Как показало наше исследование, наиболее сложными вопросами и соответственно участками работы для классного руководителя является работа с детьми «групп риска». Ведущую роль в ней занимает деятельность социального педагога. Классный руководитель выступает в качестве помощника и союзника в решении возникающих проблем. Работая с детьми «группы риска», социальный педагог проводит не только кор-рекционно-реабилитационную, но и профилактическую работу. Можно обозначить основные направления совершенство-
вания этой деятельности, в которой сотрудничество социального педагога и классного руководителя является залогом успеха.
Этими направлениями будут следующие:
— организация работы по профилактике и коррекции деви-антного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;
— смешение акцентов в профилактической и коррекцион-ной деятельности на индивидуализацию этой работы;
— учет позиции ребенка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции девиантного поведения;
— целесообразность применения в профилактической и кор-рекционной работе методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков, стимулирующих развитие положительных;
— организация работы с семьей через реализацию программ, направленных на мобилизацию нейтрализирующего потенциала семейной среды;
— организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.
Если говорить о взаимодействии классного руководителя и школьного психолога, то вопросы оказания психологической помощи ребенку и его семье являются приоритетом деятельности психолога.
Содержание психологической помощи может включать в себя:
— психологическую профилактику, заключающуюся в оказании помощи через сообщение ребенку и его семье объективной психологической информации, на основе данных которой ребенок и его родители принимают решение о том, как ее использовать;
— психологическую коррекцию, которая представляет собой, как считает Г. С. Абрамов, организованное воздействие на учащегося с целью изменения показателей его активности в соответствии с возрастной нормой психического развития и индивидуальными особенностями. Для школьников могут разрабатываться индивидуальные программы усвоения ими каких-либо видов деятельности и вхождения в различные социальные роли, программы, помогающие самореализации, проявлению и утверждению его собственного «Я», самостоятельному нахождению своего места в социальном окружении и адаптации к жизненным реалиям; "
— психологическое консультирование, способствующее достижению ребенком целей личностного развития и формирования индивидуальности;
— психотерапевтическое воздействие, имеющее целью помочь ребенку скорректировать негативные качества личности и проявление индивидуальности и развить свои сильные стороны.
Говоря о взаимодействии классного руководителя, социального педагога и психолога, необходимо отметить, что эффективность условий для нормального развития личности ребенка, формирования его индивидуальности и сплочения детского коллектива будет зависеть от реализации принципа комплексности в подходе к решению проблем учащегося, его семьи и классного коллектива.
Профессиональный диалог, сотрудничество и взаимопонимание — та основа, на которой должно строиться взаимодействие классного руководителя, социального педагога и психолога. Без этого невозможно достичь полноценного успеха в воспитании детей, разрешения возникающих проблем.
6 Классному руководителю
Глава 4 ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Как определяются цели?
Целеполагание и планирование — два взаимосвязанных и в то же время имеющих свои особенности процесса.
Проблема целей воспитания и целеполагания относится к числу наиболее важных в педагогике. Любая деятельность возникает потому, что есть цель. К чему стремится школа и каждый педагог — ключевой вопрос в воспитательной деятельности. Цели определяют принципы, содержание, формы и методы работы классного руководителя.
Педагог несет ответственность за правильность, своевременность и актуальность цели. Неверно поставленная цель — причина многих неудач и ошибок. Эффективность деятельности оценивается прежде всего с точки зрения поставленной цели, поэтому очень важно правильно ее определить.
Классный руководитель ставит самые разнообразные цели; ближайшие, средние, дальние; текущие и перспективные; реальные и идеальные; глобальные и частные; абстрактные и тактические. Он учитывает цели ребенка, родителей, педагогов, работающих в классе, привлекает всех участников воспитательного процесса к выработке, определению общих целей.
Важна не только сама цель, но и то,как она определяется, вырабатывается. В этом случае необходимо вести речь о целе-
полагании, целеполагающей деятельности классного руководителя. Однако цель становится движущей силой, если она значима для всех участников деятельности, присвоена ими. Последнее достигается в результате педагогически организованной
работы (см. схему 2).
В педагогической науке целеполагание характеризуют как трехкомпонентное образование, которое включает в себя: а) обоснование и выдвижение целей; б) определение путей их дости-i жения; в) проектирование ожидаемого результата.
От того, как осуществляется целеполагание, зависит характер совместной деятельности педагогов и учащихся, тип их взаимодействия (сотрудничество или подавление), формируется позиция детей и взрослых, которая проявляется в дальнейшей
работе.
Схема 2
ПОТРЕБНОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫРАБОТКУ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ
Целеполагание может быть успешным, если учитываются следующие требования.
1. Диагностичность, т. е. выдвижение, обоснование и корректировка целей на основе постоянного изучения потребностей и возможностей участников педагогического процесса, а также условий работы классного руководителя, деятельности коллектива.
2. Реальность, т. е. выдвижение и обоснование целей с учетом возможностей конкретной ситуации. Необходимо соотнести желаемую цель, проектируемые результаты с реальными условиями.
3. Преемственность, которая означает осуществление связей между всеми целями и задачами, выдвижение и обоснование целей на каждом этапе.
4. Согласованность, непротиворечивость целей, которая достигается через включенность в процесс целеполагания всех участников деятельности.
5. Направленность на результат, возможность «замера» результатов достижения цели, что осуществимо, если четко, конкретно определены цели воспитания.
Исследование показывает, что если целеполагающая деятельность целесообразно организована и пронизывает весь педагогический процесс, то у детей вырабатывается потребность в самостоятельном целеполагании на уровне групповой и индивидуальной деятельности. Школьники приобретают такие важнейшие качества, как целеустремленность, ответственность, деловитость, у них развиваются прогностические умения.
Цель может быть задана коллективу, ребенку извне, может быть выработана ими самими. По-разному также может идти определение способов достижения целей. Исходя из этого, опираясь на материалы проведенных исследований (О. Б. Лебедев), мы условно выделяем следующие типы целеполагания: свободное, жесткое, интегрированное (см. таблицу 1).
Кратко охарактеризуем эти типы.
При свободном целеполагании учащиеся вырабатывают, конструируют свои собственные цели, составляют план действий в процессе совместного поиска; при жестком — цели и программы действий школьникам задаются извне, идет лишь конкретизация заданий и их распределение в процессе взаимодействия. Свободное целеполагание дает многообразие по содержанию целей для личности и для группы. Они отражают индивидуальные потребности и возможности каждого, ориентируются на индивидуальное саморазвитие. При жестком це-
леполагании цели однотипны: для одних они могут оказаться заниженными, для других — недоступными, хотя внешне объединяют участников совместной деятельности. При интегрированном целеполагании цели группы могут быть заданы извне педагогом, но способы их достижения, распределение действий осуществляется в процессе совместного поиска с учетом интересов и потребностей детей-
Для конкретных групп детей и условий их деятельности реальны все типы целеполагания. Зависят они от особенностей объединения: возрастного, количественного и качественного состава группы, длительности существования, способа возникновения, доступности содержания деятельности, а также мастерства педагога. Безусловно, что наиболее эффективным является свободное целеполагание.
Так, перед классом ставится общественно значимая цель:
организация дежурства по школе, но в данном случае также возможен переход от жесткого к интегрированному, а затем и свободному целеполаганию.
Таблица 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Свободное | Интегрированное | Жесткое |
Поиск общих целей в процессе совместного интеллектуального общения | Определение целей классным руководителем | Определение целей педагогом |
Учет достигнутых результатов | Учет планируемых результатов | Учет планируемых результатов |
Ориентация на личные потребности | Ориентация на мотивы долга и учет личностных интересов | Ориентация на мотивы долга |
Коллективная разработка программы действий по реализации цели | Коллективная разработка действий по реализации цели | Программа действий задается психологом |
Это будет зависеть от того, как создаются проблемные ситуации (ситуации творческого процесса) педагогом при целепо-лагании на последующих этапах организации дежурства по школе. Важно, чтобы в процессе целеполагания каждый смог в общей цели открыть для себя личностный смысл деятельности, а это возможно на основе сотрудничества, партнерства старших и младших.