Процесс выработки, рождения целей и определения задач сложен и по времени достаточно длителен. Многое зависит от того, какие цели и задачи мы хотим определить.
В целеполагание классного руководителя условно входят следующие этапы:
а) диагностика педагогического процесса, анализ результатов предыдущей совместной деятельности участников работы;
б) моделирование целей и задач, возможных результатов;
в) организация коллективного целеполагания, совместной целеполагающей деятельности учителей, учащихся, родителей;
г) уточнение целей и задач, внесение коррективов в первоначальные замыслы, составление программы педагогических действий по их реализации с учетом предложений детей, родителей и прогнозируемых результатов.
Чтобы цели и задачи, планы их реализации были актуальными, реальными и доступными, необходимо осуществить диагностику исходной ситуации, в которой находятся участники совместной деятельности. Целесообразно изучить состояние педагогического процесса, индивидуальные и возрастные осо-
бенности детей, результаты их деятельности на предыдущем этапе, опыт организации их совместной работы, опираясь при этом прежде всего на оценку, информацию самих школьников.
Участие детей в осмыслении своего предыдущего опыта позволяет им сознательно подойти к определению общих и индивидуальных целей, достичь их гармонии.
Этап диагностики в целеполагании особенно важен, так как позволяет классному руководителю выявить наиболее значимые педагогические средства, действенные моменты в предыдущем опыте, соотнести оценки эффективности работы взрослых и детей, а следовательно, лучше понять запросы, потребности школьников, оценить совместную деятельность педагогов и учащихся с позиции самих детей.
|
На основе информации, полученной в ходе диагностики, совместного анализа работы, классный руководитель определяет первый вариант педагогических и организационно-педагогических задач.
На этом этапе целеполагание осуществляется как индиви-, дуальная мыслительная деятельность классного руководителя по выработке целей и задач, определению главных путей их достижения, Для проектирования актуальных целей и задач необходимо собрать информацию по следующей схеме:
а) каковы общие цели воспитания;
б) об особенностях цели воспитания в регионе,данном учреждении, классном коллективе;
в) какие задачи школа решала в текущем году, успешность
их выполнения;
г) о задачах, поставленных в работе с классом в текущем году, и успешности их решения;
д) к решению каких задач подошел коллектив на следующем
этапе;
е) о возможностях реализации целей, которые может предоставить школа, микрорайон, район, город и т. д.
ж) о готовности ученического коллектива крешению ближайших задач.
На третьем этапе сущность взаимодействия классного руководителя и школьников заключается в том, чтобы задачи, стоящие перед классным руководителем, его замыслы трансформировались в задачи и замыслы школьников, а проблемы, выражающие интересы детей и актуализированные на первом этапе целеполагания (на этапе диагностики), конкретно и осознанно оформились в общие цели совместной деятельности педагогов и детей. В этом случае используют различные приемы:
|
вместе с детьми вспоминают проблемы, трудности, возникшие в предыдущий период жизнедеятельности коллектива, помогают школьникам сформулировать вопросы, подсказанные этими проблемами.
Учащиеся быстрее и осознаннее воспринимают цель, присваивают ее, если то, что предлагает педагог, связано с их конкретной жизнью, с возможным результатом, с потребностями подростков скорее стать взрослыми, и выражено серьезно, значимо, доверительно, ярко и эмоционально (B. C. Безрукова).
Четвертый этап целеполагания в определенной мере повторяет второй, но по содержанию и объему работы может существенно отличаться. Здесь классному руководителю целесообразно проанализировать следующие вопросы: а) организацию взаимодействия педагогов и учащихся в процессе целеполагания; б) согласованность общих и личных целей детей, педагогических и жизненно-практических задач; в) прогнозирование, предучет интересов и потребностей детей; г) удалось ли провести свои педагогические замыслы через школьников.
Выделение этапов целеполагания весьма условно, так как все они взаимосвязаны, в реальной практике пронизывают друг друга. Описание их носит обобщенный характер и может быть применено к различным типам целеполагания. Методика целеполагания при этом будет отличаться временными рамками, набором педагогических приемов и действий детей.
Предложенные выше этапы и методические рекомендации могут быть использованы при проведении целеполагания на уровне классного коллектива, конкретной личности, на перспективу, год, период, для конкретного дела. В любом случае эффективность целеполагания определяется степенью присвоения общей цели, нахождением и осознанием в ней личностного смысла каждым учеником, а также соответствием целей и достигнутого результата.
|
Целеполагание, как правило, логично, естественно переходит в планирование работы до реализации намеченных целей •и задач.
§ 4. Каким должен быть план работы классного руководител я?
Планирование в значительной мере предопределяет результаты и эффективность работы классного руководителя. Целенаправленное и четкое, оно помогает избежать многих ошибок
и отрицательных явлений. Обоснованный план позволяет наметить общие перспективы и конкретные пути решения педагогических задач.
Как показывает практика, к плану нередко относятся лишь как к административному требованию, а процесс планирования, к сожалению, ограничивается рамками составления и написания. При таком подходе план носит формальный характер и не может быть ориентиром в деятельности. Эффективность достигаемых результатов и успех любой работы во многом зависят от того, насколько грамотно она планируется.
Предназначение плана — упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
В самом общем представлении план — документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы.
План будет помощником в работе, если при его составлении выдерживается ряд требований.
1. Целенаправленность, то есть планируемое содержание и формы работы, должны предусматривать реализацию конкретных целей и задач. Каждое дело, действие должны способствовать решению поставленных задач. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику использования.
2. Ориентация на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учет предложений школьников и родителей при планировании, изучение их ценностных ориентации.
3. План должен быть результатом совместного творчества педагогов, учащихся, родителей.
4. Связь педагогического процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означает: создание условий для применения школьниками знаний на практике;
отражение основных событий страны в жизни коллектива;
включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.
5. Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает:
— разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей;
— положительное влияние на разные стороны, свойства личности;
— включение школьников в разные виды деятельности;
— целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.
6. Предусмотрение условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.
7. Обеспечение преемственности содержания и форм деятельности: исключение неоправданного дублирования, учет предыдущего опыта, видение перспективы.
8. Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учет особенностей каждого ученического и педагогического коллективов, уровня их развития, сложившихся традиций; педагогическая обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива, каждая из которых может быть реализована конкретными делами.
9. Реальность и разумная насыщенность плана. Общий ход планирования можно представить тремя этапами:
— составление классным руководителем проекта плана (его контуров);
— коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов классным руководителем, сбор предложений, идей учащихся, родителей, учителей класса);
— внесение классным руководителем корректив в первоначальные замыслы, проект плана с учетом результатов коллективного планирования; окончательное оформление плана.
При планировании работы классному руководителю необходимо учитывать:
— результаты предыдущей работы и выводы, полученные входе анализа;
— педагогические и организационно-педагогические задачи;
— материалы, рекомендации педагогических и методических исследований по работе с учащимися и классным коллективом, родителями;
— передовой опыт страны, города, школы;
— возможности родителей, общественности;
— воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;
— традиционные праздники учебного года;
— события, факты, связанные с жизнью страны, города, села;
— события, даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;
— традиции школы, классного коллектива;
— дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;
— планы школьного коллектива;
— предыдущие планы классного коллектива и классного руководителя;
Необходимо различать планы работы классного руководителя, совместные планы педагогов и учащихся, родителей, а также планы самих детей. Естественно, что все планы взаимосвязаны. Так, план работы классного руководителя составляется с учетом тех дел, которые определены детьми, в нем отражается позиция классного руководителя по отношению к этим делам или роль в их подготовке: помощь, консультации для организаторов дела, методическая работа с активом детей, педагогами школы, родителями и т. п.
Классный руководитель может составлять различные
планы:
— план работы на год, полугодие, четверть, месяц, неделю,
день;
— план работы по важнейшему направлению на определенный период (месяц, год, несколько лет), например по нравственному воспитанию учащихся, профориентационной работе;
— план подготовки и проведения дела (родительское собрание);
— план работы с творческим объединением, с родительским
комитетом и т. п.
— план самообразования по совершенствованию педагогического мастерства.
Основным документом в работе классного руководителя является план на учебный год (полугодие). Рекомендуются следующие разделы этого плана.
1. Анализ педагогической работы за прошедший учебный год (структура анализа предлагается в следующем параграфе данной главы).
2. Задачи работы классного руководителя на новый учебный год, к определению, формулировке которых предъявляются следующие требования:
— вытекают из анализа работы;
— отличаются от задач предыдущего года;
— конкретны и реальны для выполнения;
— пронизывают всю планируемую работу с учащимися и родителями, классным коллективом.
3. Работа с коллективом учащихся.
4. Взаимодействие с педагогическим коллективом.
5. Работа с семьей, общественностью.
Общепринятой формы и структуры плана работы классного руководителя быть не может. Педагогу необходимо творчески подойти к составлению плана, учитывая особенности классного коллектива, условия школы, а также опыт своей работы. Структура и форма плана классного руководителя могут быть разнообразными, главное, чтобы они были удобны для работы и оперативной корректировки.
В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых обладает определенными достоинствами и недостатками.
Важно, чтобы форма и структура плана позволяли видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы, а также отражали взаимодействие участников педагогического процесса.
Так, например, содержание и формы работы с ученическим коллективом могут быть представлены следующим образом (см. таблицу 3),
Целесообразно использовать и такую структуру плана, которая предусматривает планирование работы не только с учащимися, но и с педагогами класса, щколы и родителями (таблица 4).
Одна из форм, используемых в практике классными руководителями, предлагается в таблице 5.
Данная форма предполагает соединение в себе перспективного, календарного и текущего планирования. При оформлении плана в тетради на каждую неделю отводится один разворот листа. Это позволяет предусмотреть основные дела на весь год и в то же время вносить дополнения и изменения.
Целесообразно составление плана индивидуальной работы с каждым учащимся, что возможно, если классный воспитатель является освобожденным от учебной работы, занимая полную ставку педагога, и имеет время для целенаправленной работы с каждым ребенком.
Приступая к планированию, необходимо помнить о том, что этот процесс длительный, не заканчивающийся написанием плана, а продолжающийся в течение года, поскольку составляются более частные, конкретные планы дел, мероприятий, да и сами планы постоянно корректируются.
Таблица 3
РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ С УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ
Задача | Основные мероприятия | Дата | Ответственные | Отметка выполнении |
Таблица 4 РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Задача | Основные мероприятия | Работа с учащимися | Работа с педагогами | Работа с родителями, общественностью |
Таблица 5
РАЗДЕЛ ПЛАНА РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Направление работы классного руководителя | Работа с ученическим коллективом | Работа с родителями, семьей | Работа с педагогами, общественностью |
Неделя | |||
Общение | |||
Здоровье | |||
Учение | |||
Досуг |
§ 5. Как организовать коллективное целеполагание и планирование в классе?
Классный руководитель является организатором коллективного планирования. Он должен предвидеть дальние перспективы и магистральные пути развития системы педагогической работы с классом, учесть возможности родителей и общественности, изменения, которые ожидаются в окружении школы. Он продумывает координацию усилий учителей, учащихся, родителей в достижении поставленных задач. Помогает школьникам ознакомиться с передовым опытом работы школы, района, города, страны, предусматривает сохранение и развитие традиций в коллективе, придает плану и планированию идейную направленность.
Руководящая роль классного руководителя в процессе планирования не означает, что детям отведена пассивная роль исполнителей, По мере развития коллектива и учащихся часть организаторских функций передается активу школьников, органам самоуправления детей: информация, полученная от них, очень часто является определяющей при выдвижении перспектив, выборе содержания и форм работы, вносит существенные коррективы в замыслы классного руководителя.
Необходимость и важность взаимодействия педагогов и учащихся в процессе планирования обусловлена также тем, что знания и опыт взрослых дополняются нестандартностью, оригинальностью детских решений.
В зависимости от условий взаимодействия классного руководителя и детей процесс планирования работы может проходить на нескольких уровнях: 1-й уровень — классный руководитель привлекает учащихся к планированию; 2-й уровень — совместное планирование педагога и детей; 3-й уровень — педагог помогает школьникам в планировании. Везде предполагается участие детей (с различной степенью активности) в анализе проделанной работы, выдвижении задач, отборе содержания и форм дальнейшей работы, обсуждении планов.
Характер и уровень взаимодействия классного руководителя и учащихся зависят от многих обстоятельств: возраста детей, предыдущего опыта планирования, подготовленности педагога, типа планирования и т. д.
Итог, показатель эффективностиуспеха этого взаимодействия можно кратко выразить следующим образом: школьники включили в план то, что им хотелось, но захотели они того, что хотел и считал целесообразным педагог.
Часто дети, участвуя в планировании, предлагают то, что уже им известно, что носит развлекательный характер. Возникает проблема: как обогатить опыт учащихся новыми идеями, формами. Ее решение зависит от умения педагога провести свои замыслы, идеи через детей и родителей в процессе планирования. С этой целью могут быть использованы следующие способы:
— предварительная разъяснительная и подготовительная работа классного руководителя с лидерами, авторитетными в коллективе учащимися, с которыми обсуждаются возможные
варианты идей и замыслов;
— выступление перед участниками планирования человека, учащегося или взрослого, который был участником или очевидцем важной для коллектива идеи, формы работы;
— встречи с коллективом, где апробирована, реализуется необходимая и педагогически целесообразная идея;
— создание проблемной ситуации, которая выводит детей, родителей на нужное решение, необходимую для коллектива
идею;
— выбор варианта, формы, средства из нескольких предложенных и обоснованных педагогом;
— включение (внедрение) классного руководителя «на равных» в работу творческих поисковых групп;
— конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей», когда педагог может внести и свою идею как рядовой
участник поиска;
— обобщение и интеграция классным руководителем идей,
высказанных детьми, родителями, когда педагог ненавязчиво включает и свою идею в обобщенный вариант;
— подсказывающие, проблемные вопросы в ходе обсуждения плана;
— проведение «акта добровольцев» по организации какого-либо дела, после чего добровольцы становятся проводниками
идей в коллективе;
— чтение и обсуждение литературы, которая может подсказать нужную идею, замысел;
— анализ проделанной работы, в ходе которого при соответствующих акцентах и специально поставленных вопросах учащиеся и родители выходят на нужную идею.
Классному руководителю важно позаботиться о том, чтобы был составлен, наглядно оформлен и доступен всем план ученического коллектива. Он часто представляет из себя план-сетку, где отражены основные дела и события класса, а также
школьные мероприятия, в которых дети решили участвовать. Лучше, если учащиеся сами выберут или создадут свою форму плана.
Таким образом, целеполагание и планирование работы классного руководителя предусматривает организацию активной и творческой работы учащихся, родителей, учителей класса. Покажем это на примере планирования работы на учебный год, которое может быть представлено следующими этапами.
1. Коллективный анализ деятельности класса с привлечением родителей, всех учащихся, учителей и определение задач на следующий учебный год — апрель-май (подробнее об этом см.
в следующем параграфе).
2. Составление анализа работы классным руководителем и формулировка задач на следующий год — начало июня.
3. Составление предварительного варианта плана работы классного руководителя с учетом педагогических и организационно-педагогических задач — июнь.
4. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем, — 1-3-я недели сентября.
4. 1. Знакомство учащихся с предполагаемыми событиями в стране в очередном году, с возможными формами участия в них детей, обзор событий школьной жизни.
4. 2. Сбор предложений в план работы:
— поиск творческими группами полезных дел (дела для нас самих, для сплочения коллектива; дела для младших, в сотрудничестве с младшими; дела на пользу окружающим людям, для школы; совместные с родителями дела);
— конкурс на лучшее предложение дела на пользу и радость окружающим по результатам «разведки»;
— анкетирование (какие дела прошлого года особенно понравились и почему, какие дела сплотят, сдружат наш коллектив, кому и как может принести пользу, радость наш коллектив);
— предложения ответственных за конкретные участки работы коллектива.
4. 3. Определение или уточнение тематики классных воспитательных часов, предложенных классным руководителем (анкета, коллективное обсуждение).
4. 4. Игра «Интерес». Этапы игры:
— предлагается написать на листочках перечень своих увлечений, любимых занятий;
— дети поочередно выходят к доске и фиксируют свои увлечения; составляется список любимых занятий учащихся
класса;
— учащиеся добровольно объединяются в группы с учетом
этих увлечений и готовят представление группы (реклама своего любимого занятия);
— каждая группа составляет план дела, действий с целью
пропаганды своего занятия и привлечения к нему одноклассников, учащихся других классов и младших школьников;
— группы защищают свои проекты, планы, идет обсуждение предложений и отбор идей в план работы классного коллектива.
4. 5. Обсуждение содержания, формы работы с родителями
и детьми на родительском собрании.
4. 6. Обработка предложений детей и родителей классным
руководителем, активом школьников и родителей.
4. 7. Обсуждение воспитательных задач, составление проекта плана на сборе актива родителей и учащихся.
4. 8. Знакомство с проектом плана всего коллектива, учителей класса.
4. 9. Сбор-старт по планированию работы коллектива:
— сообщение о проделанной работе по сбору предложений в план, об участии школьников в поиске дел, отборе этих дел
активом класса;
— коллективное обсуждение задач на новый год (актив обосновывает свой вариант задач коллектива, идет обсуждение этого варианта по группам и вырабатывается решение);
— обсуждение проекта плана на четверть (полугодие): заслушиваются мнения групп о целесообразности плана в целом, о главных делах коллектива, уточняется соответствие их задачам коллектива, обсуждается участие в общешкольных делах,
вырабатывается решение;
— выбор ответственных за проведение дел;
— выборы «совета дела» для подготовки ближайшего коллективного дела,
Рекомендации по коллективному планированию представлены в обобщенном варианте. Соблюдение этапов, постановка вопросов, сферы поиска, методические приемы существенно зависят от возраста и опыта учащихся, а также педагогического мастерства учителя.
5. Составление плана классного руководителя, конкретизация его предварительного варианта, внесение корректив с учетом материалов коллективного планирования.
Формы коллективного планирования с участием детей могут быть различными. В качестве примера можно привести сбор.
Задачи, сбора
Формирование у детей умений и навыков анализировать
деятельность коллектива.
Формирование ответственности за проводимые дела. Развитие взаимопомощи, взаимопонимания между учащимися.
Формирование настроя на совместную творческую работу в коллективе.
Подготовительная работа
Сбор информации о результатах работы классного коллектива за прошедший период.
С желающими учениками классный руководитель обсуждает ход предстоящего сбора (очень тактично проводит через детей свои идеи).
Выбирается «совет дела», члены которого будут помогать в организации работы групп.
Готовятся рисунки, жетоны и наглядные средства для каждой группы.
Ход сбора
1. Ребята, начался новый учебный год. Вы встретились друг с другом, обменялись впечатлениями о лете. Наш класс снова собрался вместе. Давайте обсудим и решим, как мы будем жить вместе в этом году. Но прежде всего ответим на вопрос: какой у нас коллектив? Существует несколько стадий развития коллектива. На какой же стадии находится наш класс — решать нам самим. Известный педагог А. Н. Лутошкин в книге «Как вести за собой» определяет стадии развития коллектива и характеризует их (на доске вывешивается плакат со схемой стадий в виде *горы», подробно характеризуется каждая из них).
2. Учащиеся разбиваются на группы, в которых обсуждают этот вопрос. Каждая группа отмечает на «горе? стадию развития и обосновывает свое решение.
3. Ребята, наш коллектив — как этот кораблик, плывущий по морю (указывается на плакат). На его пути встречаются различные преграды, черные тучи и ураганный ветер, но он смело стремится к своей цели. Давайте подумаем: а что нам мешало жить лучше в прошлом году, что нам мешает подняться выше по этой «горе»? (Вопросы обсуждаются в группах, решения записываются на «капельках», вырезанных из бумаги, которые прикрепляются к «тучам?.)
4. А что нам помогало? Что поддерживало нас в прошлом году? (Ответы записывают на «лучах солнышка».)
5. Что бы мы могли сделать, чтобы нам жилось лучше, дружнее, интереснее, чтобы добиться того, к чему стремимся? (После обсуждения листочки с записанными на них делами прикрепляют на соответствующие «волны». Листы с совпадающими предложениями наклеиваются друг на друга.)
6. Мы все — одна команда. Давайте «разместимся» по каютам нашего корабля. На одной стороне круглых жетончиков отметьте ваше настроение на сегодняшний день, а на другой — напишите о своих проблемах, которыми вы хотите поделиться с одноклассниками. (Эти жетоны приклеиваются на «иллюминаторы корабля».)
7. А теперь каждый из вас на «флажках» напишет свою микропрограмму; чему бы вы хотели научиться, чего достичь в этом году, чего вы лично хотели бы добиться («флажки» приклеиваются на «паруса»),
8. Наш кораблик с поднятыми парусами плывет по «морю дел» к заветной цели, но мы еще не так сильны, чтобы справиться самим со всеми преградами и трудностями. Кто же нам поможет в этом плавании? (Обсуждают и приклеивают листочки на «маяк».)
9. Наш корабль в море не одинок, на его пути встречаются и другие корабли. Мы живем среди других коллективов. Что же мы можем сделать для них? (Предложения учащиеся записывают на «чайках» и приклеивают около «корабля».)
10. Далее предложенные дела анализируются, наиболее
интересные отбираются для проведения. Дети определяют дела, которые будут организованы в ближайшее время, отмечая их «звездочкой». С учетом желания выбираются ответственные за подготовку и проведение каждого дела.
183^
Важно приобщать детей к целеполаганию и планированию каждого дела, проводимого в классе. Так, в 9-м классе учащиеся провели собрание, где обсудили, спланировали организацию дежурства в классе.