Часто ВС прибывают на аэродромы с интервалами, которые меньше минимально допустимых для безопасной посадки на ВПП. В этом случае ВС могут быть направлены в зону ожидания (ЗО).
Находясь в режиме ожидания, ВС должны выполнять полет в районе установленного пункта ожидания, т.е. схема полета в ЗО привязана к контрольной точке (Holding Fix). После пролета точки Fix ВС выполняет правый или левый разворот для полета по схеме ЗО. Здесь рассматриваются схемы полетов в ЗО с правым разворотом. Схемы полетов с левым разворотом располагаются симметрично по отношению к линии пути приближения ЗО.
Точки Fix зон ожидания образуют с помощью наземных радиомаяков типа NDB, VOR, VORDME. Кроме того, точка Fix может быть образована с помощью радиала и дальности, полученных с помощью маяков VORDME, установленных в стороне от точки Fix (альтернативные схемы входа в ЗО).
1). Радионавигационное средство расположено в точке Fix зоны ожидания.
![]() |
Вход в зону осуществляют согласно трем секторам, при этом допускается отклонение в 5° с каждой стороны от границ секторов.
Вход из сектора 1 (parallel entry — параллельный вход):
— достигнув Fix, ВС выполняет левый разворот и идет в направлении от радиомаяка в течение 1 мин, если высота полета 4250 м (FL140) или ниже; если высота полета выше 4250 м, время полета составляет 1,5 мин; секундомер включается при пролете Fix;
— по истечении времени выполняется левый разворот на стороне зоны ожидания для выхода на линию пути приближения или на Fix;
— после Fix выполняется правый разворот и дальнейший полет по схеме ЗО; время полета от траверза маяка 1 (1,5) мин в зависимости от высоты.
Иногда для зон устанавливается и указывается на карте единое время полета по линии пути удаления независимо от высоты полета, например, 2 мин (<^>).
При наличии маяка DME публикуют предельное расстояние от маяка по линии пути удаления, что позволяет более точно выполнить схему зоны ожидания. Общее минимальное время полета по схеме ЗО составляет 4 (5) мин при стандартном времени полета по линии пути удаления (1 или 1,5 мин).
Вход из сектора 2 (off set entry — смещенный вход):
достигнув Fix, ВС выполняет отворот влево на 30° и следует в течение 1 (1,5) мин в зависимости от высоты полета; секундомер включается при пролете Fix;
по истечении времени выполняется правый разворот для выхода на линию пути приближения;
после Fix правый разворот и полет по схеме.
Предельное удаление также может контролироваться с помощью маяков DME или радиалов маяков VOR, пересекающих линию пути удаления.
Вход из сектора 3 (direct entry — прямой вход):
— достигнув Fix, ВС выполняет правый разворот для дальнейшего следования по схеме ЗО.
Для определения сектора входа в ЗО необходимо использовать расчетчик фирмы «Jeppesen» (HOLDING PATTERN COMPUTER), инструкция пользования которым дается на самом расчетчике.
Вход в ЗО может быть осуществлен и по дуге DME, проходящей через точку Fix. Пролетев над точкой Fix, ВС входит в зону ожидания по правилам входа из сектора 1 или 3.
2). Альтернативные схемы входа в зоны ожидания с использованием VORDME.
На рисунке 30.4 представлены методы подхода к зоне ожидания, основанной на VORDME:
а) Подход по радиалу VOR, обозначающему линию пути приближения. Траектория подхода или ее последний участок сопрягается с линией пути приближения. Вход включает в себя схему полета в зоне ожидания (рис 30.4 А).
б) Подход по радиалу VOR, обозначающему линию пути приближения, с курсом, обратным линии пути приближения. После пролета контрольной точки ожидания ВС выполняет разворот в сторону ожидания на угол 30° и следует до достижения предельного расстояния по DME на линии
пути удаления; в этой точке ВС выполняет разворот с целью выхода на линию пути приближения (рис 30.4 В).
в) Подход по дуге DME, определяющей контрольную точку ожидания, со стороны, противоположной стороне ожидания. При пролете контрольной точки ожидания ВС выполняет разворот для следования по линии пути, параллельной линии пути удаления, до достижения предельного расстояния по DME на линии пути удаления; в этой точке ВС выполняет разворот с целью выхода на линию пути приближения (рис 30.4 С).
г) Подход по дуге DME со стороны ожидания. Линию пути при данном типе подхода, по возможности, не указывают особенно в случае схемы ожидания в направлении от VORDME (рис 30.4 D).
д) При ограниченности воздушного пространства может быть предусмотрен подход по дуге DME, определяющей контрольную точку ожидания, со стороны ожидания. После пролета контрольной точки ожидания ВС выполняет разворот и следует по линии пути, параллельной и обратной по направлению линии пути приближения, до достижения предельного удаления по DME и в этой точке выполняется разворот с целью выхода на линию пути приближения (рис 30.4 Е).
е) Если точка входа является контрольной в конце линии пути удаления, подход осуществляется по радиалу VOR, проходящему через контрольную точку на линии пути удаления. После пролета этой контрольной точки выполняется разворот по схеме ожидания (рис 30.4 F и G).
Подход к ЗО, основанной на VORDME, может осуществляться:
вдоль направления линии пути приближения;
по опубликованной линии пути;
с помощью радиолокационного наведения. Точкой входа в ЗО является контрольная точка ожидания или контрольная точка в конце линии пути удаления. Подход к точке входа осуществляется в первом случае по радиалу VOR, обозначающему линию пути приближения, или используется дуга DME, определяющая контрольную точку ожидания. Во втором случае подход к точке входа, как правило, осуществляется с использованием радиала VOR, проходящего через контрольную точку в конце линии пути удаления.
Радиус дуги DME, используемой для подхода к схеме ожидания, основаной на VORDME, не должен быть меньше 18,5 км (10 м.
миль).
Рис. 30.4 Схемы входа в зону ожидания с использованием VOR/DME.
3). Специальные схемы зон ожидания с использованием средств RNAV (RNAV — Area Navigation — зональная навигация).
Схемы ожидания с использованием средств RNAV можно строить с использованием одной или двух точек пути (Waypo- ints). Основываются схемы на использовании маяков VORDME и других современных средств зональной навигации. ВС должно иметь оборудование зональной навигации, одобренное государством эксплуатанта. При этом:
оборудование RNAV воздушного судна исправно;
пилот имеет знания и навыки эксплуатации этого оборудования и может достигнуть оптимальной навигационной точности;
средства обеспечения зональной навигации исправны.
Вход в обычные схемы ожидания с использованием средств RNAV или в схемы ожидания с использованием RNAV и одной точки пути аналогичен входу, предписанному для обычного ожидания.
Секторы входа в схемы ожидания с использованием RNAV и двух точек пути разделяются линией, проходящей через эти две точки. Входы со стороны каждого сектора осуществляются через соответствующую точку пути. После прохождения точки пути выполняется разворот и дальнейший полет по схеме.
Вокруг точки пути устанавливается зона определенного радиуса, значение которого всегда таково, что пилот может выбрать любую удобную линию пути приближения к контрольной точке зоны ожидания. После пролета контрольной точки пилот выполняет левую или правую стандартную зону ожидания. Полет может выполняться и по любой другой схеме, которая будет находиться в пределах указанной зоны.
Координаты точек пути определяют с точностью до секунды, а расстояния на схемах ожидания с точностью до 0,18 км (0,1 NM).
4). Правила полета в зоне ожидания.
Если ВС направляется в ЗО, то экипажу указывается:
номер зоны или ее условное наименование;
высота полета в ЗО;
расчетное время выхода из ЗО для посадки EAT {Expected Approach Time),
За исключением альтернативных схем ЗО вход в зону осуществляется только через точку Fix. За 3 мин до входа в зону начать снижение скорости Vnp до установленной для полета в зоне. Для этих целей иногда на маршрутах подхода к зонам устанавливают рубежи начала гашения скорости (SLP - Speed Limit Point). В разделе Air Traffic Control сборника фирмы «Jeppesen» имеются четыре таблицы скоростей полета в ЗО: новая и старая ИКАО, Франции и США. Каждое государство имеет право выбрать ту или иную таблицу скоростей полета. В таблице 7.2 представлена новая таблица ИКАО, на которую постепенно переходит большинство государств мира. Все развороты в зоне выполняются с креном 25° или меньше, чтобы угловая скорость не превышала 3°/сек (в зонах ожидания США крен 30°). Если при определенных условиях полета (Н и tH) Vu = 400 км/час (Vпр = 405 км/час или 425 км/час), то угловая скорость при крене 25° составляет 2,36°/сек. Практически Vиcт для указанных приборных скоростей и больших всегда выше, а следовательно, и угловая скорость значительно меньше 3°/сек.
Экипажи должны учитывать ветер, внося поправки в курс и время полета. Отсчет времени по линии пути удаления начинается над точкой Fix или на ее траверзе. Если положение траверза определить невозможно (особенно при входе в ЗО из сектора 3 при больших углах подхода к линии пути приближения со стороны Non-holding side), то отсчет - времени начинают после выполнения разворота на линию пути удаления.
Если ВС сначала выходит на предельный радиал, то оно должно следовать по этому радиалу до начала разворота на линию пути приближения. Начало разворота осуществляют после выхода на предельное расстояние от DME.
Если экипаж не может по каким-то причинам следовать правилам, установленным для конкретной ЗО, то он должен немедленно сообщить об этом службе ОВД.
Выход из ЗО выполняется через точку Fix в заданное диспетчером время. Экипаж, при этом, может скорректировать свой полет в пределах установленной зоны ожидания. При наличии радиолокационного контроля диспетчер может вывести ВС из зоны с любой точки схемы. Иногда на схеме ЗО указывается маневр покидания зоны, т.е. выход осуществляется не через точку Fix.
Если командир ВС заявляет о намерении оставаться в ЗО до улучшения метеоусловий или по другим причинам, ему это разрешается, В этом случае диспетчер может предложить самый верхний эшелон или направить ВС на другую контрольную точку.