При подготовке к международному полету и выполнении полета экипажи российских воздушных судов в основном используют следующие документы:
— сборники АНИ по международным воздушным трассам, издаваемые ЦАИ ГА РОССИИ;
— сборники АНИ фирмы «Jeppesen»;
— SUPPLEMENTS — приложения английской фирмы British Airways AERAD;
— инструкции по производству полетов по международным маршрутам;
— планшеты с маршрутными картами;
— папки справочного материала;
— бюллетени предполетной информации;
— бланки флайт-планов (если рейсы не обеспечены повторяющимися планами полетов).
Если при подготовке к полету требуется получить недостающую или более полную информацию, необходимо обращаться к сборнику AIP (Aeronautical Information Publication) государства, который является основным официальным документом, содержащим аэронавигационную и другую информацию, необходимую для обеспечения полетов иностранных воздушных судов в пределах воздушного пространства государства.
План полета (FPL – Flight Plan)
План полета представляется до начала:
а) любого полета с целью обеспечения его диспетчерским обслуживанием;
б) полета по ППП в пределах консультативного воздушного пространства;
в) любого полета в пределах заданного района, или в заданный район, или по заданным маршрутам, когда этого требует полномочный орган ОВД в целях упрощения обслуживания, касающегося полетной информации, аварийного оповещения, поиска и спасения, а также в целях упрощения координации действий с военными органами или органами ОВД соседних государств во избежание перехвата.
г) любого полета с пересечением государственных границ.
При отсутствии других предписаний со стороны соответствующего органа ОВД план полета предоставляется, по крайней мере, за 60 минут до вылета. Если план предоставляется в полете, то он должен быть предоставлен в такое время, которое гарантирует его получение соответствующим органом ОВД, по крайней мере, за 10 минут до расчетного времени достижения воздушным судном:
границы входа в диспетчерский или консультативный район;
точки пересечения ВТ или консультативного маршрута.
При задержке выполнения контролируемого полета на 30 минут после расчетного времени уборки колодок или на 1 час неконтролируемого полета FPL должен быть изменен или предоставлен новый.
Принимая план полета, диспетчер:
проверяет его на соответствие формату и соблюдение правил группировки данных;
проверяет его полноту и точность;
при необходимости предпринимает действия, которые сделают его приемлемым для целей ОВД;
сообщает составителю о принятии плана полета.
Принятый FPL не позднее, чем через 5 мин, передается на телеграф. План полета идет в адреса:
органов ОВД районов, через которые будет выполняться полет, и районов, где находятся запасные аэродромы;
АДП аэропорта назначения;
представителю авиакомпании.
Соблюдение плана полета.
Экипаж должен строго придерживаться текущего плана полета, если не был сделан запрос на его изменение и не получено разрешение на это от соответствующего органа ОВД. Если возникла чрезвычайная ситуация, требующая немедленных действий, экипаж как можно быстрее уведомляет службу ОВД о своих действиях.
При уклонении ВС от ЛЗП предпринимаются немедленные действия для выхода на линию пути.
Если ожидается, что истинная скорость между двумя контрольными пунктами изменится на ±5% по отношению к указанной в плане полета, необходимо сообщить об этом органу ОВД.
При изменении расчетного времени пролета очередного пункта доклада границы района FIR или расчетного времени прибытия на аэродром назначения больше чем на 3 мин, если не требуется другой точности, необходимо как можно быстрее сообщить о пересмотренном расчетном времени органу ОВД.
Запрос на изменение плана полета включает:
а) при изменении крейсерского эшелона: опознавательный индекс ВС, правила полета, запрашиваемый новый эшелон и крейсерскую скорость на этом эшелоне, при необходимости новое расчетное время;
б) при изменении маршрута: опознавательный индекс ВС, правила полета, описание нового маршрута, начиная с места, где начинается изменение, пересмотренное расчетное время прибытия и любая другая относящаяся к делу информация.
Если аэродром назначения меняется, дополнительно указываются запасные аэродромы.
При ухудшении погодных условий ниже минимумов ВМУ при выполнении контролируемого полета по ПВП экипаж обязан:
а) запросить измененное разрешение на продолжение полета до аэродрома назначения в ВМУ или на запасной аэродром, или выйти из пределов контролируемого воздушного пространства (для полетов по ППП или ПВП);
б) если нет разрешения по пункту «а» - продолжить полет в ВМУ и сообщить диспетчеру о своем решении, либо о выходе из контролируемого воздушного пространства для дальнейшего полета по ППП или ПВП, либо о решении произвести посадку на ближайшем аэродроме; или
в) если полет будет выполняться в пределах диспетчерской зоны - запросить разрешение на специальный полет по ПВП; или
г) запросить полет по ППП
Переход от ПВП к ППП:
а) если был предоставлен FPL, сообщить органу ОВД о необходимых изменениях в текущем плане полета (изменение правил полета);
б) получить разрешение на выполнение полета по ППП в контролируемом воздушном пространстве.
Переход от ППП к ПВП:
а) если был представлен FPL, уведомить соответствующий орган ОВД о прекращении полета по ППП и необходимости внесения изменений в план полета; при этом, составленное КВС донесение должно содержать выражение: «отменяю полет по ППП»;
б) орган ОВД, как правило, не должен давать другого ответа, кроме подтверждения: «полет по ППП отменен... (время)».
Рис.30.9. Бланк FPL (бланк плана полета)
.
Закрытие плана полета.
Доклад о прибытии делается лично или по радио незамедлительно после посадки соответствующему органу ОВД.
Если на аэродроме посадки орган ОВД отсутствует, то доклад делается ближайшему органу ОВД с помощью любых наиболее быстрых средств передачи информации.
Когда предполагается, что такой доклад после посадки сделать будет невозможно, он делается перед посадкой. Доклад о прибытии включает:
- опознавательный индекс ВС;
- аэропорт вылета;
- аэродром назначения (только в случае посадки с изменением маршрута);
- аэродром прибытия;
- время прибытия.
Невыполнение требований по докладу может вызвать серьезные нарушения в обслуживании воздушного движения и повлечь значительные расходы на проведение ненужных поисково-спасательных работ.
Практикум