Показатели развития классного коллектива (в скобках указаны методики изучения) | 5-й класс | 6-й класс | 7-й класс | |||
октябрь | апрель | октябрь | апрель | октябрь | апрель | |
1, Число изолированных детей (социометрия) | ||||||
2. Число детей (в %), оценивших отношения в коллективе (методика «Наши отношения* в приложении) | ||||||
3. Коэффициент разви-ского самоуправления (методика во 2-й главе, §2) | ||||||
4. Число детей (в %), назвавших педагога примером для подражания (анкета) |
состояния уровня развития коллектива как критерия эффективности воспитательной работы.
При диагностике коллектива необходимо помнить о мно-гоаспектности этого явления и выбирать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности воспитательной работы классного руководителя.
Для того чтобы зафиксировать динамику развития классного коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно следует заносить результаты диагностики (таблица 7).
§ 14. Как изучать эффективность педагогических средств?
Анализируя свою деятельность, классный руководитель часто задается вопросами: что же оказалось наиболее эффективным, педагогически целесообразным из того, что было организовано? Где силы были бесполезно затрачены и почему? В этой связи изучение эффективности работы предусматривает исследование организации педагогического процесса и предполагает:
|
— определение наиболее эффективных педагогических средств, обеспечивающих развитие детей, решение поставленных задач;
— выявление существующих пробелов, установление малоэффективных влияний и отрицательных воздействий в организации работы;
— установление причин, снижающих эффективность работы;
— выявление путей, способствующих развитию педагогического процесса, повышению его эффективности.
Чтобы изучить организацию педагогической работы, необходимо собрать информацию, отражающую:
а) содержание и формы деятельности классного руководи-. теля, учителей, учащихся, родителей, условия их деятельности;
б) результаты работы, то есть изменения в воспитанности детей, в отношениях между участниками педагогического процесса, в развитии коллектива и т. д.;
в) что и как из проведенного повлияло на результаты, то есть эффективность использованных педагогических средств.
Первый блок информации без труда может быть получен при анализе планов, разработок дел, рабочих записей, сделанных классным руководителем по ходу проводимой работы, в беседе
и в процессе коллективного анализа. Содержание и организация сбора информации по второму блоку изложены в предыдущих двух разделах параграфа. Сейчас целесообразно остановиться на некоторых методиках изучения эффективности педагогических средств.
Наиболее доступным методом здесь является, на наш взгляд, коллективный анализ работы класса, учащихся и родителей, педагогов. Однако его результаты полезно дополнить и уточнить с помощью других методов сбора информации. С этой целью проводятся анкеты с учащимися, родителями, учителями класса.
|
Приведем примеры вопросов, которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например конкретных дел:
— назовите самые запомнившиеся дела учебного года;
— какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе;
— организатором каких дел в классе ты был и т. п.
При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. В них чаще всего используются вопросы закрытого типа, то есть регламентирующие выбор мнений, или предусматривается использование «шкалирования» оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты.
Цель: определить, что и в какой мере является значимым для детей, влияет на их отношение к окружающему миру; изучить эффективность воспитательных средств, степеньих влияния на результаты воспитательного процесса.
Каждому ученику предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на его отношение к жизни; формирование у него положительных качеств, обстановку и психологический климат в школе.
Оценивать предлагается по следующей шкале:
6 — повлияло очень сильно;
5 — повлияло сильно;
4 — повлияло в значительной мере;
3 — повлияло, но незначительно;
2 — почти не повлияло;
1 — не повлияло;
О — совсем не повлияло;
-1 — отрицательно повлияло.
Обработка результатов. Подсчитывается средний балл из всех оценок каждого средства и определяется эффективность его
Таблица 8
№ п/п | Название средств | Степень влияния | |
А | Б | ||
Общешкольное дело *3а честь школы» | |||
Общешкольное дело * Праздник знаний и творчества» | |||
3-5 | Другие общешкольные дела (перечисляются) | ||
Уроки математики | |||
Уроки географии | |||
8-17 | Уроки по другим предметам (перечисляются) | ||
18-25 | Классные дела (перечисляются) | ||
Взаимоотношения с учителями | |||
Взаимоотношения с одноклассниками | |||
Взаимоотношения с родителями | |||
Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам | |||
Обстановка в классе | |||
Пример родителей | |||
Пример педагогов | |||
Отношение к вам ваших товарищей | |||
Ваше увлечение в свободное время | |||
35-40 | Другие средства воспитательной работы (перечисляются) |
|
влияния в сопоставлении с другими. В ходе коллективного анализа могут быть определены причины высоких и низких показателей.
Основным средством, влияющим на развитие детей, педагогов, отношения в коллективе, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах. Классный руководитель становится организатором многих дел в классе, и, конечно, его интересует успешность, эффективность каждого мероприятия, каждой формы работы в классе.