БАНКЕТ БЕЗ ВИНА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ? 3 глава




Когда я узнала, что дочь начала выпивать, я стала искать контакт с матерями других пьющих девушек. Но в их семьях выпивали и спокойно смотрели на то, что дочери поздно приходили домой. И начала я бороться за свою дочь одна. Да, видимо, неумело. Много плакала, уговаривала, не пускала, а дочка убегала с подружками, иногда ночуя у них. Я превратилась для нее, наконец, в самого ненавистного человека — мы стали чужими. Дочь за мое бессилие меня больше не уважала.

Спилась дочь быстро. Она работала на железной дороге проводником багажного вагона. Во время отдыха — пьянки вне дома. Где я ее только не искала! Как-то она отсутствовала четыре дня, а я разыскивала ее по больницам и даже в морге. Пришла она страшная и сказала: «Мать, помоги мне, иначе я совсем пропаду!» Я ответила: «Пойдем, дочка, к врачу, будешь лечиться». Она согласилась. Прошла курс лечения за три месяца. Пребывание в больнице переносила тяжело, одна была отрада — работа в мастерских.

Я навещала дочь почти каждый день, мы много беседовали. В процессе лечения она словно проснулась, к ней вернулся интеллект, но эгоизм остался. Чтобы не прекращать общения с дочерью, я, несмотря на полученное мной в это время сотрясение мозга, выписалась из больницы на четвертый день. Сколько добрых слов обо мне говорила моя дочка врачу, что послала ее лечиться! Как она проклинала бесцельно растраченные годы. Однажды дочь призналась: «Мама, я все четыре года пьянства, как в колодце просидела и остановилась в своем развитии. Мои ровесницы удивляются, сколь плохо я знаю жизнь».

Выйдя из больницы, дочь, к несчастью, снова оказалась в пьющей компании. Она опять стала курить, а ведь не курила четыре месяца. Пока не пьет — держится, но уже начинает сожалеть, что приняла лечение. Не пьет она лишь из чувства страха, а трезвые рассуждения постепенно угасают.

М. П., г. Новосибирск».

Впечатление от этого письма усиливалось и дополнялось десятками и сотнями других писем.

М. П. из Новосибирска просила меня написать ее дочери письмо, считая, что это последняя надежда, как соломинка для утопающего, что моя логика трезвости сможет повлиять на Лену. Конечно, я написал Лене большое письмо, вложив в него всю душу, но ответа не получил и не знаю дальнейшей судьбы этой девушки.

Из писем я узнал, что в большинстве случаев подростки (часто еще дети!) впервые дома попробовали вино, поставленное на стол их родителями. Именно родители, мечтающие видеть своих детей достойными людьми, познакомили их с алкоголем. Именно родители, распивая вино в присутствии детей, позволили им узнать вкус спиртного. Иногда даже сами предлагали выпить, считая, что пусть лучше дома выпьют, чем на улице. Родители при этом не ведали (вот она — не только антиалкогольная, но и юридическая безграмотность!), что совершали преступление, уголовно наказуемое деяние — вовлечение в пьянство несовершеннолетних. Если бы любых родителей спросили, на каких условиях они согласились бы подмешивать в пищу своему ребенку яд, они бы ужаснулись от такого чудовищного предложения и с возмущением отвергли бы его. Если бы тех же родителей спросили, за какие блага они согласились бы с тем, что, возможно, их сын через 5–10 лет станет преступником и даже убийцей, ответ был бы тот же — ни за что на свете! Так почему же в таком случае миллионы родителей сами предлагают алкоголь своим детям? Ведь кроме большого вреда для их здоровья и угрозы развития у них алкоголизма родители, сами того не ведая, создают предпосылки тому, что их дети в недалеком будущем на почве пьянства могут совершить преступление.

Социологи выяснили, что свыше 60% молодых людей, совершивших преступление в пьяном виде, впервые познакомились с алкоголем за родительским столом.

М. П. из Новосибирска никогда не держала в доме спиртное и делала все для того, чтобы у ее дочери были другие интересы, но даже, несмотря на это ей не удалось уберечь дочь от влияния пьющей микросреды. Так насколько же выше опасность развития алкоголизма в тех семьях, где застолья с вином считаются обычным делом, где детям разрешают выпивать понемногу с 14–15 лет! Встречаются случаи, когда на день рождения сына или дочери родители разрешают им пить вино и водку, оставляя юную компанию наедине с хмельным зельем, что может привести подростков к преступлению в тот же праздничный вечер или вызвать у них тяжелое отравление.

Родители, которые должны заботиться о будущем своих детей, сами ориентируют их на выпивки, на развитие у них алкоголизма через несколько лет. Да-да, всего через несколько лет, а иногда даже через несколько месяцев у подростка может возникнуть алкоголизм. В последнее десятилетие стали встречаться случаи «ураганного» алкоголизма. Дело в том (такое мнение высказывают ученые), что за период алкоголизации в общем генофонде народа накопилось много «алкогольных травм», которые обусловливают предрасположенность последующих поколений к быстрому развитию алкоголизма.

Как-то я читал лекцию в одной из московских школ, приводил случаи возникновения алкоголизма у подростков. Директор школы заметила: «Не нужно далеко ходить за примерами. У нас восьмиклассник находится на излечении в наркологическом отделении. Когда он был в шестом классе, я вызывала его мать и говорила, что сын ее выпивает. В ответ она только посмеивалась!» Подобные истории поведала завуч и той школы, где училась моя дочь.

Несмотря на такую, казалось бы тревожную обстановку, длительное время в программах обучения педагогов, врачей и учащихся не предусматривалось антиалкогольного курса. В настоящее время такой курс разрабатывается для медицинских учебных заведений. Будет расширена антиалкогольная информация и в программах обучения педагогов, а также учащихся школ, ПТУ, техникумов. Но все же, как нужен был бы и для этих учебных заведений пусть небольшой, но специальный курс антиалкогольных знаний, дополненный комплексной системой трезвенного воспитания! Определенный опыт есть — методика антиалкогольного воспитания создана и апробирована в некоторых школах Москвы,[2] имеется ценный опыт в Днепропетровске. Дело теперь за тем, чтобы внедрить это в других учебных заведениях.

Решив включиться в борьбу за изменение общественного сознания, я познакомился с очень многими специалистами и борцами за трезвость, стал членом общественной группы по антиалкогольной работе среди молодежи при ЦК ВЛКСМ. Мне довелось участвовать в работе двух конференций клубов трезвости в Киеве и Риге. Участников конференций отличала глубокая убежденность в том, что только трезвость является естественным состоянием человека. Всех их объединяло горячее желание бороться за всеобщую трезвость. И эту борьбу они считают главным делом своей жизни, нравственным, гражданским и патриотическим долгом.

Председатель киевского клуба трезвости «Аметист» А. Ф. Миролюбова и ее единомышленники рассказали на конференции о большой и разнообразной работе, проводимой ими. Побывав на квартире у Анфисы Федоровны, я убедился, что это — настоящий боевой штаб трезвости: здесь непрерывно раздаются телефонные звонки активистов Киева и других городов страны, назначаются деловые встречи, тут же кто-нибудь из помощников печатает на машинке срочные материалы. Я два дня провел у нее дома, подбирая и переписывая документы, и был поражен объемом, глубиной и разнообразием деятельности «Аметиста». Здесь и непосредственное спасение людей от алкоголизма — направление их на лечение, и работа с учащимися, и вовлечение молодых людей в художественную самодеятельность и другие секции при клубе.

Всех участников конференции заинтересовал опыт работы днепропетровского клуба трезвости «Родник», которым руководят Борис Ионович Троцко и Вера Григорьевна Кочорашвили. Клуб, созданный на базе института «Днепрогипрошахт» в 1982 году, настолько научно обоснованно проводит антиалкогольную пропаганду, что может стать научно-методическим центром трезвеннического движения. Клуб ведет работу во многих учреждениях города, организовав на предприятиях и в учебных заведениях свои филиалы и «дочерние» клубы.

Как же проводить работу и с чего ее начать? В связи с организацией Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость этот вопрос интересует очень многих. Как известно, первичная организация может создаваться при наличии не менее пяти членов. Но подготовительную работу можно начать и при меньшем количестве людей. Соберите (один или с единомышленниками) необходимые исходные материалы: постановления партии и правительства о преодолении пьянства и алкоголизма, устав Всесоюзного добровольного общества борьбы за трезвость, экземпляры журнала «Трезвость и культура». Внимательно изучите все это, составьте предварительный план работы, проведите беседы в своей бригаде или учебной группе и, набрав не менее пяти единомышленников, обратитесь в партком, комитет комсомола и профком вашего учреждения с просьбой об утверждении первичной организации, а затем сообщите и в соответствующую районную или городскую организацию общества борьбы за трезвость.

Вашу первичную организацию утвердили. Действуйте смелее дальше, используя опыт работы «Родника» и других клубов трезвости. Начните с простого — заведите несколько папок по отдельным темам, в которые раскладывайте, например, такие материалы:

1) постановления партии и правительства, решения и выступления по идеологическим вопросам;

2) вырезки из газет и журналов (на них можно подписаться в городской справочной службе);

3) выписки из энциклопедий, справочников и словарей о свойствах алкоголя, о социальных и медицинских последствиях его потребления;

4) данные на тему «Алкоголь и потомство»;

5) сведения по вашему городу, селу, предприятию или учебному заведению;

6) отрывки из художественных произведений, заметки о фильмах, телепередачах и т.д.

7) организация досуга.

Члены клуба трезвости «Родник» собираются вместе раз в неделю. Они обсуждают прочитанные книги, статьи, просмотренные фильмы и телепередачи пишут на них рецензии. Если эти произведения имеют не только художественную, но и воспитательную ценность то одобрительные отзывы о них посылают в редакции и издательства, переписываются с авторами. Но если в фильме, передаче или книге, статье допущена пропаганда питейных обычаев, активисты пишут нелицеприятный разбор такого произведения, подробно и аргументированно анализируют его недостатки и посылают отзывы в редакции авторам, а иногда и в идеологические органы, ответственные за работу издательств. Прекрасная, истинно боевая форма работы!

Как много мы возмущались раньше пропагандой алкоголя и курения в художественных произведениях с кино- и телеэкрана, но как мало мы делали для того, чтобы навести порядок в этом вопросе. Сегодня партия призывает нас к активной трезвеннической позиции. Важно хотя бы просто проинформировать авторов таких неудачных произведений о нашем отрицательном отношении к изображению питейных обычаев. Обсуждение произведений помогает членам клуба глубже понимать литературу и искусство. Многие активисты «Родника» имеют при себе блокноты для ведения дневниковых записей, различных заметок о просмотренных фильмах и передачах, что очень помогает в работе.

«Родник» выпускает удивительные стенгазеты — бюллетени. В них и научные данные о социальных и медицинских проблемах алкоголизации, статистические выкладки, высказывания и письма крупных ученых, философов, писателей, общественных деятелей и активистов трезвеннического движения различных городов страны, зарубежный опыт, рецепты безалкогольных напитков, сценарии вечеров трезвости и др. В бюллетенях всегда находится место для отрывков из литературных произведений — ведь немало писателей и поэтов занимали гражданскую позицию в борьбе за трезвость. Например, стихи В. Маяковского сейчас звучат очень актуально. Некоторые современные поэты тоже дали борцам за трезвость в качестве оружия свои прекрасные стихи. Так, Алексей Марков в поэтической форме передает исторический факт, что во многих древних государствах питье вина считалось уделом рабов:

В Спарте сказочно далекой

Неразбавленные вина,

Что всегда выходят боком,

Отдавали для повинных,

Для рабов, как наказанье…

А в это время:

В креслах царственно высоких

Хитроумные патроны

Пили благостные соки…

В Москве я не раз бывал на вечерах трезвости, на которых выступали А. Марков, академик Ф. Г. Углов и другие известные пропагандисты трезвеннического движения. Впечатление от этих вечеров было настолько сильным, что немало слушателей навсегда принимали сухой закон для себя и становились активными борцами за трезвость.

В бюллетенях «Родника» освещается история трезвеннического движения в России и за рубежом, отношение большевиков к алкоголю до революции и в первые годы Советской власти. Я с большим интересом узнал, что Лев Толстой написал 13 статей о трезвости, прочитал высказывания Ф. М. Достоевского, А. И. Герцена и других выдающихся писателей, политических и общественных деятелей. Бюллетени «Родника» — это настоящие учебники трезвости.

Днепропетровцы сами изготовили слайды на тему «Алкоголь и потомство». Свои выступления на предприятиях и в учебных заведениях они начинают с показа слайдов, изображающих детей, ставших жертвами беспечности и антиалкогольной безграмотности родителей. Это звучит как набат: «Помните, вот к чему может привести даже «невинный» бокал шампанского!» Такое начало настраивает слушателей на понимание чрезвычайной важности лекции.

«Родник» устраивает и спортивные вечера, на которых известные спортсмены личным примером агитируют против алкоголя и табака.

Клуб организует выезды на природу, устраивает различные экскурсии. Во многих мероприятиях участвуют целые семьи. «Родник» является примером удачного синтеза клуба трезвости и клуба семейного.

На литературно-музыкальных вечерах «Родника» бывают в гостях писатели, поэты и музыканты. Особенно важны такие встречи для молодежи. На вечерах любят современные танцы и обучают желающих этому искусству.

Составной частью вечеров являются чаепития, викторины, конкурсы, игры. В полной мере осуществляется принцип работы клуба: отдыхая — познавать!

В «Родник» и его филиалы охотно идет молодежь. Интересны опыт и методика работы в учебных заведениях. И социологи, и медики, и педагоги согласны, что антиалкогольные знания надо давать молодежи в подростковом возрасте и даже раньше, так как потом бывает очень нелегко изменить установку на «необходимость» и «полезность» употребления алкоголя. При содействии городского отдела народного образования «Родник» организовал во многих школах и ПТУ клубы здоровья.

В 1984 году состоялось открытие клуба трезвости «Алмаз» в Днепропетровском энергостроительном техникуме. Девушки и юноши решили никогда не употреблять алкоголя и не курить.

Я не рассказал и об одной трети интересных дел «Родника». Поезжайте в Днепропетровск и перенимайте опыт.

В результате личного участия в трезвенническом движении и знакомства с работой многих клубов я сделал важный вывод: надежно оградить свою семью от алкогольного зла можно лишь путем участия в общей борьбе за трезвость. Поэтому мои дочь и жена вскоре присоединились к нашему делу.

Если вы хотите уберечь своих детей от дурного, желаете, чтобы они выросли здоровыми, счастливыми и подарили вам здоровых внуков, немедленно включайтесь в борьбу за трезвость! Нельзя быть сторонними наблюдателями. Все мои друзья (кто раньше, кто позже) это хорошо поняли и считают борьбу за трезвость своим нравственным и гражданским долгом. Начните хотя бы с малого — введите в семье и среди друзей сухой закон и не нарушайте его ни при каких обстоятельствах!

Мы должны не только вовремя предупредить беду, подстерегающую наших детей, но и вырвать алкогольное зло из нашей жизни навсегда. И если каждый внесет свой вклад в утверждение трезвости, она действительно станет нормой нашей жизни.

 


А. Н. Умеренков, журналист

г. Николаев

БАНКЕТ БЕЗ ВИНА. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Позвонил мой давнишний приятель Алексей Федорович. Мы дружим с ним еще с университетских лет. Учились на одном факультете, потом получили назначение в один город. Встречаемся, правда, сейчас не так часто, как прежде, но если у кого-то из нас семейное событие — радость или беда, — непременно спешим друг к другу. Вместе встречали наших жен с новорожденными, вместе провожали своих малышей в первый класс. И вот пролетели годы. Его старшая дочь Ира несколько лет тому назад вышла замуж за своего однокурсника Игоря.

Была свадьба — широкая, щедрая. Родители не пожалели средств и сделали все, чтобы это событие запомнилось детям на всю жизнь. Гости, как и положено, желали молодым крепкого семейного счастья, любви и согласия на многие лета. Но прошло всего четыре года — и семья распалась. Теперь решался вопрос о размене квартиры. Возникли и другие неприятные хлопоты, которые всегда сопровождают крах семьи.

Алексей Федорович не был хорошо осведомлен в этих вопросах и просил совета. Он тяжело переживал семейную драму дочери и все сокрушался: «Что делать? Внучка без отца останется… Чего им не хватало? Жили бы и жили… как все».

Но жить «как все» Ирина не могла. После окончания института Игорь работал в одном из филиалов научно-исследовательского института. Там у него сразу нашлись «друзья». В дни зарплаты он задерживался с ними допоздна, возвращался раздраженным и придирчивым. Иногда его, мертвецки пьяного, приводили домой собутыльники. Утром жена пыталась образумить мужа. Он каялся, обещал ей покончить с выпивкой, но быстро забывал про свои обещания. Позднее он уже сам стал организатором попоек. Как-то Игорь вернулся домой далеко за полночь, устроил скандал, поднял на жену руку. Простить такое Ирина уже не могла. И вот — развод.

Ирина воспитывалась в доброй, пожалуй, слишком доброй семье. В ней царила доверчивость ко всем. А нетребовательная доброта часто бывает слепой и ранимой. И Ирина, и ее родители не сразу разглядели в Игоре его порок, а он уже тогда обнаруживался в нем. Еще на свадьбе я приметил, что Игорь много пил спиртного. Даже подумалось: «А ведь сопьется парень, если его не придержать. Какая тут может быть крепкая семья, долголетнее счастье, ежели он будет так залихватски пить!» Поведение Игоря угнетало меня, и потому, быть может, все тосты и поздравления казались мне притворными, а остроты пошлыми. Но гости от всей души радовались счастью молодоженов. Да и на лицах родителей я не заметил и тени разочарования в зяте. Никто не придавал серьезного значения тому, что Игорь пристрастен к хмельному. Пьет, мол, много, ну и пусть, на то и свадьба!

И многие гости делали то же самое: опрокидывали рюмку за рюмкой. Некоторые даже теряли контроль над собой. Кто-то призывал выслушать его «исповедь», кто-то заводил песню, и его голос то поднимался над застольным шумом, то тонул в нем. Одни были возбуждены и суетливы, другие, напротив, вялы и заторможены. Все, кто изрядно выпил, выглядели неприглядно. И в этой аномалии меня что-то настораживало, возникало предчувствие беды. И долго ждать не пришлось. За бестактной выходкой одного из гостей последовала звонкая пощечина. Шум застолья сразу оборвался. Послышались рыдания, многие постарались не заметить инцидента.

— Какая ж свадьба без буяна! — сказал кто-то, и все засмеялись. Веселье продолжалось.

…А мне вдруг вспомнилась одна сельская свадьба. В торжестве принимало участие человек двести, пожалуй, даже все село. Гуляли несколько дней. Многие оставили работу. Правда, кое-кто убегал на часок-другой, что-то наскоро делал и опять возвращался за стол. В это время скот кормили и поили кое-как, надои резко упали. Изрядно подвыпивший механизатор решил привезти на ферму фураж. На большой скорости он свалился в пруд. Его спасли. Под смех и шутки вытянули из воды и трактор. А корм пропал. Но захмелевшие гости успокаивали тракториста: «Не боись, Иваныч, рыбам тоже корм нужен!»

Разгул в селе продолжался и на третий, и на четвертый день. Он нанес большой ущерб колхозу. И моральных потерь было не меньше. Под влиянием винных паров у кого-то из гостей воскресла давно забытая обида, вспыхнула драка, пришлось вызывать милицию.

Много дней после этой свадьбы село тяжело переживало нравственное похмелье, с отвращением вспоминало необузданное пьяное гуляние. Людям стыдно было смотреть в глаза друг другу. Шли на праздник, чтобы разделить радость, а вернулись домой, будто в грязной луже выкупались!

Случай этот исключительный, и кто-то может его расценить как горький урок, который, возможно, научит, наставит на путь истинный. Еще древние говорили: «Учит и безобразное». Но нет, согласиться с этим нельзя. Уже сама атмосфера массового пьяного гульбища, не управляемого ни логикой, ни моралью, таит в себе непредвиденное, которое может вдребезги разбить семейное торжество. Ведь опьяневшие люди отдавали себя во власть непредсказуемого случая.

…Я приметил группку молодых людей, бывших школьных товарищей Иры. Они сидели скромно в уголке, беседовали, пили минеральную воду. Я подсел к ним, спросил, почему они не пьют вино? Белокурая девушка ответила:

— А что в нем хорошего? Я как-то попробовала — мне дурно стало. С тех пор зарок дала.

— Женщинам пить нельзя, — поддержала ее подруга, — вот Борис — он мужчина, ему, наверное, можно!

Она указала на стройного, спортивного вида юношу, который сидел рядом с ней.

— Почему ты так думаешь? — возразил Борис, — мне тоже нельзя. Категорически! Спорт и алкоголь — лютые враги.

И он рассказал, что еще во время службы в десантных войсках увлекся борьбой. После увольнения в запас продолжает тренировки. Он работает наладчиком аппаратуры и учится на вечернем отделении института. На это требуется много сил и времени. Строгий режим и регулярные тренировки помогают ему переносить большие нагрузки.

В его рассуждениях слышались зрелость и ранняя самостоятельность, умение ценить время и здоровье.

— А вы не чувствуете здесь себя «белыми воронами»? — спросил я.

— Конечно, мы здесь «белые вороны», — согласился Борис, — к нам не раз приставали: «Выпейте, вы нас не уважаете!» Если у меня будет свадьба, то на ней почувствуют себя «белыми воронами» как раз те, кто пьет. Мои друзья на ней не заскучают!

— Ты справишь трезвую свадьбу, что ли?

— Да! Мои друзья — все непьющие. Это настоящие товарищи! Пьяницы только болтают о дружбе, уважении, а настоящего у них ничего не бывает. С пьяных глаз они обещают друг другу золотые горы. Скажите, что у них свято: семья, работа, честь, дружба?

Борис понравился мне своим максимализмом и горячей непримиримостью к алкоголю.

Через два года довелось погулять на его, действительно, трезвой свадьбе, более того, принять в ней самое деятельное участие. А до того времени, заразившись его идеей, я стал настойчиво собирать материалы о безалкогольных торжествах. Изучал этнографические очерки и записки о старинных свадьбах, которые игрались в украинских, русских и болгарских селах Северного Причерноморья. Выяснил, что в основе их лежала красочная обрядность, отражавшая социально-бытовой уклад, материальные условия, национальную культуру… Это были театрализованные представления, в которых исполнителями и зрителями являлись все жители села. Встреча жениха и невесты, родительское благословение, шутливые роли друга и дружки, символы плодородия, земли, солнца, воды, обрядовые песни и танцы — все имело свое место в семейном торжестве. И меньше всего в этом действе отводилось места алкоголю. Молодоженам решительно запрещалось прикасаться к нему.

Но в семейных торжествах пока еще вредной традицией остается винопитие. К счастью, трезвость уже отвоевывает одну позицию за другой. Неприятие питейных обычаев, протест против пьянства вызвали почти одновременно в разных городах солидарное движение за трезвость. Переписка, встречи борцов за трезвость, обмен опытом, добровольный отказ от пития — все это родилось из настоятельного требования самой жизни и по доброй воле тысяч людей.

По случаю юбилея клуба трезвости «Аве вита!» нас пригласили в Клайпеду. После торжественного заседания участников собрания и гостей из Москвы, Киева, Риги, Николаева, Нижнего Тагила и других городов пригласили на банкет. Несмотря на то что в Клайпеде хорошо знают клуб трезвости, администратор ресторана, все-таки, принимая заказ на 150 человек, спросил:

— А пить что будете?

— Соки!

— И все?

— Еще — кофе, молочный коктейль…

— Эти 150 человек что, все больные? — попытался сострить администратор.

Но на банкет пришли совершенно здоровые люди. Среди них были такие, кто впервые принимал участие в безалкогольном банкете и, наверное, думал: «Организовать, конечно, можно все! Но будет ли всем интересно и весело? Кто «расшевелит» эту публику, две трети которой даже незнакомы друг с другом? Да и возраст у всех разный — от 16 до 55 лет…»

Однако в течение трех часов, проведенных на банкете в непринужденной товарищеской обстановке, постепенно таял скепсис и место стереотипных взглядов занимали совершенно новые представления.

…Что и говорить, мы живем в мире стандартных вещей и множества стереотипных взглядов, привычек и не всегда задумываемся над тем, а все ли разумно. В сознании и поведении многих спокойно уживаются взаимоисключающие суждения и привычки. Все, скажем, сознают, что алкоголь и курение вредны, но при этом миллионы пьют и курят. С болью видишь, как курят и пьют подростки, девушки, беременные, молодые мамы.

Наша совесть не может быть спокойной при виде тысяч людей, погибающих от алкоголизма! Есть ли предел этому неестественному, антигуманному явлению? Да, есть! Об этом мы с твердой уверенностью говорим сейчас, когда наметился решительный поворот в сторону трезвого образа жизни.

Но всеобщая трезвость наступит только тогда, когда она овладеет сознанием, станет твердой жизненной позицией миллионов людей. Придет время, когда торжества без вина, в том числе и семейные, прочно войдут в быт, станут признаком хорошего тона, когда по-настоящему интеллигентным людям будет совестно предложить выпивку. Другого пути нет и быть не может!

…Но войдем в банкетный зал. Это — большое помещение, оформленное в литовском народном стиле. Мягкие кресла установлены вдоль стен. Буквой «Г» стоят два стола — закусочный и сладкий. Меню — изобильное, сервировка — превосходная. На столах нет ни одной бутылки, чтобы ничто не напоминало даже по форме о сосуде, содержащем алкоголь. Прохладительные напитки стоят в запотевших высоких графинах и кувшинах. В зале остается еще много места для танцев, игр и массовок.

Вечер открылся выступлением вокально-инструментального ансамбля из местного клуба. В сопровождении оркестра две обаятельные девушки пели то поочередно, то вместе, они же были и ведущими на вечере. Не чувствовалось, что действие разворачивается по заранее подготовленному сценарию. Это и хорошо. Сперва был просто концерт, но после пяти песен ритмичная мелодия позвала на танец. Вышли три-четыре пары, а на следующий танец — почти все. Так исподволь таяла скованность, вселялась неподдельная веселость. Заводилами танцев и массовок оказались президент клуба «Аве вита!» Эваристо Бояров, врач-нарколог Владас Шупинис и их супруги. Умение зажечь людей, повести за собой — далеко не последнее качество для вожаков клуба трезвости.

Вечер был в разгаре, кое-кто уже хотел отдохнуть, и в этот момент ведущий пригласил всех к столу. Закусочный стол не предполагает длительного застолья, но располагает к непринужденному, дружескому разговору.

В застолье со спиртным очень редко бывает задушевная умная беседа. Обычно произносят затасканные тосты, пьют «за здоровье», молча едят (до неловкости долго), потом пьют, еще пьют, а затем все говорят, но никто никого не слушает. Часто бывает, что людей за стол собирает не единство взглядов и симпатии, а только выпивка.

За трезвым столом не услышишь скабрезностей, пошлых анекдотов, разговариваешь с партнером о чем-то важном и нужном. И на банкете люди говорили и говорили о наболевшем, о своих планах, обменивались адресами. Ко мне подошел недавний выпускник кораблестроительного института, заговорил горячо и доверительно. Еще студентом он пристрастился к пиву, от него-то вреда, мол, нет, а уже в Клайпеде стал пить по-настоящему. И так он, молодой, цветущий человек, едва не попал в пьяный омут. Но теперь все позади. Скажите студентам, говорил он, что пиво — это коварный соблазнитель, с него начинается алкоголик.

Воспользовавшись непринужденной атмосферой, я решил взять интервью у женщин — членов клуба. Они никогда не увлекались спиртным. Что же их привлекло в клуб, каков их чисто женский взгляд на движение трезвости?

Вида Сендраускайте, работница станции «Скорой помощи»:

— Когда собирается компания на пикнике или у нас дома, это непременно сопровождается выпивкой. Мне же противно смотреть на пьяных. Мои подруги все выпивают, двоюродная сестра и пьет, и курит. Работая на «скорой», я почти каждый день вижу людей в глубоком опьянении, а кое-кто умирает от больших доз алкоголя. Жутко на все это смотреть.

Я вступила в клуб трезвости, потому что здесь никто не пьет, всегда весело, много развлечений. Мы танцуем, поем, выезжаем в другие города, путешествуем по родному краю. В клубе я руковожу кружком прикладного искусства, учу вязать из веревок национальные орнаменты, делать ковры, красивые мочала. Свой досуг провожу за чтением, рисованием или на рыбалке. Я пью только молоко. Шутя всем говорю, что проживу 84 года.

Элла Боярова, мать двух сыновей:

— Я долго боролась за мужа. Но слова, уговоры не помогали. Страшно было подумать, что разрушится семья. Эваристо — хороший, заботливый муж. Работает бригадиром на заводе «Балтия». Он меня, наконец, послушал и пошел к доктору Шупинису. После лечения сразу вступил в клуб «Аве вита!», а через некоторое время его избрали президентом. Вступила в клуб и я, а через год — и наш сын Владислав. За ним пошла молодежь. Юноши в клубе играют на электроинструментах, организовали вокально-инструментальный ансамбль. Теперь мы всегда вместе. Раз в месяц устраиваем в клубе общие именины, на Новый год тоже веселимся вместе. Эваристо наряжается Дедом Морозом и ездит поздравлять всех друзей с праздником.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: