. Система счисления пути предназначена для непрерывного расчета координат текущего МС, своего рода «хранения» места ВС во времени и пространстве. В алгоритмах расчёта участвуют элементы, характеризующие перемещение ВС относительно земной поверхности. Счисление пройденного пути ВС не требует внешней по отношению к системе «экипаж — ВС» информации. В этом отношении оно представляется автономным процессом, однако, как уже указывалось, это не совсем точно. Современные АНК для счисления пути используют разные по своей сложности алгоритмы, характер которых определяется степенью совершенства вычислительного устройства. Аналоговые вычислители решают задачу счисления, как правило, на плоскости, цифровые вычислительные машины ЦВМ — на сфере с учетом сжатия Земли.
В результате счисления пути рассчитывается приращение пройденного расстояния при движении ВС за время, прошедшее после последнего уточнения (коррекции) МС.
Этот процесс должен протекать непрерывно, так как любая приостановка счисления ведет к утрате навигационной информации тем большей, чем дольше отсутствовало счисление. Для восстановления текущих координат МС должна привлекаться внешняя информация о фактическом месте ВС. С этого момента (t = 0) начинается снова счисление, которое не может считаться полностью автономным, т. е. независимым от внешних источников навигационной информации.
Для реализации счисления пути выбирается система координат. Выбор этой или иной системы определяется удобством ее применения, возможностью моделирования в полете и степенью совершенства вычислительного устройства АНК. Обычно применяется частноортодромическая или прямоугольная системы координат, у которых ось OS совмещается с линией заданного пути, а OZ — перпендикулярна ей. Так как эти системы координат являются ортогональными, для их моделирования достаточно моделировать только одну ось. С этой целью используются гироскопические курсовые приборы и системы.
|
Инерциальное счисление. В качестве исходных данных оно использует составляющие ускорений движения ВС. Чувствительные элементы, изменяющие ускорение, акселерометры удерживаются в горизонтальной плоскости в течение всего полета гиростабилизированной платформой, обеспечивающей моделирование навигационной системы координат. В процессе счисления решается инерциально-навигационный треугольник скоростей, особенностью которого является необходимость аналитического учета окружной скорости суточного вращения Земли.
Счисление пути ведется по формулам:
Полученные координаты φ и λ преобразуются в частноортодромические Z, S, т.к. частноортодромическая система координат SOZ последовательно связывается с каждым участком маршрута, полученные значения ортодромических координат позволяют непрерывно получать пройденное оставшееся расстояние вдоль ЛЗП от очередного ППМ — координата S и линейное боковое уклонение ВС от ЛЗП — координата Z.
Иногда бывает удобнее, с технической точки зрения, оперировать не линейными скоростями, а угловыми. Тогда решается инерциально-навигационный треугольник угловых скоростей, повернутый относительно инерциально-навигационного на 90°. Характер же аналитических зависимостей остается тот же. На индикаторы АНС текущие координаты МС могут выдаваться как в частноортодромических, так и в географических координатах.
|
Рис. 25.1
Курсодоплеровское счисление пути. Счисление пути ВС, в основе которого лежат непрерывное измерение и учет курса, угла сноса и путевой скорости называется курсодоплеровским. Указанные параметры позволяют определить положение вектора путевой скорости относительно линии заданного пути в соответствии с введенной пространственно-временной программой полета. Соотношение, определяющее составляющие путевой скорости вдоль осей координат:
; .
где W — модуль вектора путевой скорости, спроектированный на горизонтальную плоскость; γ, α — курс и угол сноса ВС; — угол, на который развернута ось OS навигационной системы координат относительно начального меридиана, принятого за начало отсчета курса.
Следовательно, текущие частноортодромические координаты МС на момент Т будут определены значениями S и Z:
Данные путевой скорости, угла сноса и курса вводятся в вычислитель АНС непрерывно автоматически. Значение заданного путевого угла вводится или автоматически из пространственно-временной программы полета, или экипажем вручную по мере достижения очередного ППМ.
Курсовоздушное счисление основано на решении навигационного треугольника скоростей. Исходными данными для расчета являются: курс, воздушная скорость, направление и скорость ветра.
Счисление пути ВС в этом режиме ведется по формулам:
В полете курс и воздушная скорость вводятся в вычислитель АНС непрерывно автоматически от соответствующих бортовых датчиков. Величина В3 обычно вводится экипажем при полете по данному участку маршрута. Вектор ветра — его скорость и направление — вводятся также вручную. Он остается неизменным до установки новых данных ветра по мере его изменения.
|
Курсовоздушное счисление является резервным режимом работы АНС и используется в случае невозможности применения доплеровского измерителя скорости и сноса ДИСС по тем или иным причинам. При внезапном отказе ДИСС навигационная система автоматически переходит в режим «Память», при котором счисление ведется по запомненному значению вектора ветра. Скорость и направление ветра в полете непрерывно рассчитываются и выдаются на индикацию
; , (7-17)
где ψ — курсовой угол ветра.
Эти данные и используются для счисления в режиме «Память».
В тех автоматизированных навигационных системах, где не предусмотрено программирование всего маршрута целиком, возникает сложность в обеспечении непрерывности счисления пути при переходе ВС с одного участка маршрута на другой. У подобных АНС счисление ведется на каждом участке маршрута раздельно независимо от смежного. Решение этой проблемы достигается выполнением одновременного счисления пути на этапе перехода по двум частноортодромическим системам координат одновременно. При этом происходит преобразование текущих координат S' и Z' первого участка Маршрута в координаты S" и Z" второго участка
(7.18)
Для обеспечения плавного перехода с одного участка маршрута на другой разворот ВС производится заранее на ЛУР:
Счисление пути в АНС с ЦВМ. Особенности счисления пути в автоматизированных навигационных системах, построенных на базецифровых вычислительных машин, заключаются в том, что в отличие от аналоговых вычислителей вычисления здесь производятся не с непрерывными величинами, а с дискретными, поэтому расчеты имеют циклический характер. Продолжительность цикла обновления данных обычно 0,2...0,3 с.