Процесс профессионального развития учителя, и в частности классного руководителя,— это специальная область изучения в педагогике и психологии, что связано с ее большой теоретической и, главное, практической значимостью. Среди многих вариантов описания процесса профессионального развития учителя мы выбрали работу голландского исследователя Дж. X. Вонка. Он выделил следующие фазы профессионального развития учителя:
— предпрофессиональную фазу (период первоначального обучения в вузе или колледже);
—предварительную фазу (первый год работы);
— фазу вхождения в профессию (второй-пятый год работы);
— первую профессиональную фазу (продолжается обычно до достижения учителем 40-летнего возраста);
— фазу переориентации в профессии (кризис середины жизни и последующие за ним годы);
— фазу инерции (начинается обычно за 3 года до ухода на пенсию).
Как показывает опыт, наибольшие трудности в выработке индивидуального стиля учителя и классные руководители испытывают на второй и третьей фазах. Получив на предпрофес-сиональной фазе знания о будущей работе в виде теории, молодой педагог переходит на фазу вхождения в профессию. Здесь развивается и вырабатывается его собственный стиль в работе, система действий, которая потом, в процессе профессионального развития, будет пополняться. Вторая фаза очень важна и для самих начинающих, и для школы, так как позволяет избежать ненужных конфликтов и неудовлетворительной работы в будущем. Успешное начало влияет на способности учителя и желание работать.
Начинающие классные руководители с самого первого дня работы, с одной стороны, имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и их коллеги с многолетним стажем, с другой стороны, учащиеся, родители и администрация ожидают от них безупречного профессионализма. Начинающие работать сразу с полной нагрузкой, они не могут уделять много
|
времени размышлениям о том, что и как они делают, набор их приемов очень ограничен и не способствует дальнейшему профессиональному росту. Тем не менее с первых дней работы в школе учитель должен находить время и способы для анализа своих действий и работы в целом. Наиболее типичными проблемами на этом этапе являются поддержание дисциплины в классе, мотивация учеников, оценивание работы учащихся, работа с родителями, выработка индивидуального подхода к детям, развитие учителя как личности в процессе работы, адаптация в школьном окружении.
По каким же признакам можно определить, что у начинающего преподавателя начался устойчивый процесс накопления педагогического мастерства и что процесс первичной адаптации
завершен?
Такими признаками являются:
1) ощущение, что педагог принят своими учениками в качестве учителя;
2) ощущение правильности выбора учительской профессии;
3) понимание своего предмета и умение преподавать его на
понятном детям уровне;
4) выработка особого подхода к каждому классу;
5) умение дать правильную и своевременную оценку. В целом это выражается в ощущении себя частью большой и сложной семьи, понимании и принятии ее традиций и культуры.
Формирование устойчивого индивидуального стиля работы происходит на первой профессиональной фазе. Именно педагоги 25-40-летнего возраста, как правило, являются наиболее активными и профессионально мыслящими классными руководителями. Переход к фазе переориентации в профессии, как правило, связан с так называемым кризисом середины жизни. В этом возрасте появляется желание и потребность передавать свой опыт молодым (так нелюбимое подростками желание «учить жизни»), материнские нотки в общении, большая независимость от обстоятельств и мнения других людей. Если классный руководитель не останавливался в своем развитии, у него открывается второе дыхание в работе, прилив творчества. Если же профессиональное развитие было остановлено, педагог как бы застывает, начинает использовать знания и методы работы, не соотнося их с изменяющейся ситуацией, превращается в демагога и начетчика. На последней фазе человек не работает, а «дорабатывает», что проявляется даже в его речи. Он не в состоянии усвоить принципиально
|
новые знания, но зато обычную работу выполняет кропотливо и полно.
Интегративным показателем эффективности процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является профессиональная творческая активность. Творчество — свойственная человеку целенаправленная деятельность, отмеченная неординарностью, оригинальностью, нестандартностью мышления, чувств, действий и направленная на получение новых существенных свойств, признаков, качеств, конечного продукта практического и умственного труда, а также на осознание собственных возможностей во всех проявлениях интеллектуальной, эмоциональной и предметной деятельности. Особое значение имеет формирование благоприятного психологического климата в коллективе, способствующего творческой деятельности классных руководителей. Характеристиками такого климата являются: эмоционально-психологический настрой, стимулирование включения в творческую деятельность, создание условий результативной деятельности, учет интересов классных руководителей. Созданию эмоционально-психологического настроя в ходе работы способствует выполнение следующих правил отношений:
|
— отношения в коллективе должны строиться как совместная творческая деятельность, при этом следует развивать демократические, диалоговые, вариативные методы общения;
— совместную творческую деятельность в коллективе должна пронизывать идея преодоления сложностей и достижения цели;
— должна реализоваться идея свободного выбора форм, направлений, видов деятельности, формирующая мотивационную сферу, развивающая творческое мышление, стремление к самостоятельным действиям, критическому оцениванию своих возможностей;
— необходимо стремиться к достижению абсолютного признания достоинства каждой личности, ее права на выбор, самостоятельную профессиональную деятельность, творчество, творческое взаимовлияние личностей.