Наиболее распространенным самолетом в гражданской авиации, оборудованным ПНК данного типа, является Ту-154. Он оборудован ПНК, который обеспечивает полет по заданной линии пути в директорном и автоматическом режимах. В ПНК применена прямоугольная система координат SOZ, моделируемая с помощью курсовой системы в режиме «ГПК». Линия заданного пути программируется поэтапно, каждый участок маршрута отдельно.
Предусмотрены следующие режимы работы:
- основной, обеспечиваемый курсодоплеровским счислением,
- памяти — вспомогательный, обеспечиваемый курсовоздушным счислением пути.
В ПНК автоматизируются следующие навигационные задачи:
- счисления координат МС,
- выполнения разворотов с заданным ЛУР;
- преобразования координат текущего МС в новую систему координат при смене участка пути;
- выработки управляющего сигнала в АБСУ-154.
В состав ПНК входят:
- датчики навигационной информации, обеспечивающие аналоговый вычислитель НВУ-БЗ данными о курсе, скорости, угле сноса и месте ВС
-точная курсовая система ТКС-П2;
- доплеровский измеритель скорости и сноса ДИСС-013;
- система воздушных сигналов СВС-ПН-15;
- радиотехническая система ближней навигации РСБН-2СА;
- система ближней навигации и посадки КУРС-МП-2;
- самолетный дальномер СД-67.
Функциональные связи в ПНК Навигационный вычислитель НВУ-БЗ объединяет работу всех элементов ПНК. Функциональные связи датчиков с НВУ-БЗ обеспечивают ввод и получение необходимой информации для вычислений, преобразования и индикации навигационных параметров, а также выработку и выдачу управляющих сигналов в систему траекторного управления АБСУ-154 (рис. 26.2)
рис.26.2
Вычислитель НВУ-БЗ получает навигационную информацию от различных датчиков:
от основного или контрольного гироагрегатов ТКС-П2 поступает гироскопический курс, который может быть исправлен поправкой, введенной на блоке дистанционной коррекции БДК-1;
от ДИСС по импульсному каналу подается информация о перемещении ВС в виде доплеровских частот для счисления пути. По аналоговому каналу — в виде постоянных напряжений, пропорциональных фактическим значениям W и УС;
от СВС-ПН-15 выдается значение истинной воздушной скорости ВС, которое используется для определения параметров вектора ветра при работающем ДИСС, а в режиме «Память» — для счисления по за. помненным в НВУ параметрам ветра;
рис 26.3
рис.26.4
от РСБН-2СА значения азимута и дальности МС используются для сравнения с преобразованными счисленными координатами ВС. В результате их коррекции и сравнения с программными координатами вырабатывается управляющий сигнал в виде .
Органы управления вычислителем НВУ-БЗ. Комплект НВУ включает в себя ряд индикаторов-задатчиков различных навигационных параметров, пульт управления и автоматический планшет.
Пульт управления НВУ (рис. 26.3) предназначен для коммутации установки координат ППМ и РМ, включения режимов счисления и коррекции МС, принудительного выполнения разворота ВС на новый курс и установки ЛУР.
Индикаторы-задатчики координат (ИЗК) (рис. 26.4) предназначены для индикации и установки координат ППМ и РМ, индикации текущих счисленных координат МС данного и преобразованных координат
Рис.26.5
рис. 26.6
последующего участка маршрута.
![]() | |||
![]() |
Индикатор-задатчик путевых углов (рис. 26.5) предназначен для установки и индикации заданных путевых углов ОЗМПУ участков маршрута.
Задатчик ИЗПУ (угол карты) (рис. 26.6) служит для установки истинного путевого угла заданного участка маршрута относительно географического меридиана радиомаяка РСБН, выбранного для коррекции МС.
Индикатор-задатчик ветра используется для ввода и индикации навигационного направления и скорости ветра, а также угла схождения меридианов.
Автоматический планшет ПА-3 предназначен для непрерывного автоматического наглядного отображения текущего МС с помощью визира на движущейся карте по маршруту и в районе аэродрома.