5. Ребенок сам справляется со школьными заданиями.
4. Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
3. Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
2. Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
1. Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
4-я шкала. Настроение, с которым ребенок идет в школу
5. Ребенок улыбается, смеется, идет в школу с хорошим настроением.
4. Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
3. Иногда бывают ухудшения настроения перед уходом в школу.
2. Случаются проявления отрицательных эмоций: тревожность, огорчение, иногда страх; обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
1. Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
5-я шкала. Взаимоотношения с одноклассниками
5. Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, много друзей, знакомых.
4. Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3. Сфера общения несколько ограниченна — общается только с некоторыми ребятами.
2. Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
1. Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один; инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к детям: ссорится, дразнится, дерется.
2. ИЗУЧЕНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Важнейшая характеристика личности школьника — ее направленность, определяющая цели, которые человек ставит перед собой, стремления, которые ему свойственны, мотивы, в соответствии с которыми он действует. Коротко направленность личности чаще всего определяется как система ее устойчивых доминирующих мотивов.
|
Направленность обнаруживается в различных сферах деятельности — учебной и трудовой, в избирательности интересов
и увлечений. Мотивы поведения интересы, убеждения учащихся неодинаковы по содержанию, глубине, прочности закрепления, действенности. Поэтому успех в воспитании в значительной мере зависит от того, насколько своевременно и правильно определены основные особенности направленности школьников.
Наиболее часто используемый учителями путь изучения направленности личности школьника, его доминирующей мотивации — наблюдение за его поступками в различных ситуациях. При этом предполагается существование непосредственной связи между поведением, поступком и мотивом, т. е. когда за поведением угадывается внутреннее побуждение. Но такая прямая связь существует далеко не всегда. Недостатки наблюдения можно в значительной степени преодолеть, если проводить его целенаправленно, фиксируя отдельные показатели мотивации учащихся по строгой системе регистрации полученных данных.
ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В качестве показателей мотивации учения могут выступать прежде всего различные признаки активности на уроках.
Вопросы ученика, обращенные к учителю, более всего отражают познавательный интерес. Другим показателем мотивации учения является стремление учащихся по собственному побуждению участвовать в деятельности, в обсуждении поднятых на уроке вопросов, в желании высказать свою точку зрения.
|
В целом для изучения мотивации учебной деятельности более целесообразен косвенный путь. Он возможен как в виде действия, так и в виде речевого высказывания.
В первом случае имеется в виду использование различных вариантов естественного эксперимента. Например, можно прибегнуть к специально подобранным ситуациям, в которых школьнику необходимо сделать какой-то реальный выбор, причем действительная цель задачи, возникающей перед учеником, может быть замаскирована. Приведем примеры таких ситуаций, предлагаемых А. К. Марковой.
«Методика с конвертами». Школьнику предлагается выбрать среди других конверт, на котором указано название самого интересного для него учебного предмета, а затем открыть и найти из лежащих там карточек ту, на которой написано наиболее интересное для него задание.
Методика «Составь расписание на неделю». Учащимся предлагается включить в расписание любое число уроков по различным учебным предметам, предусмотренным и непредусмотренным школьной программой, а также вычеркнуть из него не интересные для них уроки.
Во втором случае мотивы выявляются из речевых высказываний в процессе беседы, анкетирования, опроса.