Классификация ПНК
Основными факторами, определившими направления развития навигационных средств и систем, а также обоснование, требований к аэронавигационному обеспечению полета по заданным маршрутам, являются:
- увеличение скоростей, высот и продолжительности полета и резко возросший в связи с этим поток информации, необходимой экипажу для качественного выполнения задания;
- уменьшение интервалов горизонтального и вертикального эшелонирования, связанное с постоянно возрастающей интенсивностью воздушного движения;
- необходимость обеспечения регулярности перевозок в различных районах нашей страны и мира практически в любых условиях метеорологической обстановки;
- появление возможности автоматизации решения большинства пилотажно-навигационных задач с обеспечением высокой точности и надежности их решения;
- необходимость повышения качества вождения ВС до уровня, удовлетворяющего международным нормативам, при сокращении численности экипажа, без штурмана на борту ВС, с сохранением высокой степени безопасности полета.
Оптимальная загрузка при полете в течение 5 ч находится в пределах 96-99 % в начале маршрута, достигая к концу полета 37-78 % от максимальной. Отсюда видно, что для повышения надежности навигации часть работы экипажа необходимо снять, т.е. ее автоматизировать. При этом автоматизация процесса самолетовождения особенно важна для ВС, выполняющих полеты на большие расстояния и в районах со слабым радионавигационным обеспечением, где для получения необходимой навигационной информации требуются значительное время и внимание.
Автоматизация решения навигационных задач в АНС. При этом основными навигационными задачами, требующими своего решения и подлежащими автоматизации, следует считать:
|
- программирование заданного маршрута и плана использования средств аэронавигационного обеспечения;
- оптимизацию траектории заданного маршрута и режима полета; счисление пути и решение задачи выполнения полета по заданной траектории;
- выдачу необходимой навигационной информации в удобной форме; выбор средств и момента коррекции счисленных координат МС и гироскопического курса ВС;
- выполнение предпосадочного маневрирования в районе аэродрома и посадки в любых метеоусловиях.
Необходимость совместного решения этих задач с целью автоматизации процесса вождения ВС по заданным маршрутам привела к слиянию двух взаимозависимых процессов: воздушной навигации — самолетовождения и пилотирования. А это, в свою очередь, привело к появлению принципиально новых автоматизированных навигационных систем — пилотажно-навигационных комплексов ПНК, построенных на базе аналоговых или цифровых вычислителей и способных решать эти задачи от взлета до посадки.
Применение ПНК, помимо повышения точности навигации, позволило оптимизировать технологию работы членов экипажа и снизить его загрузку. Особенно это касается моментов выполнения коррекции
Рис. 26.1
МС и измерения навигационных элементов, так как они требуют непосредственного участия штурмана или второго пилота в процессе промера.
Обобщенная структурная схема ПНК. В настоящее время существует значительное число различных ПНК, установленных на разных типах ВС гражданской авиации. Однако несмотря на их конструктивные различия можно определить общую схему их построения (рис. 26.1). Все они содержат схему программирования заданного маршрута (траектории) полета той или иной степени полноты и формы представления, датчики навигационной информации о положении и элементах движения ВС.
|
Вся навигационная информация, полученная от них, обобщается и обрабатывается вычислителем ПНК, формируя на выходе управляющие сигналы, подающиеся на индикаторы и в систему траекторного управления ВС. Обратная связь контроля пути с помощью датчиков внешней позиционной информации позволяет замкнуть контур процесса автоматического вождения ВС по заданной траектории полета.
Разработка ПНК велась по двум направлениям:
- ПНК, основанные на работе системы счисления пути с использованием автоматически_ измеренных параметров элементов движения ВС.
- ПНK использующие радионавигационные системы, обеспечивающие автоматизированный (директорный) полет ВС по заданной траектории на основании непрерывно получаемой внешней позиционной информации.
Все они решают больший или меньший объем навигационных задач, обеспечивая двух-, трех- и четырехмерную навигацию. О степени совершенства того или иного ПНК можно судить по информативности и уровню автоматизации процессов, а также по точности выполнения полета по заданному маршруту.
Первыми ПНК в гражданской авиации были НИ-50 и АНУ-1, установленные на самолетах Ил-18 и Ту-134. Одновременно была разработана радионавигационная система РСБН-2с, относящаяся к типу АНС-Д, которая обеспечивала вождение ВС по заданной линии пути в пределах рабочей области радиомаяка в директорном режиме.
|
Первоначально ПНК создавались на базе аналоговых вычислителей, обеспечивающих решение сравнительно простых аналитических зависимостей (установленны на Ту-154, и «Полет-1» —на Ил-62).
С появлением цифровых вычислительных машин ЦВМ расширился круг навигационных задач, решаемых ПНК в полете, повысилась и точность их решения. Для самолета Ил-76 был разработан ПНК «Купол-76», работающий совместно с ЦВМ. Существенным недостатком ПНК этого периода является их уникальность. Все они конструктивно отличались друг от друга, хотя и решали одну и ту же навигационную задачу.
Разнообразие пультов управления и индикаторов, с которыми работает экипаж в полете, привело к необходимости их стандартизации и разработке базовых навигационных комплексов (БНК) для магистральных самолетов малого БНК-1, среднего БНК-2 и дальнего БНК-3 действия. Соответственно с этим были созданы и установлены БНК-1 на самолетах Як-42 — «Ольха-1»; Ан-74 — «Мальва», а на самолете Ил-86 — БНК-2 «Пижма-1». Все они имеют почти одинаковые пульты управления, индикаторы и командные приборы.
С развитием информатики и вычислительной техники для самолетов Ил-96 и Ту-204 разработаны ПНК нового поколения — комплексы стандартного пилотажно-навигационного оборудования (КСПНО). Они значительно отличаются от предшествующих ПНК. Увеличен объем исходной навигационной информации. Повышены точность и надежность работы датчиков навигационной информации. Расширена сеть автоматизации процессов самоконтроля, включения и выключения датчиков по программе. Индикаторы нового типа выдают интегрированную, обобщенную навигационную информацию.
Получили распространение пилотажно-навигационные комплексы типа АНС-Д, использующие позиционную информацию от глобальных радионавигационных и навигационных спутниковых систем.