Пусть знают, что указание имамов (мир с ними!) отмечать годовщину этого героического исторического события в исламе и проклинать угнетателей членов рода Пророка ислама -это героический крик народов против угнетателей на протяжении всей истории и до скончания века. Вы знаете, что крики проклятий о несправедливости режима Омсйядов (да проклянет их Аллах!), хотя они и потерпели крушение и попали в ад, это крик против угнетателей мира, а потому сохранение (традиции) таких проклятий позволит сокрушить угнетение. (93). 15.03.1368 г. (5 июня 1989 г.).
Плач по шахиду - это способ не дать умереть движению. Ведь и в предании говорится, что рай уготован каждому, кто будет плакать, кто сможет дать поплакать другим или кто покажет себя в плачущем виде.[21] Речь идет о том, что даже тот, кто покажется другим с плачущим выражением лица, вводит самого себя в состояние грусти и печали, и тем самым сохраняет это движение, движение имама Хусейна (да будет мир с ним!). 30.07.1358 г. (22 октября 1979 г.)
Даже если мы до скончания века будем рыдать по Предводителю шахидов, ему это не даст никакой пользы, а вот для нас это имеет пользу. Посмотрите, что это дает нам в этом мире, хотя что и говорить о пользе в загробной жизни. Но посмотрите на пользу от этого плача в этом мире, обратите внимание на психологический аспект, на то, как этот плач соединяет сердца. (95). 30.07.1358 г. (22 октября 1979 г.)
Не думайте, что плач на наших траурных собраниях - это только плач по Предводителю шахидов. Он в этом не нуждается, да и сами по себе эти рыдания ничего не дают. Но эти собрания сплачивают народ и дают ему единое направление. В течение двух месяцев мухаррам и, особенно, в декаду Ашуры, все 30-35 миллионов населения получают одно направление и идут по одному пути. Проповедники и улемы могут всех их по всей стране мобилизовать в этот месяц мухаррам и направить на общее дело. Политическая сторона вопроса здесь даже важнее, чем все другие его аспекты. Напрасно некоторые наши имамы не просят, чтобы им исполнили траурные песнопения с минбара. Напрасно наши имамы не говорят, что определенное воздаяние полагается каждому, кто плачет, кто заставит плакать других или покажется с плачущим лицом. Ведь дело не в самом плаче, не в том, чтобы просто изобразить плач. Это политический вопрос. Опираясь на свое религиозное
|
видение, наши имамы хотели разными путями мобилизовать и сплотить народы. Сплотить - чтобы они не оказались в уязвимом положении (96). 14.08.1359 г. (5 ноября 1980 г.).
Кто-то из имамов, если не ошибаюсь, имам Бакер, просил, чтобы после его смерти в Мине посадили специального роузехона (чтец историй о мучениках), который бы читал роуза и соблюдал по нему траур.[22] Дело не в том, что имаму Бакеру (да будет мир с ним!) это было нужно, да и пользы лично для него в этом не было. Но посмотрите на политическую сторону дела. Когда люди со всего света собираются в Мине, один человек или группа людей садятся и начинают в рамках траура рассказывать об имаме Бакере и о преступлениях его противников, что, привело к его мученической кончине. Эти слова волнами пройдут по всему миру. Но эти траурные собрания не были в достаточной мере оценены. (97). 30.03.1361 г. (19 июня 1982 г.).
Имам Бакер (да будет мир с ним!) перед смертью завещал, чтобы, кажется, на десять лет кого-нибудь наняли в Мине, чтобы этот человек сидел и оплакивал его. Что это за вид борьбы? Разве имаму Бакеру нужны были эти рыдания? Зачем ему было, чтобы кто-то его оплакивал? И почему в Мине? В дни хаджа и в Мине. Здесь - основной политический, психологический и человеческий центр, где нужно оплакивать в течение десяти лет. Люди придут и поинтересуются, в чем же дело? Им расскажут, в чем дело. Это привлечет их внимание к этому учению. Угнетатель будет сокрушен, а у угнетенного появятся силы. Мы потеряли наших молодых людей, и в Кербеле погибли молодые. Нам нужно это сохранить. Иначе нельзя. Думаете - это просто плач? Нет, это не плач. Это политический, психологический и социальный вопрос. Если речь идет только о плаче, то причем здесь имитация плача? Она ему нужна? Вообще, в чем польза такой имитации? Зачем Предводителю шахидов эти рыдания? Имамы так настаивали на этом, на том, чтобы люди собирались вместе. Плачьте, рыдайте, ибо этим продолжает свое существование религия. (98). 29.08.1358 г. (20 ноября 1979 г.).
|
Еще недостаточно стала ясна вся глубина той работы, которую вы проводите, глубина и ценность траурных собраний. Наверное, некоторые вообще этого не осознают. Если в наших преданиях придают такую ценность даже одной слезе, пролитой в память о невинно убиенном в Кербеле, если даже появление на людях с плачущим видом считается ценным делом, то ведь это не потому, что Предводитель угнетенных (имам Хусейн) нуждается в этом, и не для того только, чтобы вы и ваши слушатели получили воздаяние за благое дело. Хотя все это богоугодные дела, но почему именно траурные собрания считаются столь ценным богоугодным делом? Почему Всевышний Господь столь ценным богоугодным делом считает плач, даже одну слезинку и даже плачущее выражение лица? [23]Этот вопрос постепенно проясняется с политической точки зрения, и - иншаалла -в дальнейшем станет еще яснее.
|
Если траур и траурные собрания, траурные песнопения и все, что с этим связано, рассматривается в качестве такого важного богоугодного дела, то здесь есть не только чисто литургическая и духовная, но и важная политическая сторона. Эти хадисы были произнесены в то время, когда эта небольшая спасительная группа людей находилась под властью Омейядов и в большей степени Аббасидов, когда их было очень мало, когда это незначительное меньшинство выступало против великих держав того времени. Для организации своей политической деятельности они нашли путь, который сам по себе несет в себе организующее начало. Они пересказывали полученное из источников Откровения, где говорилось о величии этих траурных собраний, о плаче и слезах, о трауре. Будучи таким небольшим меньшинством, шииты собирались на такие собрания, причем многие из них, возможно, и не догадывались, о чем там идет речь. А речь шла об организации меньшинства в противостоянии большинству. На протяжении всей истории эти собрания, проводившиеся во всех исламских странах, в частности, в Иране - колыбели шиизма, ислама и шиизма, противостояли правительствам, которые намеревались ниспровергнуть устои ислама, уничтожить основу духовенства. Но эти траурные собрания всегда вставали у них на пути и повергали их в смятение. 31.03.1361 г. (21 июня 1982 г.).
Возможно, сторонники Запада заявят нам, что это «плачущая нация». Кто-то из своих также, возможно, не сможет понять, какое это благое дело - даже одна слезинка. Какое благое дело траурное собрание. Возможно, они не смогут усвоить и понять то, что сказано о богоугодности даже двух строк молитвы. Они неспособны понять и переварить все это. Именно политическая направленность этих молитв, сосредоточенное внимание всего народа, обращенное на Бога, мобилизует нацию на достижение исламских целей. Ведь траурные собрания проводятся не для того, чтобы просто рыдать по Предводителю шахидов и получать за это воздаяние — хотя это тоже присутствует, ведь другие получают за это воздание в загробном мире. Здесь важна политическая сторона дела, которую продумали наши имамы в начальный период ислама и навсегда. Речь идет о сплочении под сенью одной идеи и одного знамени. И ничто не может повлиять на это сильнее, чем траур по имаму Хусейну. 31.03.1361 г. (21 июня 1982 г.).
Другие прихожане мечети слушают проповедь с минбара, но когда дело доходит до траурной церемонии, начинают расходиться. Дело в том, что они не понимают смысл этой церемонии. Именно траурная церемония (с рассказом о событиях дня Ашуры) сохранила этот минбар. Не было бы траурной церемонии, не было бы и этого минбара, не было бы и того, о чем мы говорим. Мы должны оплакивать нашего шахида, мы должны кричать, чтобы пробудить народ.
Но один момент, который все мы должны иметь в виду и разъяснять народу, состоит в том, что речь не идет о том, что мы хотим получить воздаяние (за благое дело). На самом деле, мы хотим идти вперед. Предводитель шахидов погиб не ради того, чтобы получить воздаяние за доброе дело, так как это не было для него столь уж важно. Он хотел спасти это учение - ислам, чтобы он шел вперед, развивался. Он хотел оживить ислам. Когда вы исполняете траурные песни, произносите проповеди, оплакиваете погибших, вы тем самым заставляете и людей плакать, и они плачут. Но наша цель состоит в том, чтобы с помощью этих стенаний и плача сохранить ислам живым. Мы хотим сохранить наше учение с помощью этих стенаний, рыданий, исполнений траурных стихов, песен и прозы, как оно и сохранилось до сих пор. Нужно сказать это людям, нужно подчеркнуть, что это не просто так, что я что-то скажу, а кто-то поплачет. Нет, этим плачем, этими рыданиями сохранилась (вера). Даже за искусственный плач полагается воздаяние. Почему считается благим делом принять плачущее выражение лица? Потому что это помогает нашей религии, нашему учению (101). 17.04.1358 г. (8 июля 1979 г.).
Когда все по-настоящему поймут и объяснят другим, в чем здесь дело, для чего проводятся эти траурные мероприятия, почему так ценится этот плач и почему Господь дает за него такое великое воздаяние, тогда уже не станут называть нас «нацией плача», нас назовут «героической нацией». Если они узнают, что сделал хазрат Саджад (да будет мир с ним!), который лишился всего в Кербеле и жил при всевластном правительстве, от которого до нас дошли эти молитвы, когда узнают, как их можно применить, то ведь тогда не станут вопрошать нас о пользе этих молитв? Если бы наша интеллигенция поняла социально-политическую сторону траурных и молитвенных собраний, поминаний о произошедших несчастьях и событиях, она не стала бы спрашивать, что, мол, для чего нам все это. 31.03.1361г. (21 июня 1982 г.).
Они внушили нашей молодежи такие умонастроения, что, мол, сколько еще можно рыдать и петь траурные стихи и т.п.? Нужно выходить на демонстрации. Они не понимают, что такое эти траурные мероприятия, не понимают, что до сих пор все держится на них. И объяснить это им никак нельзя. Они не понимают, что эти траурные элегии и плач создают человека, воспитывают настоящего человека. Собрания, посвященные трауру по Предводителю шахидов, - это пропаганда против угнетения и несправедливости, против дьявольского идола. Нужно до конца рассказывать о несправедливости, причиненной пострадавшему от нее. (103). 04.07.1358 г. (26 сентября 1979 г.).
Значение и роль траурных мероприятий в деле возрождения ислама и учения Предводителя шахидов
Все мы должны знать, что единство мусульман достигается этими мероприятиями, носящими политический характер, ибо они сохраняют национальность мусульман, в особенности, шиитов, последователей двенадцати имамов (да приветствует их Аллах!). (104).
Имамы - предстоятели мусульман (мир с ними!) подчеркивали необходимость соблюдения траура по Предводителю угнетенных до скончания века, а крик о несправедливости, совершенной в отношении членов рода Пророка Аллаха (да благословит Аллах его и его род и приветствует!) и о деспотизме Омейядов (да проклянет их Аллах!), хотя род Омейядов и сошел на нет, - это крик угнетенного против угнетателя. Эта брань и крик должны сохраниться. Их благодать стала ясной и ощутимой сегодня в Иране во время войны с последователями Язида. (105). 16.05.1365 г. (7 августа 1986 г.).
Увидев, что авантюристы первого ранга подрывают основы религии и что осталось только несколько верных людей, Господь мира побудил к действию Хусейна бин Али, который своими напряженными усилиями и самопожертвованием пробудил народ. Господь назначил многочисленные воздаяния для тех, кто соблюдает траур по Хусейну, чтобы сохранить народ бодрствующим, чтобы не дать обветшать основам Кербелы, которая покоится на искоренении несправедливости и гнета, чтобы направить людей к монотеизму и правосудию. Тем не менее, должно было быть назначено воздаяние за соблюдение траура, фундамент которого стоит на такой основе. Это воздаяние должно быть таково, чтобы люди, несмотря на все давление и все трудности, не отступали от этого (траура). А в противном случае они бы молниеносно растоптали все труды Хусейна бин Али, а это означало бы и то, что они попрали бы и все труды Пророка ислама и все его старания, направленные на создание основ шиизма. Так что воздаяние, которое дает Господь, - это награда за ту пользу, которая возникла и возникает на практике из этого действия. Продолжение жизни религии - это истина и основа шиизма, от чего зависит счастье этого мира и загробная жизнь людей всего мира. А если учесть положение шиитов в то время и различное давление, которому последователи Али бин Аби Талиба подвергались со стороны его противников, цена этого деяния больше, чем мы можем себе представить. Господь мира уготовал им воздаяния и награды, которых не видел ни один глаз, не слышало ни одно ухо. Это совершенная справедливость. (106).
Именно кровь Предводителя шахидов привела к тому, что вскипала кровь в жилах всех исламских народов. Группы, (инсценирующие мистерию) Ашуры, приводят в возбуждение народ и готовят его для ислама и для достижения целей ислама. В этом деле не следует проявлять нерешительности и вялости. (107). 04.08.1360 (26 октября 1981 г.)
Истина побеждает, победа - за истиной. Но мы должны найти секрет победы, должны понять, как мы побеждаем. (Нам нужно понять) секрет сохранения шиизма на протяжении истории, со времен Предводителя правоверных (да приветствует его Аллах!) до сего времени, в те времена, когда шиитов было мало, ничтожно мало. А теперь - слава Богу! -их много. Но тогда их было мало. Много - это не в противопоставлении другим. Нам нужно понять, в чем заключается секрет сохранения этого мазхаба и сохранения исламских государств, шиитских государств. Нам нужно сохранить этот секрет. Самый большой секрет - это то, что произошло с Предводителем шахидов... Нам нужно сохранить этот секрет. Пусть некоторые из наших молодых людей не думают, что (траурные) собрания, которые проводились на протяжении истории, были только собраниями для плача. Они думают, что пора перестать лить слезы. Но это ошибка. (108). 29.08.1358 г. (20 ноября 1979 г.).
Он - та основа, на которой все держится до сих пор. И Пророк изрек: «Я - от Хусейна», что означает, что он сохраняет веру. Его самопожертвование сохранило исламскую религию, и теперь мы должны ее сохранить. Но молодежь не обращает на это внимания. Это, конечно, группа, которая была привнесена со стороны людей, которые не хотят существования этой основы, хотят уничтожить траурные мероприятия. Говорят: нет, не исполняйте траурных песнопений! Вместо этого произносите речи. Но они не понимают, что именно траурные элегии так эмоционально воздействуют на людей, что они становятся готовыми пойти на все. Когда люди видят, что молодых соратников Предводителя шахидов на части разрубили враги, что он отдал своих молодых соратников, им самим становится легче отдать свою молодежь (на битву). Своей приверженностью к мученической смерти (шахадату) наш народ развил это понятие. Этот секрет произошедшего в Кербеле распространился во все стороны, где мы были, на все народы. Все возжелали шахадата, того шахадата, Предводителем которого был имам Хусейн. Они не понимают, что именно на этом все стоит. А те, кто понимает, вбрасывают свои идеи и обманывают других. (109). 04.07.1358 г. (26 сентября 1979 г.).
Повествование о гибели Предводителя шахидов служит сохранению его религиозного учения. Те, кто призывают отказаться от траурных мероприятий по имаму Хусейну, не понимают его учения. Не понимают, что эти рыдания и повествования о гибели имама сохранили это учение. Уже тысячу четыреста лет нас сохраняют эти (проповеди) с минбара, эти рассказы о тех событиях, все эти трудности и самобичевания. Все это сохранило ислам до наших дней. Те из молодых людей, который не имеют никаких плохих намерений, просто думают, что сейчас нужно говорить современным языком. Но язык Предводителя шахидов - это современный язык, это всегда современные слова. Он всегда доносит до нас эти современные слова. А сохранил для нас Предводителя шахидов и его религиозное учение этот плач, эти переживания и траурные крики; самобичевание и исполнение траурных мистерий. Да, скажу я вам, именно это сохранило его. Если бы только какой-нибудь святой сидел где-то в комнате у себя дома, читал бы себе рассказ о событиях дня Ашуры и перебирал бы четки, то ничего бы уже давно не осталось. Нет, здесь нужен вопль, нужен шум.
Такой ажиотаж нужен каждой религии. Нужно, чтобы люди во имя ее занимались самобичеванием. Если же не будет самобичевания, если не будет плакальщиков, если люди не будут бить себя по голове и груди, то и учение это не сохранится. Те, кто так не думает, ошибается, ведь они еще дети! Они не понимают роль духовенство и религиозных проповедников в исламе. Возможно, даже вы не так много в этом понимаете. Именно роль (духовенства) сохраняла ислам живым. Как живет цветок, который орошают водой, так этими слезами орошается и учение Предводителя шахидов. Рассказ о пережитых им страданиях сохранил его учение. В память о погибшем шахиде мы должны развернуть стяги, во весь голос оплакивать его и рыдать, кричать и вопить. Когда у других кого-то убивают, они кричат об этом. Если погибнет кто-нибудь из членов какой-нибудь партии, эта партия тут же устраивает митинг и кричит об этом. И у нас тоже (эти собрания) - это митинг и крик во имя возрождения учения Предводителя шахидов. Но они этого не видят. Не вдумываются в эти вопросы.
Именно эти рыдания до сего дня сохранили это учение, именно эти стенания сохранили нас в живых и позволили развиться этому движению. Не было бы Предводителя шахидов, это движение не смогли бы развиться. Он везде, ибо «любая земля - Кербела». Он присутствует везде, у любого минбара, в любом михрабе... Имам Хусейн спас ислам. И что же, мы должны промолчать о человеке, который спас ислам и пошел на смерть? Нам
надо оплакивать его каждый день, надо каждый день всходить на минбар, чтобы спасти эту религию и сохранить наши движения. Ведь они существуют благодаря имаму Хусейну (да будет мир с ним!). (110). 17.04.1358 г. (8 июля 1979 г.).
Разве может быть большая согласованность, чем эта? Видели ли вы где-нибудь столь же организованный народ? Кто их так организовал? Это сделал Предводитель шахидов. Во всех исламских странах исламские народы в дни Ашуры и Тасуы, например двадцать восьмого числа... Выступают группы (исполняющие траурные мистерии) с таким величием. Конечно, нельзя забывать о том, что в их представлениях носит нешариатский характер, нужно сохранить в их деятельности все шариатское. Эти группы с таким величием отправляются повсюду, неся такое (важное) содержание. Кто может создать такое великое собрание? Где еще в мире вы видели, чтобы народ был так организован? Если поедете в Индонезию, увидите то же самое. То же и в Ираке, в Афганистане, везде все то же самое. Кто так организовал людей? Так не потеряйте же эту организованность. (111). 29.08.1358 г. (20 ноября 1979 г.).
Именно на таких собраниях, когда оплакивается гибель Предводителя невинно угнетенных, когда говорится о совершенной в отношении него несправедливости, говорится о том, что один человек пожертвовал во имя Бога своей жизнью, своими друзьями и детьми, - все это воспитывает молодых людей, которые идут на фронт и хотят мученической смерти, гордятся ей, а если на их долю не выпадет такой славной кончины, то печалятся. Это воспитывает таких матерей, которые, потеряв одного сына, говорят, что у них остались еще один или два сына. Так воспитывают общество траурные мероприятия по имаму Хусейну, молитвенные собрания Комейл и другие религиозные собрания. Основа всего этого с самого начала заложена исламом, и этот процесс продолжается с теми же идеями и по той же изначальной программе. (112) 30.03.1361 г. (19 июня 1982 г.)
И вот некоторые начинают призывать больше не читать повествований о дне Ашуры. Они не понимают суть этих мероприятий. Не понимают сути этого траура. Им невдомек, что движение имама Хусейна продолжилось до сего дня и создало наше движение. Наше движение - это следствие, отблеск того движения. Они не понимают, что оплакивать имама Хусейна означает сохранять движение. А это означает, что немногочисленная группа восстала против великой империи. Имам Хусейн, выступив с небольшой группой, пожертвовал во имя ислама всем, что у него было. Он выступил против великой империи и сказал ей «нет». Каждый день и везде нужно сохранять это «нет». Именно для этого и проводятся эти траурные собрания, чтобы сохранить это «нет». Пусть наши дети и молодежь не подумают, что речь идет о «плачущем народе»! Это внушили вам другие, это они придумали такое определение. Но они этого-то плача и боятся, ибо это плач по угнетенному, это крик в лицо угнетателю. Выходящие (с собраний) группы выступают против угнетателей. Они восстают. (113). 30.07.1358 г. (22 октября 1979 г.).
В то время [24] очень часто любили употреблять выражение «плачущая нация». Это делалось для того, чтобы лишить (народ) возможности проводить траурные мероприятия (по случаю Ашуры). В то время запретили все такие собрания, причем это сделал человек, который сам посещал такие собрания и разыгрывал там из себя комедию. Было ли дело только в самих траурных мероприятиях, или же они что-то другое обнаружили в этих собраниях? Было ли дело только в чалмах и других головных уборах, или они за вопросом чалмы различили что-то еще, а потому так стали выступать протии ношения чалмы? Они поняли, что из проблемы чалмы может произойти что-то другое, что не позволит им действовать так, как они хотели. Они понимали, что и из этих траурных собраний может произойти что-то, что помешает их планам.
Когда целый народ целой страны в месяц мухаррам говорит об одном, не думайте, что плач на наших траурных собраниях - это только плач по Предводителю шахидов. Он в этом не нуждается, да и сами по себе эти рыдания ничего не дают. Но эти собрания сплачивают народ и дают ему единое направление. В течение двух месяцев мухаррам и, особенно, в декаду Ашуры, все 30-35 миллионов населения получают одно направление и идут по одному пути. Проповедники и улемы могут всех их по всей стране мобилизовать в этот месяц мухаррам и направить на общее дело. Политическая сторона вопроса здесь даже важнее, чем все другие его аспекты. (114). 14.08.1359 г. (5 ноября 1980 г.).
Они видят, что эти собрания, где читаются траурные повествования, где вспоминаются страдания угнетенного и преступления угнетателя, во все времена противопоставляли угнетенных угнетателям. Но они не понимают, что эти собрания служат нашей стране и исламу.
Наша молодежь не замечает этого. Не поддавайтесь на заигрывания этих сильных мира сего! Ведь они - преступники! Они совершают предательство, когда внушают вам мысли о «плачущей нации». На самом деле, их хозяева боятся этого плача. Дело в том, что Реза-хан уничтожил все эти собрания, так как он был агентом. А когда Реза-хан сошел со сцены, англичане через Делийское радио передали: «Мы его привели, мы его и убрали!». Так оно и было. Они привели его к власти, чтобы он сокрушил ислам, и одним из средств было именно то, что постарались лишать вас возможности проводить такие собрания. Пусть наша молодежь не думает, что делает большое дело, приходя на собрания. Они приходят на такие собрания, и если там ведутся траурные речи, то начинают призывать так не говорить, называя это неправильным. Так нельзя, нужно говорить об угнетении и несправедливости, чтобы народ понял, что тогда происходило. Это нужно делать ежедневно. Ведь эта работа носит политический и общественный характер. (115). 30.07.1958 г. (22 октября 1979 г.)
Когда меня в первый раз арестовали в Куме и увезли, в пути агенты, сидевшие в машине, говорили мне, что когда они приехали за мной и увидели везде черные траурные шатры [25],испугались, что люди в шатрах узнают о цели их приезда и им помешают. Да что говорить об этих агентах, когда и великие державы боятся этих шатров. Они боятся организации, которая, не имея единой организующей руки, сама по себе сумела поднять народ по всей стране, по всей нашей большой стране, в дни Ашуры, в месяцы мухаррам и сафар, а также в священный месяц (рамадан). Именно эти собрания сплотили народ вокруг себя. Если кому-то будет нужно что-то сказать на пользу исламу, то его слова будут моментально распространены по всей стране через проповедников, пятничных и общинных имамов. Люди организуются под этими знаменами Аллаха, знаменами Хусейна. Когда великие державы хотят у себя провести такие многолюдные мероприятия, они прилагают к этому много усилий, в течение многих дней и даже недель с большими расходами, приложив много усилий, собирают сто или пятьдесят тысяч человек, а потом слушают выступление того, кто хочет что-то сказать этим людям. А у нас вы видите, что как только возникает какой-то вопрос, на траурных собраниях по всей стране собираются люди, поминая Предводителя мучеников за веру, и слушают это послание. И нет никакой необходимости в больших усилиях и в пропаганде. Достаточно одного слова, но такого, чтобы люди видели, что он исходит от Предводителя шахидов (да будет мир с ним!). И тогда все собираются и организуются. (116). 30.03.1361 г. (19 июня 1982 г.)