Один из основных способов скорейшего приобретения опыта работы — педагогическая рефлексия. Рефлексия (в переводе с латинского — «обращение назад») — процесс самопознания
человеком внутренних психических актов и состояний. Философское понятие рефлексии означает процесс размышления человека о происходящем в его состоянии, способность сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего. Рефлексия — это не только понимание самого себя, своего внутреннего мира, своего отношения к работе, другим людям, того, что происходит в общении с другими, но и выяснение того, как он воспринимается и оценивается другими, как другие видят его личностные особенности, эмоциональные
реакции, когнитивные особенности.
Работая с классом, классный руководитель наблюдает за тем, что происходит, решает возникающие проблемы, облекает свои наблюдения в определенную форму и таким образом набирается опыта. Затем он приводит свои наблюдения в систему, и они становятся частью его знаний о данном классе, используемых в работе. Даже если классный руководитель не извлекает никаких уроков из своего опыта, он всегда может повторить ситуацию, приведшую его к успеху, и избежать той, которая способствовала неудаче. Подобный способ базируется на методе проб и ошибок и ведет к выработке защитной реакции. Система действий при работе этим способом не может быть гибкой и приспособляемой. Для формирования гибкой системы необходимо анализировать и собственный опыт, и опыт своих коллег, извлекать из него все полезное и нужное, стараться понимать, почему тот или иной прием работает в классе хорошо и почему то, что прекрасно сработало в одном классе, ничего не дало в другом, то есть заниматься рефлексивным анализом. Набираясь опыта на основе рефлексии, педагог вырабатывает для себя гибкую систему действий, умений и навыков и приобретает солидную научную и практическую базу. Высший уровень педагогической рефлексии — размышления о себе в профессии.
|
Существует несколько основных способов рефлексивного
анализа:
— индивидуальная рефлексия (самостоятельный анализ событий дня, своих поступков, действий и реакций учеников);
— обращение к помощи наставника — более опытного учителя;
— рефлексия в группе равных по уровню квалификации
коллег.
Задача коллег — быть не судьями, а советчиками. Во всем мире сейчас наблюдается изменение парадигмы наставничества. Место контроля занимает работа по профессиональному разви-
тию более молодого коллеги; место разделения обязанностей — совместная работа; механические, привнесенные извне изменения заменяются на органические, присущие именно этому человеку; жесткое следование теории заменяется учетом профессиональной уникальности коллег.
В ходе рефлексии происходит двойное зеркальное взаимоотражение (я на самом деле, я в своих глазах, я в глазах другого).
Приведем примерный перечень вопросов, на которые необходимо найти ответы в ходе рефлексии:
— что я думаю о своей работе;
— что я думаю о детях, как я их воспринимаю;
— каковы мои особенности (личностные, эмоциональные, когнитивные);
— как я воспринимаю себя в профессии и др.
Анализ себя должен восприниматься каждым классным руководителем, вне зависимости от опыта и стажа работы, как нормальное повседневное занятие. При наличии небольшого навыка он не будет занимать много времени, но польза от него несомненна. Например, анализ, проведенный после классного собрания, поможет педагогу не только прояснить его достоинства и недостатки, в том числе и своего поведения на нем, но и ^поставить точку ». Эмоции и мысли от одной встречи с классом после «точки» не перенесутся на следующую, что снизит усталость педагога и возможность попадания в стрессовую ситуацию.
|
В ходе рефлексии следует соблюдать ряд правил:
1) сосредоточенность — не допускать никаких посторонних мыслей и не уходить по пути вызванных ими ассоциаций;
2) самоуглубленность — никто и ничто не должно отвлекать;
3) акцент на свои действия и свои эмоции.
Эмоции и чувства — обязательный элемент рефлексии. Необходимо думать или обсуждать с другими не только действия (свои и учеников), но и эмоции, которые были ими вызваны.
Для большей результативности можно проводить рефлексию наличия или отсутствия в работе классного руководителя заранее определенных параметров. Например, в работе с классом можно выделить такие параметры, как индивидуальный подход к ученикам, знание основ воспитательной работы, эмоциональное поведение учителя, активизация работы учеников, анализ и оценка своего поведения. Каждый из перечисленных параметров имеет свои характеристики. К примеру, для описания индивидуального подхода к ученикам можно выделить следующие характеристики.
Классный руководитель с высоким уровнем профессионального развития:
|
— понимает и поощряет индивидуальные различия;
— строит свою работу с учетом индивидуальных различий
учеников;
— ежедневно развивает и поощряет успешность всех учеников;
— основывает свою работу на теории обучения и новейших
научных исследованиях;
— & ходе работы группирует учеников и дает им задания, соответствующие их стилю обучения, интересам, уровню знаний
ит. д.;
— постоянно развивает свои знания об индивидуальных особенностях людей;
— знает сильные и слабые стороны учеников и эффективно
работает с другими учителями.
Классный руководитель с уровнем профессионального развития выше среднего осознает индивидуальные различия учеников, планирует большинство видов работы с учетом индивидуальных различий, создает некоторые условия для учеников, чтобы они развивались в соответствии со своим стилем обучения, периодически обсуждает с другими учителями индивидуальные особенности учеников, чтобы оказывать им помощь в обучении, изучает индивидуальные особенности людей, но не всегда использует их в своей повседневной работе, создает необходимые условия для развития всех учеников.
Классный руководитель со средним уровнем профессионального развития осознает явно выделяющиеся и наиболее часто встречающиеся различия между учениками, иногда варьирует задания и группирует учеников, иногда создает необходимые условия для работы всех в классе, при возникновении воспитательных проблем использует знания об индивидуальных различиях.
Классный руководитель с низким уровнем профессионального развития работает с «целым классом», крайне редко делает различия между учениками, демонстрирует отсутствие интереса к индивидуальным различиям между людьми, при планировании работы не учитывает потребности учеников и различные стили обучения их.
Подобные перечни можно разработать для всех характеристик работы классного руководителя. В случае их использования педагоги определяют, на каком уровне развития они находятся, и намечают пути профессионального совершенствования.
Итак, занимаясь выработкой индивидуального стиля деятельности, необходимо помнить:
— поскольку индивидуальный стиль деятельности является выражением индивидуальности человека в конкретной работе, он не может быть ошибочным;
— индивидуальный стиль вырабатывается под влиянием общих целей деятельности и представлений субъекта о ее успешности;
— наибольшая успешность деятельности обеспечивается благодаря выработанному индивидуальному стилю деятельности.
Предпосылками выработки индивидуального стиля являются:
а) наличие зоны неопределенности деятельности, благодаря чему одна и та же деятельность может выполняться-по-раз-ному;
б) желание сделать свою деятельность более успешной;
в) желание сделать свою деятельность более приятной, приносящей эмоциональное удовлетворение.
Индивидуальный стиль формируется на протяжении длительного времени, с различной скоростью утех или иных людей, но на основе общих закономерностей. Например, по данным, полученным в рамках возрастной психологии, стабилизация в карьере, предполагающая стабилизацию собственных стилей работы, происходит с 27 до 32 лет.
Таким образом, индивидуальный стиль любой деятельности, в том числе и педагогической, является средством эффективного приспособления к объективным требованиям деятельности.
Основные пути формирования индивидуального стиля могут заключаться:
а) в максимальном использовании профессионально важных качеств человека и их структур;
б) в компенсации нежелательных с точки зрения профессиональной деятельности проявлений личностных факторов.
ПРИЛОЖЕНИЕ