БАНКЕТ БЕЗ ВИНА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 4 глава




Дана Станценеле, мать двоих детей:

— Мы прожили с Винцасом десять лет. В последние четыре-пять лет он стал здорово пить. Пил дома, не буянил, но требовал деньги на выпивку. На работе у него начались неприятности, и Винцас уволился. Я была в то время беременной. Обстановка в семье накалилась. Я сказала мужу: «Ты мне не нужен. Иди на базар и живи там с алкоголиками». На Винцаса это повлияло, пошел самостоятельно лечиться. Сейчас он работает художником. И у нас снова все хорошо. Я просто счастлива.

Алдона Силенене, замужняя, сын и дочка — близнецы:

— Мы все четверо: я, муж Ромас, дети Артурас и Ромочка — члены клуба. В нашей семье не было драмы, однако обстоятельства привели нас в клуб.

Мы любим бывать в обществе, но ни одна компания не обходится без спиртного. А пьяные — это уже не люди, мне их просто жаль, как больных. Что делать? И вот нашли «спасательный круг» — клуб трезвости. С нами в клубе бывают и дети. Здесь им есть чем заняться, они у нас всегда на глазах и никакого дурного влияния не испытывают.

Вся наша семья занимается спортом: зимой на манеже — легкой атлетикой, а летом — совершаем туристические походы по 25 километров в день. Я и Ромас спокойны за судьбу детей: они никогда не станут алкоголиками. А какая мать не мечтает об этом?

Мои собеседницы оказались удивительно откровенными, они согласились на публикацию интервью без каких-либо оговорок. Что было — то было, плохое пусть уйдет и никогда не возвращается. Они сейчас веселы и счастливы, как счастлив бывает человек, перенесший тяжелую болезнь и вновь обретший здоровье. Как мы не ценим то, что имеем, как надо радоваться каждому новому дню!

Едва закончилась наша беседа, как на середине зала мы увидели Эваристо Боярова и юношу в очках. Президент объявил, что начинается процедура приема нового члена общества. Кто-то поднял руку, спросил:

— Почему ты стал посещать наш клуб?

— Здесь мои друзья. И мне здесь всегда интересно!

— Чем тебя привлекло движение трезвости?

Юноша поправил очки и четко произнес:

— Владимир Ильич Ленин сказал, что коммунизм и пьянство несовместимы. А я хочу, чтобы мы быстрее построили коммунизм!

И президент под аплодисменты вручил юноше мандат клуба трезвости «Аве вита!».

Позже нам не раз доводилось бывать на безалкогольных вечерах в киевском банкетном зале «Юность», которые устраивали активисты клуба трезвости «Аметист». Веселые, с песнями и шутками, музыкой и танцами, устраивались встречи и в николаевском клубе «Рассвет». Особенно запомнился вечер в Доме культуры имени Октябрьской революции, посвященный Международному женскому дню. Президент клуба у входа в зал, встречая женщин, дарил им первые весенние цветы — нарциссы. Мужчины читали посвященные женщинам стихи Пушкина, Расула Гамзатова, Мирзо Турсун-заде. Мужской хор исполнил величальную. Потешным получился конкурс «Ай да я!». Мужчины соревновались в составлении самой лаконичной и остроумной телеграммы любимой женщине. И ни одного безучастного, скучающего лица. В этом и заключается успех такого банкета, который ломает стойкое представление о том, что веселиться и праздновать можно только с помощью вина, и учит человека умению радоваться без алкоголя.

Опыт, как видим, постепенно накапливается. Но вот устройство трезвой свадьбы — дело настолько новое и необычное, что выполнить его далеко не просто.

Ко мне вдруг обратился за помощью Борис, тот ярый противник алкоголя, что был на Ирининой свадьбе. Он, как и обещал, устраивал именно безалкогольную свадьбу. Поначалу решили найти среди наших друзей самого остроумного человека, которого называют душой компании. Им, по общему признанию, оказался главный врач городской больницы Вадим Петрович, неистощимый выдумщик, импровизатор и затейник. С ним-то мы и составили сценарий, который состоял из двух частей: торжественной и развлекательной.

Дворец торжественных событий. Взволнованно звучат поздравления депутата городского Совета, хор девушек исполняет величальную в честь новой семьи.

После торжественного акта бракосочетания Борис выносит на руках смущенную Олю к украшенной гирляндами цветов машине. Щелкают затворы фотоаппаратов, жужжит кинокамера. Молодожены едут к Вечному огню и возлагают цветы.

Тем временем у банкетного зала собрались родители, гости. Новобрачных с хлебом-солью встречают матери. От имени Бориса и Ольги Вадим Петрович сердечно благодарит родственников и гостей за то, что они пришли на первый семейный праздник, предлагает подойти к молодым и вручить им цветы. Затем всех приглашают к свадебному столу.

Родители и гости поздравляют молодоженов, свидетели вручают им «сладкий» подарок — огромный торт. У всех припасены остроумные пожелания, советы. Некоторые читают стихи собственного сочинения:

Желаем жить в любви и мире,

В отдельной солнечной квартире,

Чтоб из нее лился для всех

Здоровый, звонкий детский смех,

Живите весело и дружно,

Имейте все, что в жизни нужно,

Храня огонь любви святой

До самой свадьбы золотой!

Затем Вадим Петрович зачитывает «Указ объединенного семейного совета». В шутливой форме даются наставления молодому мужу и молодой жене, а их родителям присваиваются звания «тесть», «теща», «свекор», «свекровь».

Щедрое угощение, танцы, конкурсы, игры, приятные знакомства и воспоминания — время летит незаметно. Но вот на стене опускают белый экран. Застрекотал кинопроектор, и мы увидели кинофильм о свадьбе Бориса и Ольги. Оказывается, нашему кинооператору удалось снять, проявить и смонтировать его за очень короткое время. Только ему и понадобилось немного спирта, чтобы поскорее высушить пленку. Больше спиртного на свадьбе не было ни капли. Фильм после просмотра подарили молодоженам на память.

Когда пришла минута прощания, всех участников попросили оставить автографы в красочном адресе «В добрый путь». На его обложке — монограмма, портреты Бориса и Ольги. Под шутливыми подзаголовками расписались свидетели, друзья новобрачных, родственники, родители.

Интерес к безалкогольным свадьбам пробуждается во многих местах. Для того чтобы сделать такое семейное торжество интересным и запоминающимся, во Львове был объявлен конкурс на лучший сценарий безалкогольной свадьбы. Из 50 представленных сценариев были признаны лучшими три, которые рекомендованы для организации свадеб.

Примечательной, на наш взгляд, оказалась комсомольская свадьба, сыгранная осенью 1985 года в Очакове. Сценарий для нее написали работники районного Дома культуры. Мы, естественно, сравнили его со своим и отметили, что в нем есть ряд важных элементов, которых, к сожалению, не было на «нашей свадьбе». Неоспоримое преимущество было прежде всего в том, что обряд готовили и проводили специалисты по культурно-просветительной работе. Основным же достоинством было то, что в Очакове использовали такой яркий символ, как семейный факел. Пламя от Вечного огня пронесли до банкетного зала и там зажгли семейный очаг. Молодых встречали хлебом-солью, посыпали их зерном и лепестками цветов. При этом матери говорили:

Будьте здоровы, как вода,

Веселы, как весна,

Щедры, как осень,

Богаты, как земля.

Здесь были и «первые шаги» супружеской пары, а точнее, парадный выход под музыку к гостям. Зачитывался «Указ Гименея», проводилась игра-шутка «Сбор приданого молодым», звучали украинские народные песни. На этой свадьбе не торопились усадить гостей за стол. А когда пришел тому черед, то сперва «накормили» молодых: распорядитель внес горшок, две деревянные ложки и предложил новобрачным «расхлебать семейную кашу».

В непохожести семейных торжеств по игровому действу, оформлению, традициям мы видим их достоинство, а не недостаток. В нашей многонациональной стране с ее величайшим разнообразием культур и местных традиций бессмысленно устанавливать какие-либо каноны. Важно обеспечить и соблюсти такие требования, которые отвечают нашему социалистическому образу жизни. Прежде всего каждое торжество должно оставлять в человеке большой нравственный заряд, будить в нем энергию, а не опустошение. Важно в семейных обрядах и праздниках утвердить такие начала, которые возвеличивают личность и гражданское достоинство советского человека, наполняют его оптимизмом, верой в благополучие и крепость семейных отношений. Нужно создать добрую, запоминающуюся на долгие годы атмосферу дружеского веселья и развлечений, в которой все были бы участниками события, а не просто гостями, наблюдателями. Недаром ведь народ любит символику, местные игровые традиции. В словах «мы сыграли свадьбу» заложен глубокий смысл.

Наши люди по духу коллективисты, и любое торжество тем будет интереснее и содержательнее, чем активней в нем примут участие товарищи по работе или учебе. Безалкогольные торжества — это замечательные уроки трезвости. Ломая старые привычки и традиции, они все прочнее входят в наш быт.


Г. М. Летягин, рабочий

г. Николаев

КАК СТАТЬ ТРЕЗВЕННИКОМ?

Меня часто спрашивают:

— Вы что, никогда не пили?

— Да нет, — отвечаю, — пил, к сожалению. И весел был при этом, и общителен, и не дрался, не буянил.

— Вы лечились, наверное?

— Да нет же, — терпеливо разъясняю, — не лечился.

— Так что же?

— А то, скорее всего, что слишком много горя от алкогольного веселья увидел вокруг. Задумываться начал, ответы на разные вопросы искать. К себе стал зорче приглядываться. Помню, с малых лет болел часто, детские годы были военные, трудные. Когда начал употреблять спиртное, заметил, что после каждой выпивки какое-то время чувствую себя больным. Тогда объяснял это случайным совпадением. Но в конце концов убедился: да, здоровье ухудшается после каждого «веселого» застолья.

А тут жену «неотложка» с работы домой привозит, раз, потом еще — плохо стало. Понятно, низкое давление, зрение слабое… Но ведь еще молодая!

— Слушай, — говорю, — а что за мероприятие было у вас дня два назад?

— Тетю Машу провожали на пенсию. А что?

— Так вы ж, кажется, «отмечали»?

— Да что там! Бутылочка одна на десятерых была.

— Ну-ну, — вроде бы соглашаюсь. — А помнишь, месяца три назад тебя сослуживцы домой привезли? Тогда ведь тоже «отмечали»?

Жена вспыхнула:

— Да ну тебя! Одно только на уме!

Соглашаться сразу она не любит и «взорваться» может, однако выводы сделала: в услугах «неотложки» в последние годы уже необходимости нет.

Но оградив свою семью от беды, не перестаю болеть душой за других. Часто спрашиваю себя: отчего же мы все-таки пьем? От трудностей? Нет! Сейчас мы их не боимся. Знаем, все вместе их преодолеем. Мы гордимся делами своих отцов, уважаем свой труд, хотим жить интересно, полезно. Утопивших себя в мещанстве не так уж много среди нас.

Еще в школе понял значение физики для формирования мировоззрения. Она для меня, кстати, была самым трудным предметом. Ее я и выбрал как специальность при поступлении в институт. Трудно, значит интересно! Стал преподавателем. Потом заочная аспирантура. Но так сложились обстоятельства, что завершить работу над диссертацией не удалось, и работать по специальности я не смог.

Однажды по месту жительства меня выбрали председателем дворового комитета. Но что это был за двор! Вот только некоторые детали: рядом — винно-водочный отдел, на углу — магазин с батареей бутылок, за углом — пивная будка, у ворот — прием стеклотары, во дворе — место для распития в виде стола для игры в домино. Бывали во дворе скандалы, драки, обиды. И через все эти житейские коллизии красной нитью проходило пьянство.

Чтобы лучше ориентироваться в ситуации, стал читать популярные медицинские книги. И только тогда узнал, что «выпивающий» может и не быть еще алкоголиком, но путь его лежит именно в этом направлении. Многому научили меня эти книги, и вот какой вывод для себя я сделал: безграмотность моя в алкогольном вопросе была не невежеством, а самым настоящим преступлением перед собой, своими детьми, страной.

В учреждении, где я работал, выпивки в рабочее время были нередким явлением. Поначалу я тоже выпивал, «как все». Но когда стал делать первые шаги в направлении трезвости, это сразу сделало меня в коллективе «белой вороной».

Ушел работать производственным мастером на завод железобетонных изделий. Под его крышей располагалось наркологическое отделение. Лечащиеся работали в моих бригадах. Но лечились ли они? За забором — море самогона, в магазинах — океан «бормотухи».

Бывало, слышишь от рабочего:

— Михайлович, не выпью — руки дрожат, мутит всего, аварию сделать могу!

Что делать? Не пускать на работу? А какие основания? Если подвыпившего бульдозериста не допустишь к работе, смена, цех, завод стоят — нет щебня, нет раствора. Или пьяный электрик, слесарь — гони их с работы и опять стой?

Работать было очень трудно, а тут еще неотвязные вопросы — что делать? с чего начать?

У меня созрела мысль о создании клуба трезвости. Остановил свой выбор на одном из судостроительных заводов. Через наркологическую службу установил контакт с бывшими больными. Поначалу они загорались, обещали включиться в работу, кое-что сами предлагали и… не приходили, не выполняли, ничего не делали. Сейчас мне ясно: с одной стороны — легкая внушаемость, быстрое желание откликнуться, принять участие, помочь, с другой — уже ослабленная воля, отсутствие настойчивости, целеустремленности, смещение понятий обязательности, ответственности и долга. А тогда я испытывал большие огорчения. Но главным препятствием оставалась уверенность окружавших меня людей, что пьют они «нормально».

Обратился в общество «Знание», побывал на лекциях ведущих специалистов, потом сам стал проводить беседы. Первую из них — о самых элементарных медицинских аспектах проблемы — организовал практически во всех цехах завода. Убедился, что у многих нет знаний по теме, а есть лишь далекие от истины представления, будто вино и пиво, например, полезны, особенно если их «разумно» употреблять, тем более, только по праздникам. Приходилось вскрывать подноготную пьяной веселости, прилива хмельной энергии. Разъяснял, что, сбрасывая с себя груз забот, ответственность перед обществом, перед его законами, человек каждой выпивкой, каждым застольем, каждой рюмкой делает себя хуже нравственно, ибо любая доза алкоголя — это шаг к формированию ненормальной психики. Доказывал, что каждая выпивка — это «выстрел» в мозг будущего ребенка. Советовал, как и чем заполнить свое свободное время, убеждал, что можно отдыхать без пива, праздновать без водки, быть в гостях без вина.

Так постепенно я стал не только, как говорят, сознательным трезвенником, но и пропагандистом трезвости. Конечно, чтобы стать трезвенником, необходимо известное усилие, даже мужество. Сделать этот шаг сегодня значительно легче, чем 10 лет назад. Вас теперь поймут, вам уже не грозит участь «белой вороны». Когда я семь лет назад готовил свои первые беседы, отыскать хорошую брошюру стоило немалого труда. Сейчас в специальных подборках десятки наименований.

Но получение знаний об алкоголе, о его вреде для организма — это лишь первый необходимый шаг на пути становления вас как трезвенника.

Далее вам предстоит дать объективную оценку действию алкоголя лично на вас, на ваших родных, знакомых, их детей, общество в целом и… прийти в ужас от познанного, возмутиться, вознегодовать! Задуматься над вопросом, для чего человек пьет, так ли уж это необходимо, нельзя ли обойтись без вина. Крепко задуматься! Не поддаваться стадному инстинкту пьяниц. Внимательно посмотреть вокруг. Возможно, четкие ответы на некоторые вопросы удастся найти, не заглядывая в книги.

И захотеть! Захотеть сделать лучше себя, других.

Поверить. Поверить в себя. В тех, с кем вам теперь по пути.

И, наконец, — решиться!

Решиться не прикасаться больше к спиртному. Не дать себя уговорить ни вашему другу, ни вашей девушке, не понявшей, что вы решили измениться. Измениться к лучшему.

Легко сказать: решиться! Это, действительно, не так просто. Будет непонимание, будут искушения, будут неверие и порой насмешки. Будут, обязательно будут. Но сейчас на вашей стороне уже большинство.

А к трудностям и непониманию надо заранее подготовиться. Все продумать. Заранее мысленно «проиграть» ожидаемые ситуации, встречи, прорепетировать ответы на вопросы каждого вашего знакомого. С одним в разговоре потребуется шутка, с другим — откровенность, а третьего придется резко и категорично оборвать. Но, повторяю, обдумать все это надо заранее.

Ну, а если вас пригласят в гости? Или самому захочется устроить безалкогольный день рождения и друзей позвать? Тут потребуется уже целый сценарий: кому, что, как и когда сказать, что сделать. Этого одному, пожалуй, и не охватить, поэтому при подготовке обязательно пользуйтесь книгами.

И все. Теперь надо действовать. Как говорится, в добрый час!

Если же у вас на каком-то этапе будут сложности, если вам трудно, приходите в общество борьбы за трезвость. Там вы будете желанным гостем. Возможно, захотите стать и его членом.

Если у вас обостренное чувство сострадания к живущим рядом, вы найдете себя в помощи им, в их спасении.

Если вы борец, если вы умеете, увлечь, повести за собой, вы трезвенническому движению особенно нужны. Быть может, именно вам лучше оставить все, чем вы занимались до сих пор, и все свои силы отдать борьбе за трезвость.

Если же вы в силу занятости или из-за крайней нерешительности «не дойдете» до общества борьбы за трезвость, но твердо станете на позиции трезвости, вы тем самым принесете большую пользу и окажете поддержку борьбе за утверждение здорового образа жизни в нашей стране.

 


Э. Д. Брокан, психиатр-нарколог

г. Рига

ПУТЬ К ТРЕЗВОСТИ

Семнадцатое мая 1985 года — поворотный пункт во всей противоалкогольной деятельности. Мы давно боролись с пьянством. Помещали пьяниц в медвытрезвители. Создали систему принудительного лечения больных алкоголизмом. Из психиатрии выделили наркологическую службу, образовали сеть наркологических диспансеров и больниц для добровольного лечения. Ввели анонимное лечение, чтобы уж ничто не препятствовало человеку лечиться — ни юридические последствия, ни ложное чувство стыда. Появились и подростковые наркологические кабинеты. И одновременно мы торговали спиртным — в ресторанах, буфетах, закусочных, пивных, бутербродных, торговали в домах культуры, в театрах, рядом со школами, с проходными заводов и фабрик, в санаториях и кое-где даже в больницах…

И вот в постановлении ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» (1985 г.) недвусмысленно и ясно было сказано: «…употребление алкоголя разрушает здоровье человека, пагубно сказывается на будущих поколениях, причиняет большой материальный и моральный ущерб обществу». Понимаете? «Употребление», а не «злоупотребление», как мы говорили и считали прежде! В этой маленькой, казалось бы, разнице между «употреблением» и «злоупотреблением» сконцентрирована вся суть, вся громадная разница между тем, что мы делали раньше, и тем, что мы должны делать теперь. Трезвость должна стать нормой жизни — вот направление и суть новой программы в противоалкогольной работе.

Сегодня, когда мы все уже познакомились с новыми решениями по преодолению пьянства и алкоголизма, в каждой семье, где есть школьники, возникают два важных вопроса: какие обстоятельства предопределили эти важные решения и как их осуществить. Вряд ли найдутся такие родители, которые пожелали бы своим детям судьбу пьяниц и алкоголиков. Даже те, которые за праздничным столом предлагают своим 10–12-летним мальчикам стакан с вином, как это, к сожалению, подчас бывает, свято верят, что именно их детей минует горькая участь, и они не подозревают, что закладывают этим краеугольный камень в здание будущего пьянства.

О причинах, вызвавших новые решения, можно сказать словами самих решений: «…проблема пьянства и алкоголизма в стране за последние годы обострилась». Да-да, обострилась. Долгие годы под звон бокалов мы боролись с пьянством и теперь вынуждены признать, что алкогольная проблема не только не решена, но и обострилась. Поэтому новые решения вместо борьбы с результатами употребления спиртных напитков объявляют борьбу самому употреблению. Об этом также ясно сказано в постановлении: «…воспитывать людей в духе трезвости… ярко и убедительно раскрывать вред алкоголя даже в малых дозах для здоровья людей, а также его отрицательное воздействие на все стороны общественной жизни — экономику, быт, моральный облик и сознание людей».[3] Другими словами, употребление спиртного, подчеркиваю, не злоупотребление (!), а простое, так называемое умеренное употребление, мы должны рассматривать как несоответствующее сегодняшним интересам нашего общества, как вредное для народа.

Мы ясно все понимаем, что люди, которые долгие годы поднимали бокалы «за здоровье!» и считали употребление спиртного чуть ли не делом чести, ни за несколько дней, ни даже за несколько месяцев не могут стать непьющими. Очевидно, сегодня последовать духу и букве новых постановлений смогут только те, кто на самом деле, а не только на словах чувствуют ответственность за их осуществление. Но главное в борьбе за реализацию новых постановлений заключается не в том, сколько взрослых членов нашего общества смогут отказаться от употребления спиртного. Главным будет — борьба за умы и сердца подрастающего поколения, за разлучение молодежи с алкогольным культом, за то, чтобы наши дети ритуал поднимания рюмки считали аморальным и постыдным.

Как этого добиться?

Ничто не действует сильнее личного примера взрослых. На детей мы воздействуем не столько словами, сколько делами, своим поведением и поступками. И в этом смысле наши поступки не отличались особенно положительным влиянием. До 70% детей свою первую в жизни рюмку с алкогольным напитком получают из рук близких родственников, чаще всего — из рук отца и матери. В семье 3% детей это «удовольствие» предлагается до 7-летнего возраста, а к 12 годам к ним присоединяются еще 23% детей (собственные исследования). От родителей о вреде алкоголя слышали 81,4% школьников. Правда, не совсем ясно, что именно слышали, так как 57,4% из них все еще считают, что пить можно научиться.

Каким должно быть противоалкогольное воспитание? Главная и единственная цель его — воспитать неприязнь, отрицательное отношение к употреблению алкогольных напитков и к опьянению вообще. Другой цели нет и быть не может!

И сразу возникает вопрос: как совместить пьяные застолья в реальности нашей жизни с этими задачами? Очевидно, только давая настоящую, правдивую оценку нашей реальности.

Большая разница есть между тем, видят ли дети наше радостное возбуждение при подготовке очередной семейной выпивки, или понимают, что мы это делаем из-за собственной слабости. Правда, необходимо оговориться, что, отказавшись от употребления спиртных напитков в семье, мы все же не можем гарантировать трезвость своих детей, так как влияние окружающих может оказаться сильнее родительского. Однако наша собственная трезвость может многократно уменьшить вероятность того, что молодежь будет употреблять спиртное.

Если мы все-таки не можем отказаться от употребления алкоголя, то должны иметь в виду, что сцены любых выпивок не предназначены ни для глаз, ни для ушей наших детей. Как бы ни была выпивка «красива» или «культурна», она аморальна, безнравственна, и чем более привлекательны по форме будут такие наши аморальные действия, тем дальше от них должны быть дети. Нужно признаться в своей слабости отказаться от питейных обычаев, потому что нельзя следовать им и пить так, чтобы ребенок не знал об этом. Лучше признать неправильность своих действий, чем оправдывать их, называя жизненной «нормой». Разумеется, совершенно неприемлемы действия тех родителей, которые предлагают своим детям алкогольные напитки, мотивируя это приблизительно так: «Пусть уж лучше пьют за столом, чем в подворотне!» Можете не сомневаться, если начало будет заложено за столом в детстве, придет черед и подворотне. Когда подросток начинает пить скрытно, боясь разоблачения, он это делает с ощущением запретности, позорности совершаемого. И это не мало! Но если он начнет это делать за столом, у него возникнет ощущение дозволенности совершаемого, больше того, чувство гордости за свою «взрослость» и приобщения к миру взрослых.

Еще хочется сказать об очень распространенной привычке сажать детей за праздничный стол, наполняя их бокалы каким-либо безалкогольным напитком. Не последует ли за этим вовлечением ребенка в питейный ритуал приобщение его к употреблению спиртного? Думается, каждый логически мыслящий человек согласится, что именно так и произойдет.

Несколько лет назад в газете сообщалось об отце, который брал дочь с собой в ресторан и там, пользуясь богатством «наглядных пособий», проводил противоалкогольное воспитание. Жестоко? Может быть. Зато эффективно. И жестокости здесь не больше, чем при любой хирургической операции. Попробуйте когда-нибудь трезвыми глазами посмотреть на наше рядовое торжество с выпивкой!

В основу противоалкогольной деятельности родителей необходимо закладывать истинные знания о проблемах, обусловленных употреблением алкогольных напитков, о том, насколько эти проблемы актуальны сегодня, как важно, по возможности, быстрее их разрешить. Дети рождаются трезвенниками, и мы не должны допустить алкогольной запрограммированности нашего поколения, мы не имеем права наш алкогольный образ жизни навязывать своей смене.

Ленинградский ученый Г. А. Шичко советует в разные периоды жизни ребенка использовать различные приемы противоалкогольного воспитания. Таких периодов пять:

1) дошкольный;

2) появление права стать пионером;

3) право на вступление в комсомол, ответственность за особо тяжелые преступления (до 14 лет);

4) право работать, получение паспорта, ответственность за преступления (до 16 лет);

5) окончание среднего учебного заведения, полная ответственность за свои действия (до 18 лет).[4]

В течение этих периодов он советует знакомить детей и подростков с их новыми правами и обязанностями, каждый раз на все более высоком уровне напоминать об опасности употребления алкогольных напитков, анализировать ошибки и недостатки прошедшего периода. В этих беседах, разумеется, необходимо учитывать возраст ребенка, пол, интересы и т. д. К подобному разговору следует тщательно готовиться.

Беседы о вреде алкогольных напитков надо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети родителям еще доверяют, когда родители для них — единственный критерий добра и зла. Важно не столько изолировать ребенка от всего плохого, сколько создать невосприимчивость к плохому, чтобы, встречаясь с ним в дальнейшей жизни, ребенок не принял плохое за хорошее, чтобы у него была к этому твердая и определенная позиция. Необходимо уже до 10–12-летнего возраста выработать у ребенка убеждение, что употребление алкогольных напитков — явление противоестественное, которое ничем не может быть оправдано, что оно унижает человека и вредно во всех отношениях, так как убивает мозговые клетки, замедляет и извращает умственное и физическое развитие, уродует сознание и мышление, портит внешний вид и приводит к слабоумию. Важно, чтобы ребенок знал, что когда человек выпивает бокал шампанского, он на столько-то глупеет, на столько-то теряет своего здоровья, на столько-то меньше оказывается полезным своему народу и родине, а следующий бокал все предыдущее удваивает.

В условиях, когда вокруг еще много негативных «наглядных пособий», эта работа не требует больших усилий. Конечно, родители должны иметь определенную подготовленность, трезвую оценку самих себя и окружающих, оценку, свободную от алкогольной запрограммированности.

Противоалкогольное воспитание в семье, таким образом, должно строиться не только на личном примере трезвости родителей, но и включать другие формы работы, например:

проведение бесед на темы трезвого образа жизни;

демонстрация наглядных пособий (просмотр диапозитивов, кинофильмов и др.);

составление вместе с ребенком программы «Каким мне быть»;

чтение противоалкогольных публикаций (стихи, рассказы, сказки, частушки, хорошая публицистика и т. п.);

написание собственных сочинений;

заучивание наизусть отдельных стихотворении, высказываний и др.;

участие в работе детских трезвеннических групп.

Последние, как советует Г. А. Шичко, можно организовать, объединив детей двух-трех семей. Дети в таких группах вместе собирают данные о проблемах, связанных с употреблением алкогольных напитков, и вместе со взрослыми обсуждают их.

Важно, чтобы ребенок не считал трезвый образ жизни «аскетизмом», чем-то неполноценным, отказом от чего-то конкретно приятного во имя чего-то неизвестного, абстрактного, во имя благ, ожидаемых в далеком будущем. Нет, родители должны уметь показать, что нормальный образ жизни исключает употребление алкогольных напитков, что настоящее, непринужденное веселье возможно без вмешательства «химии», что такое веселье может быть только в самом человеке, а не в бутылке.

Если задачи по противоалкогольному воспитанию, выдвигаемые перед семьей, в основном, сводятся к созданию эмоционально отрицательного отношения к употреблению алкогольных напитков, то задачи школы в этом отношении гораздо шире. Необходимо, чтобы эмоционально отрицательное отношение здесь получало твердое научное обоснование. Дети должны уметь анализировать и оценивать наблюдаемое в жизни, должны быть способны практически осуществлять в жизни свои убеждения, а взгляды, интересы и желания согласовывать с интересами и взглядами общества, готовить себя к общественно полезной деятельности, уметь всем явлениям жизни давать политическую, идеологическую оценку. Ректор МГУ академик А. А. Логунов, лауреат Ленинской и Государственной премий, утверждает: «…современный мир очень сложен, идет острая идеологическая борьба и молодому человеку просто необходимо быть вооруженным марксистско-ленинским мировоззрением, уметь его отстаивать в любых ситуациях, анализировать явления, происходящие в мире, с классовых позиций. Такова объективная необходимость сегодняшнего дня».[5]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: