Рекомендация студентам по упралению их саморегуляций




Теория саморегуляции (ТС) описывает процесс и компоненты, связанные с тем, когда мы решаем, что думать, чувствовать, говорить и делать. Это особенно заметно в контексте здорового выбора, когда у нас есть сильное желание сделать обратное.

По словам современного эксперта по ТС Роя Баумейстера, существует четыре компонента (2007):

1. Стандарты желательного поведения;

2. Мотивация к соблюдению стандартов;

3. Мониторинг ситуаций и мыслей, которые предшествуют нарушению стандартов;

4. Сила воли, позволяющая внутренней силе контролировать побуждения.

Эти четыре компонента взаимодействуют,определяя нашу саморегулирующуюся деятельность в любой данный момент. Согласно СТО, наше поведение определяется нашими личными стандартами хорошего поведения, нашей мотивацией соответствовать этим стандартам, степенью, в которой мы сознательно осознаем свои обстоятельства и свои действия, а также степенью нашей силы воли, чтобы противостоять искушениям и выбрать лучший путь.По словам Альберта Бандуры, эксперта по самоэффективности и ведущего исследователя ТС, саморегуляция-это постоянно активный процесс, в котором мы:

-контролируем наше собственное поведение, влияние на наше поведение и последствия нашего поведения;

-судим о поведении в соответствии с нашими личными стандартами и более широкими, более контекстуальными стандартами;

-реагируемна собственное поведение (то есть на то, что мы думаем и как мы относимся к нашему поведению) (1991).

Бандура также отмечает, что смаорегуляция играет важную роль в процессе, оказывая свое влияние на наши мысли, чувства, мотивации и действия.

 

Быстрый мысленный эксперимент может показать важность самоэффективности:

Представьте себе двух людей, которые очень мотивированы, чтобы сдать экзамен на пять. Они оба активно контролируют время, много читают и учат, пишут конспекты, решают задачи, и у них есть конкретные, измеримые цели, которые они поставили перед собой.

Один из них обладает высокой самоэффективностью и считает, что может сдать на 5, если приложит к этому усилия. Другой имеет низкую самоэффективность и чувствует, что он никак не может придерживаться своего предписанного плана по достижению цели.

Как вы думаете, кто из них будет более успешным, вставая рано утром, чтобы заниматься учебой каждое утро?

Мы можем с достаточной уверенностью сказать, что человек с более высокой самоэффективностью, вероятно, будет более эффективным, даже если оба студента начнут с одних и тех же стандартов, мотивации, контроля и силы воли.

Барри Циммерман, еще одно громкое имя в исследованиях ТС, выдвинул свою собственную теорию, основанную на саморегуляции: теорию саморегулируемого обучения.

Саморегулируемое обучение (СРО) относится к процессу, в котором участвует студент, когда он берет на себя ответственность за свое собственное обучение и прилагает себя к академическому успеху (Циммерман, 2002).

Этот процесс происходит в три этапа:

Планирование: Студент планирует свою задачу, ставит цели, намечает стратегии для решения задачи и/или создает график выполнения задачи.;

Мониторинг: На этом этапе студент воплощает свои планы в жизнь и внимательно следит за своей успеваемостью и опытом работы с выбранными ею методами;

Размышление: Наконец, после того, как задание выполнено и получены результаты, студент размышляет о том, насколько хорошо он справился и почему он так поступил (Циммерман, 2002).

Когда студенты проявляют инициативу и регулируют свое собственное обучение, они получают более глубокое понимание того, как они учатся, что для них лучше всего работает, и, в конечном счете, они работают на более высоком уровне. Это улучшение проистекает из множества возможностей учиться на каждом этапе:

На этапе планирования у студентов есть возможность поработать над своей самооценкой и научиться выбирать наилучшие стратегии для достижения успеха;

На этапе мониторинга студенты получают опыт реализации выбранных ими стратегий и внесения необходимых корректировок в свои планы в режиме реального времени.

 

На этапе рефлексии студенты синтезируют все, что они узнали, и размышляют о своем опыте, изучая, что работает для них и что должно быть изменено или заменено новой стратегией.

Это очень полезно рассмотреть модель саморегулирования, чтобы лучше понять СРО.

Хотя эта модель специфична для саморегуляции, связанной со здоровьем и болезнью, она по - прежнему хорошо отражает сложные процессы, происходящие во время саморегуляции любого рода.

Предъявляются стимулы (то есть происходит что-то, что вызывает реакцию, будь то мысль, что-то сказанное другим человеком, получение значимых новостей и т. Д.);

Индивид воспринимает стимулы как когнитивно (понимая их), так и эмоционально (чувствуя их);

Осмысление побуждает индивида выбирать совладающие реакции (т. Е. То, что человек делает, чтобы повлиять на свои чувства по поводу стимулов или действий, которые он предпринимает для устранения стимулов);

Ответы на осмысление и совладание определяют результаты (т. Е. Общую реакцию индивида и то, как он выбирает поведение);

Индивид оценивает свои совладающие реакции в свете этих результатов и определяет, следует ли продолжать использовать те же самые совладающие реакции или изменить свою формулу.

Внимательность можно определить как сознательное усилие, направленное на поддержание мгновенного осознания того, что происходит как в вашей голове, так и вокруг вас. Внимательность и саморегуляция-это мощная комбинация, способствующая благополучию.

Как мы узнали ранее, саморегуляция требует самосознания и контроля за собственным эмоциональным состоянием и реакциями на стимулы. Осознание собственных мыслей, чувств и поведения является основой саморегуляции: без этого нет возможности размышлять или выбирать другой путь.

Обучение осознанности-отличный способ улучшить свою способность к саморегуляции и улучшить общее самочувствие. Внимательность поощряет активное осознание собственных мыслей и чувств и способствует осознанным решениям о том, как себя вести, а не просто соглашаться с тем, что говорят вам ваши чувства.

Есть веские доказательства того, что внимательность является эффективным инструментом для обучения саморегуляции. Исследователи Разза, Берген-Чико и Раймонд недавно опубликовали исследование о влиянии йоги на основе осознанности у детей дошкольного возраста (2015).

Исследователи обнаружили, что те, кто находился в группе осознанности, проявляли большее внимание, лучшую способность откладывать удовлетворение и более эффективный ингибирующий контроль, чем те, кто находился в контрольной группе.

 

Результаты также показали, что те, у кого больше всего проблем с саморегуляцией, больше всего выиграли от вмешательства осознанности, что указывает на то, что те, кто находится на нижнем конце континуума саморегуляции, не являются “потерянным делом”.

Когнитивная переоценка

Эту стратегию можно описать как сознательное усилие изменить ваши мыслительные паттерны. Это одна из основных целей когнитивной терапии (например, когнитивно-поведенческой терапии или когнитивно-поведенческой терапии, основанной на осознанности).

Чтобы развить свои навыки когнитивной переоценки, вам нужно будет работать над изменением и переформулированием своих мыслей, когда вы столкнетесь с трудной ситуацией. Принятие более адаптивного подхода к вашей ситуации поможет вам найти золотую середину и поможет вам управлять регулированием эмоций и сдерживать негативные эмоции (Cundic, 2018).

Было также обнаружено, что когнитивная саморегуляция положительно коррелирует с социальным функционированием. Она включает в себя когнитивные способности, которые мы используем для интеграции различных процессов обучения, что также помогает нам поддерживать наши личные цели.

8 Способов улучшения Саморегуляции

В нем излагаются восемь методов и стратегий построения саморегулирования:

1. Лидерство и честная жизнь: быть хорошим примером для подражания, практиковать то, что вы проповедуете, создавать доверительную среду и жить в соответствии со своими ценностями;

2. Быть открытым для изменений: бросать вызов себе, чтобы справиться с изменениями простым и позитивным образом, и работать над улучшением своей способности адаптироваться к различным ситуациям, оставаясь при этом позитивным;

3. Определение ваших триггеров: развитие чувства самосознания, которое поможет вам узнать, каковы ваши сильные и слабые стороны и что может привести вас в трудное состояние ума;

4. Практика самодисциплины: стремление проявлять инициативу и настойчивость в достижении своих целей, даже если это последнее, что вам хочется делать;

5. Рефрейминг негативных мыслей: работа над своей способностью сделать шаг назад от собственных мыслей и чувств, проанализировать их и придумать позитивные альтернативные мысли;

6. Сохранять спокойствие под давлением: сохранять хладнокровие, удаляясь от ситуации на короткое время-будь то умственно или физически—и используя методы релаксации, такие как глубокое дыхание.;

7. Рассмотрение последствий: остановка и размышление о последствиях уступки “плохому” поведению (например, о том, что произошло в прошлом, что, вероятно, произойдет сейчас, что это поведение может спровоцировать с точки зрения долгосрочных последствий);

8. Вера в себя: повышайте свою самоэффективность, работая над своей уверенностью в себе, фокусируясь на опыте своей жизни, когда вы преуспели, и сохраняя свои ошибки в перспективе. Решите поверить в свои собственные способности и окружите себя позитивными, поддерживающими людьми (Клайн, н. д.)

Естественные методы саморегуляции основаны на использовании тех возможностей, которые старшеклассник имеет «под рукой». И связаны эти методы, в первую очередь, с разумным планированием, как режима дня, так и в целом образа жизни старшеклассника. Самыми доступными и особенно полезными методами саморегуляции для старшеклассника являются:

· занятия спортом, пешие прогулки и иные физические нагрузки. Физическая усталость способствует снижению психического напряжения;

· водные процедуры (плавание, ванна, душ, баня) помогают успокоиться;

· увлечения и хобби помогают расслабиться и повысить настроение;

· общение со спокойными и оптимистичными людьми.

Специальные методы саморегуляции разработаны как набор практических упражнений «на все времена». И в первую очередь эти упражнения связаны с дыханием, так как оно очень сильно влияет на эмоциональное состояние человека. Каждое эмоциональное изменение ведет к изменению дыхания. Так работа над вдохом, к примеру, помогает в случаях тревоги, безнадежности, печали, общей астении. А работа над выдохом показана в случаях сверхконтроля, блокирования гнева, при избытке напряжения. Поэтому в зависимости от состояния можно в большей степени уделять внимание либо вдоху, либо выдоху, выполняя дыхательные упражнения.

Примерные упражнения на работу с дыханием:

1. Найдите место, где Вас не будут беспокоить, и сядьте. Одну руку положите на живот, а другую - на области груди. Прислушайтесь к своемудыханию. Вдыхайте и выдыхайте только через нос. Если Вы слышите свое дыхание - значит оно очень тяжелое. Сосредоточьте свое внимание на дыхании диафрагмой. Вдыхайте через нос, а выдыхайте через рот медленно и спокойно. Смотрите прямо перед собой и держите глаза открытыми. Делайте паузу между каждым вдохом-выдохом. Позвольте своему телу естественным образом расслабиться, полностью освободиться от напряжения.

2. Выполнять это упражнение необходимо, когда в стрессовой ситуации почувствуете себя напряженным и заметите, что перешли на поверхностное дыхание.

3. Иногда дыхание становится инструментом визуализации или даже медитации. Например, можно представить процесс дыхания таким образом - Вы просто представляете вдыхаемый воздух в виде пара. Вообразите, как этот пар проникает через нос или рот, затем проходит через горло в легкие и наполняет все тело. Можно нарисовать себе мысленно картину того, как пар проникает в живот, клубится там, а затем при выдохе поднимается вверх и покидает тело. Понаблюдайте, как пар тает, смешивается с воздухом, и начните процесс снова.

4. Можно заняться подсчетом дыхательных циклов. Во время вдоха медленно сосчитайте про себя «раз», на выдохе скажите «и». Во время следующего вдоха скажите «два» и так далее пока не сосчитаете до четырех. Затем повторите все сначала. Если Вы собьетесь со счета, начните со слова «раз».

5. Если Вам удалось сконцентрироваться на дыхании путем его визуализации, подсчета или любым другим способом, не пытайтесь изменить его или управлять им. Позвольте дыханию регулировать себя самостоятельно, спонтанно. Через 10-20 минут следует приготовиться к окончанию сеанса. Прекращение концентрации на дыхании вернет Вас к реальности. Несколько раз поморгайте глазами, после чего откройте их. Минуту или две посидите спокойно и можно приступать к своим обыденным делам.

К специальным методам саморегуляции относятся также система аутотренинга или аутогенная тренировка, прогрессивная мышечная релаксация - снижение чувствительности и медитация. Поскольку это довольно объемные системы саморегуляции, то в данном случае их предлагается рассмотреть отдельно.

Аутогенная тренировка или аутотренинг (от греч. autos - сам, genos - род, самостоятельно развивающийся) - это особая методика самовнушения на фоне максимального мышечного расслабления. Аутотренинг был предложен австрийским психиатром Иоганном Шульцем в 1932 году. Данный метод был изучен особенно тщательно, в сравнении с любой другой аналогичной техникой. В настоящее время существуют самые различные модификации этого метода. Классическая методика И. Шульца включает шесть стандартных упражнений:

1. Направленная мышечная релаксация посредством образного ощущения тяжести в такой последовательности: правая рука - левая рука - правая нога - левая нога - туловище.

2. Навык произвольного расслабления кровеносных сосудов. Когда мысленно пробуем ощутить тепло в теле. Последовательность та же: правая рука - левая рука... туловище.

3. Совершенствование навыков произвольного дыхания.

4. Произвольное расширение кровеносных сосудов внутренних органов.

5. Произвольное изменение частоты сердечных сокращений в сторону учащения или замедления.

6. Управление сосудистыми реакциями в области головы, направленное на сужение кровеносных сосудов. Для этого используется представление прохлады, ветерка в области лба и висков.

Задача аутотренинга - снятие нервно-психической напряженности, быстрое восстановление сил, управление эмоциональным состоянием. Применяется этот метод также для ослабления неприятных ощущений. Более подробную информацию по данному методу саморегуляции можно найти в любом пособии по аутотренингу. Мы же предлагаем некоторые упражнения с элементами аутотренинга для групповой работы:

1. Краткий аутотренинг. Каждый участник садится в удобной позе. Ведущий предлагает следующую инструкцию: «Дышите ровно. Расслабьтесь. Вы ощущаете приятную тяжесть в ногах и руках. Ваши веки становятся тяжелыми. Дышите ровно, глубоко. Вы ощущаете приятное тепло в вашем теле. Вы ощущаете приятную тяжесть в руках и ногах. Ваши веки становятся еще тяжелее. Дышите ровно, глубоко. Вы перестаете ощущать свои ноги и руки. Вы парите в воздухе. Перед Вашими глазами всплывают самые приятные случаи из вашей жизни. Вы вспоминаете и видите перед собой самое приятное, самое хорошее, что случилось с Вами в последнее время. Теперь представьте себе по очереди каждого из нас. Вы чувствуете себя полными бодрости и энергии. Сейчас я буду считать до трех. При слове «Три» вы откроете глаза и будете чувствовать себя свежими и бодрыми. Раз, два, три...»

2. Коллективный аутотренинг. Начинается с обычного аутотренинга. Затем ведущий предлагает представить определенную ситуацию, в которой бы участвовала вся группа. Например, совместная прогулка за город. Каждый участник начинает мысленно представлять эту прогулку. Затем выясняется, кто как себя чувствует, кто что увидел, кого из участников прогулки легче представить, кого труднее.

3. Мысленное представление. После предварительного погружения ведущий предлагает следующую инструкцию: «Вы стоите на лугу. Еще раннее утро, но уже греет солнце. Вы чувствуете его лучи на своем лице, а мягкий ветер Вам что-то шепчет. Вы идете через поле к небольшому холму, с которого видна вся окрестность... Вы стоите на холме и видите гигантскую птицу, приближающуюся к Вам. Это огромная птица, но Вы не убегаете от нее. Это добрая птица с мягкими крыльями. Она садится рядом Вами и с неесходит маленький человечек. Он говорит, что Вы можете летать на этой птице куда угодно - можно представить желанное для каждого место... Вы возвращаетесь, маленький человечек садится и улетает».

4.«Я в группе». Инструкция ведущего - «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой левую руку соседа и подержит его руку в своей: постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг Вас, пусть каждый сосредоточит свое внимание на том, что он слышит, и что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать звуки, которые до него долетают. А теперь, еще не открывая глаз, сконцентрируйте свое внимание на ладонях соседей справа и слева, которых Вы касаетесь. Постарайтесь понять, какая ладонь теплее, какая - холоднее и запомните, была ли эта ладонь соседа слева или справа. А теперь, по-прежнему, с закрытыми глазами разнимите руки и сосредоточьтесь на своем дыхании, почувствуйте как воздух, входит и выходит через ноздри и губы, как движутся грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе. А теперь попробуйте посчитать каждый вдох и на пятом - откройте глаза».

Прогрессивная мышечная релаксация. Этот метод саморегуляции используют в положении лежа на спине или сидя в удобном кресле. Данная техника релаксации, разработанная Эдмундом Якобсоном, основывается на таком изменении физического состояния, которое вызвало бы позитивные изменения в мозге и висцеральной нервной системе. Ментальные образы используются для снижения чувствительности к стрессовым, беспокоящим факторам и ситуациям. Он предложил программу, которую многие бихевиоральные психотерапевты адаптировали для лечения большого числа психоэмоциональных и физических расстройств [4].

Медитация. Существует много форм и типов медитации от сложных до удивительно легких. Мы будем рассматривать медитацию, как удобный метод, который должен помочь обрести внутреннее равновесие при стрессовых состояниях психики. Поэтому приведенные ниже техники медитации очень просты и безопасны. Можно практиковать каждый предложенный вид медитации, пока не найдется наиболее эффективный, удобный и отвечающий личностным предпочтениям и требованиям старшеклассника.

1. Медитация под музыку. Выберите место, где можно спокойно сесть, закрыв глаза и послушать свою любимую музыку. Это должна быть классическая музыка или специальные композиции для медитации и релаксации. (Если включить громкий рок или поп-музыку, то медитативного состояния, конечно, не достигнешь, но можно будет динамично подвигаться, потанцевать.) Пока звучит выбранная Вами классическая или медитативная композиция, дайте волю своим мыслям. Не пытайтесь их контролировать просто слушайте - и Вы увидите, куда они вас приведут. Пусть музыка льется вокруг Вас. Возможно, Вам будет легче, если Вы воспользуетесь наушниками. Когда музыка закончится, некоторое время послушайте тишину и почувствуйте, насколько Вы расслаблены.

2. Медитация на прогулке. Отправьтесь один на прогулку - желательно в парк или сквер. Эта прогулка не должна иметь цели, кроме релаксации. Это не пробежка, не выгул собаки - это прогулка для того, чтобы расслабиться. Не рассматривайте окружающих - Ваше внимание направьте так, чтобы видеть куда Вы идете, но при этом не концентрируйте свой, взгляд на чем-то конкретном. Не гоните от себя мысли, но при этом всегда старайтесь помнить, что Вы гуляете лишь для того, чтобы медитировать. Почувствуйте движение своего тела, ощутите воздух, аромат растений. Дышите свободно, используя брюшное дыхание. Время от времени делайте глубокий вдох, чтобы высвободить напряжение, которое может у Вас возникнуть. Эту медитацию желательно делать 20-30 минут хотя бы пару раз в неделю.

3. Медитация на предмет. Возьмите какой-нибудь небольшой и предмет, который Вам нравится - статуэтку, детскую игрушку, ракушку и т.д. Положите этот предмет перед собой на близком расстоянии, внимательно его изучите. Замечайте каждую мельчайшую деталь. Закройте глаза и представьте себе этот предмет. Пройдитесь по всем его деталям. Откройте глаза и снова посмотрите на этот предмет. Может быть, теперь Вы увидите в нем что-нибудь новое, чего раньше не замечали. Закройте глаза и вновь представьте себе этот предмет. Продолжайте медитацию в течение 10 минут и увидите, что она действует расслабляюще.

Все выше предложенные техники медитации рассчитаны на то, чтобы их выполняли с ощущением полной свободы и безопасности. В таком случае медитация становится легкой в исполнении и приносит большую пользу. Это лучшее средство при работе со стрессами.

 

Заключение

 

Личностные свойства: ответственность, уверенность,напористость,рефлексивность, тревожность - являются по своей природе регуляторно-личностными и могут быть описаны специфичными профилями индивидуально-типических особенностей саморегуляции.

Выделены два новых стиля саморегуляции. Ответственный стиль характеризуется гармонично высоким развитием всех компонентов саморегуляции, что обеспечивает его эффективность. При развитой напористости высоко развито моделирование значимых условий достижения целей, программирование действий, что может компенсировать характерное для напористости снижение до среднего уровня остальных показателей саморегуляции. Остальным рассмотренным свойствам соответствуют раннее выделенные стили саморегуляции — оперативный, автономный или их сочетание.

Личностные акцентуации характера (по К.Леонгарду) описаны с точки зрения типичных проявлений индивидуальных особенностей саморегуляции и регуляторно-личностных свойств.

Показана принципиальная возможность развития эффективных стилей с высоким уровнем саморегуляции для всех типов личностных акцентуаций характера. В тоже время анализ частоты проявления эффективных стилей показал неравноценность различных типов личностных акцентуаций с точки зрения возможностей стихийного формирования высокой саморегуляции.

Определены основные пути формирования эффективной личностной саморегуляции в юношеском возрасте - это повышение степени и осознанности саморегуляции, а также развитие регуляторно-личностных свойств, в частности ответственности, самостоятельности, уверенности, гибкости.

 

Список использован  н  ой литер  атур  ы

1. Общая и социальная психология: учебник / М. И. Еникеев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА - ИНФРА - М, 2015. - 639 с.

2. Заводчиков, Д.П., Манякова, П.О. Взаимосвязь саморегуляции и личной профессиональной перспективы // Образование и наука. – 2018. – Т. 20, № 1. –Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyazsamoregulyatsii-i-lichnoy-professionalnoy-perspektivy-studentov/viewer.

3. Леонтьев, Д.А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 62. – С. 18-37

4. Моросанова, В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. – М., 2010. – 519 с

5. Аутотренинг и психологическая саморегуляция [Электронный ресурс] // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: https://si-sv.com/publ/32. – 02.03.2015.

6. Немов, Р. Психология. Кн. 2 [Электронный ресурс]. В 3 кн. Кн. 2: учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. Немов. – 2-е изд. – М.: ВЛАДОС, 1995. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/nemov2/09.php. – 17.02.2015.

7. Сидоров, С.В. Усиление роли дополнительных функций в школьном инновационном менеджменте [Текст] / С.В. Сидоров // Социосфера. – 2010. – № 3. – С. 55-60.

8. Бабинцева Л. Н. Развитие индивидуального стиля саморегуляции и его параметров у студентов психологов за время обучения в вузе // Методология современной психологии / под ред. В. В. Козлова, А. В. Карпова, В. А. Мазилова, В. Ф. Петренко. М.: Ярославль: ЯрГУ, ЛКИИСИ РАН, МАПН. 2016. Вып. 6. 2016. С. 3–13.

9. Зобков А. В., Турчин А. С. Саморегуляция учебной деятельности: монография. Владимир: изд-во Владим. гос. ун-та им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; Иваново: Иван.гос. ун-т, 2013. 250 с

10. Бильданова В.Р. Приемы психологической саморегуляции в деятельности учителя / Научно‒методический электронный журнал «Концепт». ‒ 2013. ‒ Спецвыпуск №1. ‒ С. 30.

11. Карпов А. А., Карпов А. В. Взаимосвязь психометрического интеллекта с организацией метакогнитивных процессов и качеств личности // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 2. С. 69–78.

12. Леонтьев Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18–37. DOI: 10.17223/17267080/62/3

13. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 7. URL: https://psystudy.ru

14. Martinez S., Davalos D. Investigating metacognition, cognition and behavioral deficits of college students with acute traumatic brain injuries // Journal of American College Health. 2016. Vol. 64, Issue 5. P. 390–396. DOI: 10.1080/07448481.2016.1167057

15. Назаров А.Н., Прохоров А.О. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Материалы Третьей Междунар. науч. конф. Казань, 2018.

16. Прохоров А.О. Образ психического состояния // Психология психических состояний: сб. статей. Вып. 8. Казань, 2011.

17. Прохоров А.О., Чернов А.В. Рефлексия и психические состояния студентов при разных формах учебной деятельности студентов // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 6

18. Корсакова Н.К. Нейропсихология внимания и задача Струпа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - № 3. - С. 26-33.

19. Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека – Москва: Наука, 2001. – 192 с

20. Ковальчук В.К. Ценностно-смысловая сфера личности российских студентов // Образование и право. 2018. № 11. – С. 276-281.

21. Психолого-педагогические основы профессионального развития личности в условиях регионального образования: сборник статей VI Международной научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2013. – 120 с. [5]

22. Плякина Е. В., Хмелькова М. А. Структура психологической компетентности: определение и диагностика // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 57–62. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.57

23. Плякина Е. В., Хмелькова М. А. Структура психологической компетентности: определение и диагностика // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 57–62. DOI: 10.25586/RNU.HET.19.05.P.57

24. Лингевич О. В., Копытов А. Д. Формирование коммуникативной компетентности в процессе преподавания психологических дисциплин у студентов – будущих педагогов // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2015. № 3. С. 141–146

25. Ботова Т. А. Развитие психологической компетентности студентов средствами саморегуляции // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2010. № 6. С. 227–231

26. Фокина И. В., Щеголева Е. В. Рефлексия как условие формирования психологической компетентности у студентов – будущих педагогов // Перспективы науки и образования. 2015. № 1. С. 101–106.

27. Черёмухина К. С. Сравнительная характеристика компонентов коммуникативной компетентности студентов психологического и юридического факультетов // Психология в экономике и управлении. 2013. № 2. С. 169–174.

28. Бабинцева Л. Н. Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции и осознанной саморегуляции у студентов-психологов // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. Т. 23. № 1. С. 31–35.

29. Гаранина Ж. Г. Роль аутопсихологической компетентности студентов-психологов в процессе профессионального саморазвития // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2018. Т. 18. № 2. С. 228–235. DOI: 10.15507/2078-9823.042.018.201802.228-235

30. Андронникова, О.О. Особенности взаимосвязи различных типов жертвенной позиции и эмоционального интеллекта / О.О. Андронникова, П.С. Герасимова // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 118–125.

31. Yerofeyeva R. Zh., Pfeyfer N. E., Basharkina E. A. Formation of readiness of the physical education teacher of schoolchildren in Kazakhstan // Opción, 2019, vol. 35, no. 90–2, p. 755–771. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41752364

32. Aimaganbetova O., Sagnayevab T., Zholdassovac M., Ahmetovad M., Nurbekovae Zh., Naurzalina D. Empirical Research of Psychological Readiness for Student Psychologists’ Professional Activity // Procedia – Social and Behavioral Sciences, 2015, no. 171, p. 190–197. DOI: 10.1016/j. sbspro.2015.01.106. URL: https://www.researchgate.net/publication/271710650_Empirical_Research_of_Psychological_Readiness_for_Student_ Psychologists’_Professional_Activity

33. Мешкова И. В. Способность самоуправления как диагностический критерий личностно-профессионального развития студентов педагогического вуза // Вестник Томского государственного университета. 2015. № 1(154). С. 16–21. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=22894077

34. Пучкова И. М., Петрик В. В. Диагностика психологической готовности студентов к профессиональной деятельности // Учёные записки Казанского университета. 2015. Т. 157. № 4. С. 245–252. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24332706

35.. Старовойтова Л. И., Аришина Э. С. Методика формирования психологической готовности студентов социального университета к профессиональной деятельности // ЦИТИСЭ. 2019. № 2 (19). С. 47. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506017

36. Моросанова В. И. Индивидуальные особенности осознанной саморегуляции произвольной активности человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 36–45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/individualnye-osobennosti-osoznannoysamoregulyatsii-proizvolnoy-aktivnosti-cheloveka

37. Popov L. M., Ustin P. N. (Russia) Formation of psychological readiness for higher educational institutions student professional activity // The Social Sciences. 2015, vol. 10, no. 4, p. 418–420. https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/105845. DOI: 10.3923 / sscience.2015.418.420. URL: https://www.researchgate.net/publication/286467283_Formation_of_psychological_readiness_for_higher_educational_institutions_student_ professional_activity

38. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 127–140. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26330312

39. Кузьмина С. В. Формирование психологической готовности студентов к эффективной профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2011. № 10. С. 24–28. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=19326277

40. Мешкова И. В., Завьялова Л. П. Адаптивный копинг как ресурс формирования психологической готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2019. № 3 (49). С. 163–171. DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2019-49-3-152. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41223926

41. Абульханова К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 2. - С. 5-18.

42. Гунзунова Б.А. Субъектная саморегуляция личности профессионала / Б.А. Гунзунова // Вестник Бурятского государственного университета. – 2015. - № 5. – С. 3-7

43. Прыгин Г.С. Неклассическая психология: психология субъектной реальности / Г.С. Прыгин. – Наб. Челны: Изд-во НГПУ, 2018. – 268 с.

44. Назаров А. Н. Методика изучения эффективности саморегуляции психических состояний / А. Н. Назаров, А. О. Прохоров // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы: материалы 3-й Межд. науч. конф. Казань, 8-10 ноября 2018 г. / отв. ред.: Б. С. Алишев, А. О. Прохоров, А. В. Чернов. Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2018. С. 361-364.

45. Тарасова Л. Е. Самоотношение как детерминанта субъективного благополучия личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13. № 3. С. 86-89

46. Wakslak C. J. Representations of the self in the near and distant future / C. J. Wakslak, S. Nussbaum, N. Liberman, Y. Trope // Journal of Personality and Social Psychology. 2008. Vol. 95 (4). P. 757-773.

47. Strauman T. J. Treatment of depression from a self-regulation perspective: basic concepts and applied strategies in self-system therapy / T. J. Strauman, K. M. Eddington // Cog

48. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. – М.: URSS: Ленанд, 2010. – 316 с.

 

Пр иложение 1. Модифицированный опросник «Личностный профиль по Айзенку»

1.Вы цените способность побыть наслинссо своими мыслями?

Вы склонны к чрезмерной сознательности?

2. Вы считаете, что в состоянии делать разные вещи не хуже, чем большинство других людей?

3. Вы смогли бы упрекнуть своего друга, если бы в чем-то не одобряли его повеления?

4. Вы краснеете чаше, чем большинство людей?

5. Вы часто философствуете на темы человеческого существования?

6. Вы обычно приходите вовремя на назначенные встречи?

7. Вы считаете, что вам почти нечем гордиться?

8. Вы стараетесь идти своим путем, даже, несмотря на противодействие?

9. Можете ли вы сказать, что переживания почти никогда не могут нарушить ваш крепкий сон?

10. Вы часто пытаетесь отыскать причины тех или иных поступков людей?

11. Вы живете по принципу «сели работа стоит того, чтобы се делать, то нужно делать се хорошо»?

12. Вы часто л) маете о себе как о неудачнике(ис)?

13. Гели кто-то лезет без очереди, вы каким-то образом реагируете на это?

14. Вы человек, как правило, спокойный, которою нелегко огорчигь?

15. В газете вы предпочитаете спортивные новости, а не колонку редактора?

16. 11а вас всегда можно положиться?

17. Вы страдаете от чувства неполноценности?

18. Если бы кто-то рядом курил, и вас это раздражало, вы смогли бы попросить прекратить курение?

19. Вы иногда чувствуете, что на вашу долю выппо столько трудностей, что просто невозможно их преодолел ь?

20. Вам нравиться решать головоломки?

22. Вам нравиться жить так, чтобы каждый лень ск.тхтыватся как бы сам собой?

23. В целом вы человек вполне уверенный в себе?

24. Вы согласны с тем, что надо бороться за свои права, иначе есть риск потерять их совсем?

25. Часто ли жизнь утомляет вас?

26. Вы часто бываете настолько поглощены каким-то вопросом или проблемой, чю не перестаете ду мать об этом до тех пор, пока не придете к удовлетворяющему вас решению?

27. Вы часто откладываете дела до последней минут ы?

28. Вас часто посещает желание стать другим человеком?

29. Вы настойчивы в выражении своего мнения?

30. В детстве вы боялись темної ы?

31. Вы часто пофужаетесь в свои мысли, что не замечаете происходящее вокру г?

32. У вас есть склонность, чтобы иногда «пускать все на самотек»?

33. Если бы вам предстояло высту пить с речью, вы бы сильно волновались за у спех дела?

34. Вы обязательно будете жаловаться, если вам продали некачественный товар

35. Вас часто беспокоит ощущение, будто вы чего-то хотите, но не знаете, чеі о именно?

36. Столкнувшись с новыми идеями, вы реагируете на них, пытаясь анализировать, насколько они соот ветел ву ют вашей точке зрения?

37. Вам трудно заставить себя занимал ься делом, требу юшеіі большой и длилсльной сосредоточенности?

38. Вы находите в себе много такого, что будь такая возможность, вам хотелось бы изменить?

39. Вы придерживаетесь своих взглядов менее строго, чем дру і ие люди?

40. Вас часто бросает в дрожь и пот, когда предстой г какое-то сложное и ответственное дело?

41. Вы когда-нибудь пробовали писать стихи?

42. У вас обычно уходи г много времени на то.чтобы что-то начать?

43. По вашему мнению, вы весьма популярны в обществе?

44. Вы побаиваетесь людей, обладающих властью?

45. Вы часто боитесь каких-нибудь вещей или людей, хотя заранее уверены в том.что они дія вас совершенно безопасны?

46. Вам доставило бы удовольствие участвовать в проекте, который потребовал бы от вас многих часов библиотечной работы?

47. Вы часто забываете о разных мелочах, которые должны были сделать?

48. Вы твердо уверены в своих решениях?

49. В детстве вы обычно послушно выполняли то, что вам говорили взрослые?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: