Введение
Актуальность исследования. Это исследование проводится в контексте общепсихологической проблемы: саморегуляции произвольного поведения человека. Включение данного исследования в смысл субъектно-деятельностного метода определяет его эмпирическую значимость. Способность к саморегуляции и самоорганизации являются основными характеристиками поведения субъекта [1]. Изучение саморегуляции раскрывает психологические механизмы развития личности как субъекта деятельности, что является фундаментальным в методологическом плане и требует разработки определенной психологической проблемы в современной науке[2].
Субъективный подход к изучению психики человека актуален для изучения места личности в саморегуляции произвольной деятельности человека[3]. В данном исследовании изучается проблема роли разных личностных свойств в целостной системе саморегуляции, средств ее становления как психологического механизма повышения деятельности студентов.
Актуальность дипломного проекта связана с наличием определённых сложностей самоопределения студентов, созданием условий для быстрой адаптации студентов первого курса в процессе вузовского обучения. Из этого следует, что в ходе обучения в вузе студентам нужно оказывать в этом помощь, а также развивать профессионально важные качества, ответственность в деятельности, самоконтроль и саморегуляцию.
Психологические механизмы произвольной саморегуляции студентов в рамках всей науки играют значительную роль формирования самостоятельности и ответсвенности обучающихся как в процессе обучения, так и в будующей профессиональной деятельности.
Проблема исследования. Учебная деятельность в вузе, в сравнении с школьной, имеет огромные отличия. Преподаватели не так сильно контролируют самоподготовку студентов, нежели школьные учителя, диапазон изучаемого материала студентами в разы выше, чем в школе. В связи с этим, повышаются требования к студентам, к их самостоятельному планированию учебной деятельности, к повышению их активности и предприимчивости.
|
Результаты исследований показывают что овладение студентами оптимального стиля сaморегуляции определяет их дальнейший не только профессионaльный рост, но и личностный рост. Также избежание таких психических состояний как фрустрация, aгрессивность, тревожность, помогает улучшить у индивида усвоение и изучение учебного материала. Проблема выдвинула тему дипломного проекта «Пути влияния персональных особенностей студентов на индивидуальный стиль произвольной саморегуляции в их поведении»
Объект исследования: изучение деятельности личности.
Предметом исследования: являются персональные особенности студентов и стиль произвольной саморегуляции в поведении студентов.
Гипотеза исследования: Если, у студентов выработать индивидуальный стиль произвольной саморегуляции, то их персональные особенности будут проявляться и реализовываться более эффективно и оптимально.
Целью исследования: выявление путей влияния персональных особенностей студентов на их индивидуальный стиль в поведении.
Задачи исследования состоят в том, чтобы:
1. Проанализировать имеющиеся подходы в психолого- педагогических науках к изучению персонификации.
|
2. Исследовать возможности индивидуального стиля произвольной саморегуляции в поведении студентов.
3. Выявить и описать персональные особенности произвольной саморегуляции в поведении студентов.
4. Изучить пути развития индивидуального стиля произвольной саморегуляции у студентов.
Методологической основой явились основные принципы традиционной психологии: субъективный подход к изучению психики человека (С. Л. Рубинштейн, Н. А.Бернштейн, К. А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский и др.), система сознательной саморегуляции деятельности (О. А. Конопкин), концепция индивидуальной саморегуляции произвольной деятельности человека (В. И. Моросанова).
Методы исследования:
1. Теоретические
2. Эмпирические (метод тестов, наблюдение, эксперимент)
3. Методы обработки данных
Методики:
1. Методика Айзенка
2. Тест Шмишека на акцентуацию характера
3. Тест Юнга на тип личности
4. Тест стиль саморегуляции поведения.
Научная новизна исследования. В работе вопрос о влиянии персональных особенностей студента на стиль саморегуляции уже рассматривался в традиционной психологии, но эксперимент, проведенный нами, применяется впервые для решения данной проблемы.Впервые продемонстрирована регулятивная основа личностных характеристик: ответственность, доверие, ассертивность, тревожность и рефлексивность. У студентов выявляется своеобразие индивидуальной саморегуляции с различными чертами характера. Определены основные пути формирования индивидуального стиля произвольной саморегуляции.
Практическая значимость. Результаты проведенного исследования могут применяться для разработки психолого-педагогических рекомендаций, использование которой позволяет учесть индивидуально-стилевые особенности саморегуляции студентов.
Результаты проведённого в дипломном проекте исследования можно включить в лекционный материал дисциплины «Психология». Они помогут студентам глубже понять и усвоить методики саморегуляции поведения.
База исследования: Актюбинский Региональный университет им. К. Жубанова. База испытуемых в количестве двадцати человек.
Структура дипломного проекта: Введение, три главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ