали о бедах, которые он приносит? Почему не запрещали винные «утехи?»

Знали и запрещали. Лучшие умы человечества во все времена особенно волновала проблема «алкоголизм и потомство». Еще два тысячелетия назад Плутарх выдвинул емкую формулу: «Пьяница рождает пьяниц». Платон добился закона, запрещающего пить до восемнадцати лет, понимая, что неокрепший организм особенно уязвим для спиртного и что хроническими алкоголиками, в первую очередь, становятся те, кто с юных лет пристрастился к вину. В Древнем Риме казнили всех, кто позволял себе выпивки до тридцатилетнего возраста — поры, когда человек обзаводится семьей, детьми. Так что еще на заре цивилизации человечество было озабочено судьбой своего потомства. Однако алкоголь и его «культурные» сторонники вновь и вновь уводили на кривую дорожку.

Так случилось и в нашей стране. Резкий рост потребления алкоголя на душу населения произошел за последние двадцать лет в результате повышения благосостояния, расширения производства и продажи спиртного. Негативную роль в алкоголизации населения сыграла попытка вытеснить крепкие напитки пивом и вином. Это лишь расширило круг пьющих, в него включились женщины и подростки.

Вот почему развернутая партией бескомпромиссная борьба с пьянством встретила полную поддержку советских людей. И в этой борьбе отступления быть не может.


ОГЛАВЛЕНИЕ

От составителя............................................................................................ 3

Рязанцев В. А. Из записок нарколога. Алкоголь и личность........................ 5

Дудочкин П. П. Мать, ставь самовар, гости едут! Из дневника писателя.... 20

Морозов В. С. Вовремя предупредить!..................................................... 30

Умеренков А. Н. Банкет без вина. Что это такое?..................................... 41

Летягин Г. М. Как стать трезвенником?................................................... 52

Брокан Э. Д. Путь к трезвости................................................................. 57

Куц В. А. Любовь и рюмка...................................................................... 70

Васильев В. В. Алкоголь и потомство...................................................... 76

Углов Ф. Г. Алкоголь и мозг.................................................................... 81

Каштанова И. А., Рязанцев В. А. Учитель трезвости. Идеи Л. Н. Толстого о нравственном самосовершенствовании личности................................................................................................... 90

Красноносов И. А. Тропа в трезвость..................................................... 102

Маюров А. Н. История трезвеннического движения за рубежом (США, Финляндия, Швеция, Болгария) 108

Юнак В. Ю. Глазами очевидца. О безалкогольных традициях в Алжире... 116

Удовенко Н. И. Из молодежной аудитории. Заметки лектора................ 119

Халин В. Н. Зло не бывает умеренным. Заметки об антиалкогольной литературе 128

 

Научно-популярное издание

 

БЕСЕДЫО ТРЕЗВОСТИ

 

Составитель Виталий Александрович Рязанцев

 

Редактор А. Е. Замяткина. Обложка художника С. И. Райхлина. Художественный редактор С. В. Анненков. Технический редактор Л. И. Швец. Корректор В. В. Пустовая

 

Информ. бланк № 11949

 

Сдано в набор 30.12.86. Подп. в печать 03.04.87. БФ 27051. Формат 84Х1081/32. Бумага типогр. № 2. Лит. гарн. Выс. печать. Усл. печ. л. 7,56. Усл. кр.-отт. 7,88. Уч.-изд. л. 7,83. Тираж 1000 экз. Изд. № 7555. Зак. № 7 — 318. Цена 30 к.

 

Головное издательство издательского объединения «Вища школа». 252054, Киев-54, ул. Гоголевская. 7

 

Головное предприятие республиканского производственного объединения «Полиграфкнига», 252057, Киев. ул. Довженко, 3


[1] Панич М. С. Я только записываю: Страницы из дневника. Размышления. — Л.: Сов. писатель, 1982 — с. 58.

[2] Копыт Н. Я., Скворцова Е. С. Алкоголь и подростки. — М.: Медицина, 1984.

[3] Правда. — 1985. — 17 мая.

[4] Шичко Г. А. Противоалкогольное и противокурительное воспитание детей в семье. — Л.: Знание, 1978 — с. 16–17

[5] Наука и жизнь. — 1984. — №4. — с.5.

[6] Имелинский К. Психогигиена половой жизни. — М.: Медицина, 1972. — с. 223–229.

[7] Алкоголизм // БМЭ. — 3-е изд. — 1975. — т.1. — с. 246.

[8] Труды I Всероссийского съезда по борьбе с пьянством. — СПб.: Б. и., 1910. — с. 377.

[9] Харрисон Дж. Биология человека. — М.: Мир, 1968. — с. 297.

[10] Комитет партийного контроля при ЦК КПСС строго наказал ответственных работников Министерства здравоохранения СССР за неудовлетворительное руководство наркологической службой, проявленную беспринципность и непоследовательность в оценке вредности алкоголя для здоровья человека. — Прим. составителя.

[11] Введенский Н. Е. Полное собрание сочинений. — Л.; ЛГУ, 1963. — т.7, — с.146.

[12] Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. — М.: Гослитиздат, 1928 — 1958. — т. 27. — с. 269–288.

[13] Толстой Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. — М.: Гослитиздат, 1928 — 1958. — т. 25. — с. 219–220. (Далее ссылки на это издание даются в тексте статьи в круглых скобках с указанием тома и страницы.)

[14] Сушков Б. Ф. Уроки театра Толстого. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. — с. 13–14

[15] Лев Толстой в воспоминаниях современников: В 2 т. — М. з ГИХЛ, 1955. — т.2. — с. 39.

[16] Толстой Л. Н. Педагогические статьи трех периодов: 60-х, 70-х годов и последнего времени. — М.: Т-во И. Д. Сытина, 1912. — с. 384–385.

[17] Там же. — с. 388.

[18] Урланис Б. Ц. Эволюции продолжительности жизни. — М.: Статистика, 1978. — с. 233.

[19] Социально-психологичсские проблемы научно-технического прогресса, — Л.: Наука, 1982. — с.163–164.

[20] Правда. — 1985. — 23 июня.

[21] Сов. Россия, — 1974, — 22 янв.

[22] Хроника ВОЗ. — Женева, 1976. — № 10. — с. 519 (пересчет с графика наш. — И. К.).

[23] См.: Стрельчук И. В. Алкоголь и здоровье. — М.: Знание, 1980. — с. 8.

[24] Страшун И. Д. Борьба с алкоголизмом // Влассак Р. Алкоголизм, — М.; Л., 1928 — c.154.

[25] Александровский Ю. А. Глазами психиатра. — М.: Медицина, 1977, — с.148.

[26] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — 2 с изд. — т. 10, — с.207.

[27] Маяковский В. В. Собрание сочинений. — М.: Мол. гвардия, 1951. — т. 6, — с.130.

[28] Воспоминания о В. И. Ленине. — М.: Политиздат, 1969. — т.5. — с.47–48

[29] Там же. — с.209.

[30] Ферментная и спиртовая пром-сть. — 1982. — № 6. — с.2.

[31] Экономика и организация пром. пр-ва. — 1974. — № 4. — с.38.

[32] Ленин В. И. Поли. собр. соч. — т.43, — с.326.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: