Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность работы классного руководителя, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. В психологии и педагогике исследователями разработаны показатели и методики, с помощью которых это можно сделать. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
— удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;
Таблица 6
СРАВНЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫКЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Название методик и показатели воспитанности учащихся | Данные в% от общего числа учащихся | |||||
5 класс | 6 класс | 7 класс | ||||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | |
1. Ситуации свободного выбора: а) направленность на себя б) направленность на других людей в) неопределенная направленность | ||||||
2. Акт добровольцев: а) дела на пользу школы б) дела для младших в) дела для себя | ||||||
3. Ранжирование мотивов; а) преобладание общественных б) преобладание личностных в) преобладание престижных | ||||||
4. Недописанный тезис: а) социально ценные ориентации б) социально негативные ориентации в) неопределенные ориентации |
— преобладающее настроение;
— взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;
|
— степень участия членов коллектива в управлении, уровень
развития самоуправления;
— сплоченность, продуктивность совместной деятельности;
— чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
— защищенность всех членов коллектива.
Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. Изучение его может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог, старший — младший, родитель— педагог, родитель— ученик, родитель— родитель. Показатели взаимодействия участников педагогического процесса могут быть охарактеризованы следующим образом:
— по взаимопознанию (объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений;
стремление лучше узнать друг друга, обоюдный интерес);
— по взаимопониманию (понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, стоящих перед педагогами и школьниками; понимание, принятие трудностей и забот друг друга; понимание мотивов поведения в различных ситуациях;
адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на
совместную деятельность);
— по взаимоотношениям (проявление такта, внимание к мнению и предложению друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность детей);
|
— по взаимным действиям (осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности;
инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость (количество, качество, скорость проделанной работы), координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга);
— по взаимовлиянию (способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий
после рекомендаций в адрес друг друга; восприятие другого как примера для подражания).
В целом о развитии взаимодействия участников педагогического процесса можно судить по обогащению содержания их совместной деятельности и общения, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей классного коллектива.
О развитии коллектива свидетельствует уровень самоуправления в ученическом коллективе (подробнее об этом см. во 2-й главе § 2).
В данном разделе кратко охарактеризованы основные показатели развития коллектива для того, чтобы классные руководители могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании
Таблица 7