ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ И КОЛЛЕКТИВА КЛАССА
Изучение личности учащихся и ученических коллективов должно проходить в соответствии со следующими требованиями, которые определяются, с одной стороны, основными общепсихологическими принципами, с другой — конкретными условиями учебно-воспитательного процесса.
1. Изучение должно быть направлено на выяснение особенностей процесса психического развития каждого ученика.
2. Оценка результатов диагностики психического развития того или иного ученика производится не путем сравнения этих результатов с какими-либо нормами или средними величинами, а главным образом путем сопоставления их с результатами предыдущих диагностических проверок того же ученика с целью выявления характера и величины его продвижения в развитии.
3. Исследование процесса психического развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Это необходимо для того, чтобы классный руководитель смог оперативно узнавать об изменениях в психическом
развитии учащихся.
4. Диагностика должна выявлять не только наличный, актуальный уровень развития той или иной индивидуальной особенности, но и проводиться с учетом «зоны ближайшего развития».
5. Изучение психики учащихся должно осуществляться с у" четом возрастных особенностей, т. е. задания должны предъявляться в доступной для каждой возрастной группы форме.
6. Исследование должно проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. Как отмечал С. Л. Рубинштейн, «изучать детей, воспитывая и обучая их. чтобы воспитывать и обучать, изучая их, — таков путь единственно полноценной педагогической работы и наиболее плодотворный путь познания психологии детей».
|
Использование диагностических методов необходимо классному руководителю для решения следующих задач.
1. Диагностика наличного уровня воспитанности учащихся и их способности к самовоспитанию. Прежде чем планировать воспитательную деятельность, классному руководителю необходимо иметь информацию о наличном уровне воспитанности школьников. Немаловажное значение имеет диагностика вос-
приимчивости учащихся к воспитательным воздействиям и их способности к самовоспитанию,
2. Анализ изменения уровня развития учащихся под влиянием определенных воздействий. Для того чтобы проанализировать эффективность определенных целенаправленных воздействий, классному руководителю необходимо выявить те изменения, которые произошли в их психическом развитии школьников. Используя диагностические методики, можно получить несколько срезов для их выявления, а затем на их основе оценить эффективность применяемых воспитательных воздействий. Данные, полученные с помощью методик, становятся наиболее информативными при повторных измерениях. Сравнение числовых показателей, полученных в ряде последовательных измерений, показывает направление и динамику развития изучаемого психического явления, что позволяет оценить тенденции и темп развития, эффективность обусловливающих его педагогических воздействий.
3. Анализ уровня развития классного коллектива. Эта диагностика включает в себя изучение его структуры, уровня сплоченности, психологического климата, а также положения отдельных членов коллектива в его структуре. Вся эта информация позволяет классному руководителю планировать свою работу с учетом социально-психологических особенностей класса, более эффективно использовать в своей работе лидеров, а также выявлять и устранять причины неблагоприятных педагогических ситуаций.
|
Исходя из основных задач, стоящих перед классным руководителем, он может использовать в своей диагностической работе следующие психолого-педагогические методы:
— основные (наблюдение и эксперимент);
— вспомогательные (анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности, тесты, шкалирование и др.).
Для описания психологических особенностей учащихся, а также классного коллектива могут быть использованы неэкспериментальные методы: наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности.
При необходимости измерить то или иное психическое качество или свойство применяются диагностические методы — количественные (тесты, шкалы) и качественные (педагогический консилиум).
Объяснение психических явлений осуществляется с помощью естественного, моделирующего и лабораторного экспериментов.
Залогом успешного изучения школьников и их коллективов является умелое владение всеми методами и рациональное сочетание их в соответствии со спецификой задач и условий, в которых оно проводится.