Ортодромическая системы является обобщающим случаем сферических координат. Вместо «настоящих» меридианов и параллелей, как в географических системах, используются меридианы и параллели условные, наиболее удобно расположенные относительно маршрута полета.
В ортодромических системах осями являются две ортодромии, перпендикулярные друг другу в начале системы координат. В зависимости от того, как направлены эти оси и где расположено начало системы координат, различают две их группы.
а) Главноортодромические.
Начало обычно размещается в ИПМ, а одну из осей, называемую главной ортодромией, направляют вдоль маршрута. Например, так, чтобы она проходила и через КПМ, либо вблизи всех ППМ. Главная ортодромия является экватором такой условной сферической системы координат. Вторая ось направляется вправо от направления полета.
Координаты могут быть выражены как в линейной мере (в километрах), так и в угловой мере, аналогично широте и долготе
Рис. 23.4 Главноортодромическая система координат.
Преимущество главноортодромической системы состоит в том, что она используется одна на весь маршрут. Можно заранее рассчитать в этой системе координаты ППМ и близко расположенных радиомаяков, определять МС. Недостаток же ее заключается в том, что по значениям координат, например X и У, невозможно судить непосредственно о расположении ВС относительно ЛЗП. Даже при точном следовании по маршруту обе координаты будут изменяться, поскольку маршрут имеет изломы и участки маршрута, как правило, не совпадают ни с одной из осей. Вместе с тем, такие системы координат применяются в пилотажно-навигационных комплексах некоторых типов ВС. Система координат такого типа может использоваться и при внемаршрутных полетах, когда полеты выполняются в ограниченном район, например, при выполнении авиационных работ. В этом случае начало системы координат располагают в одной из точек этого района (например, на аэродроме вылета), а оси направляют по меридиану и перпендикулярно к нему (по касательной к параллели).
|
б) Частноортодромическая система координат..
Эта система координат для каждого участка маршрута своя. Одна из осей (ось S) направляется по ЛЗП данного участка в направлении полета, а вторая ось (ось Z) - вправо от нее.
В зависимости от того, где расположено начало системы координат, различаются два варианта таких систем.
В первом случае начало системы координат, то есть точка, где обе координаты равны нулю, располагается в начальном ППМ данного участка маршрута, то есть в том ППМ, от которого летит ВС (рис.23.5,а).
Рис.23.5. Частноортодромические системы координат.
В этом случае координата Z совпадает с линейным боковым уклонением (ЛБУ), а координта S - с пройденным от ППМ расстоянием.
ЛБУ - это расстояние от МС до ЛЗП, измеренное, разумеется по
перпендикуляру к ЛЗП. Измеряется ЛБУ в километрах и считается
положительным при уклонении вправо и отрицательным при уклонении
влево, то есть знак ЛБУ соответствует знаку координаты Z. ЛБУ
соответствует английский термин cross-track error, сокращенно
обозначаемый как ХТЕ.
Пройденным расстоянием Sпр, называется расстояние между ППМ, от которого летит ВС, и проекцией МС на ЛЗП, то есть основанием упомянутого выше перпендикуляра. Обратите внимание, что Sпр измеряется вдоль ЛЗП и вовсе не является длиной пути ВС от ППМ до текущего МС. Если ВС развернется в середине участка и вернется в ППМ, Sпр будет равно нулю, независимо от того, какое расстояние пролетело ВС.
|
Такой выбор системы координат удобен для экипажа. Если он знает Z и S, то он знает, насколько ВС уклонилось от ЛЗП и насколько он удалился от ППМ. Зная длину участка маршрута, легко определить и оставшееся расстояние S ОСТ. Очевидно, что для точного следования по ЛЗП необходимо стремиться выдерживать Z =0.
Во втором случае (рис.23.5, б) начало системы координат находится в конечном ППМ участка на котором летит ВС. Координата Zпо-прежнему соответствует ЛБУ, а координата S является отрицательной и равной по абсолютной величине оставшемуся расстоянию. Это тоже удобно. При выполнении полета S, оставаясь, отрицательной, увеличивается, то есть уменьшается по абсолютной величине. Момент, когда S станет равной нулю, будет соответствовать пролету ППМ.
Существуют такие автоматизированные навигационные системы, выдающие экипажу S и Z, в которых сам экипаж может выбрать, какой вариант расположения начала системы частноортодромических координат будет использоваться. Но большинство современных ВС оборудовано системами, в которых однозначно предусмотрен второй из рассмотренных вариантов.