Одна из важнейших задач школы — помочь школьникам сознательно выбрать профессию с учетом их желаний и возможностей. Работа по профессиональной ориентации невозможна без изучения профессиональной направленности учащихся.
Для изучения профессиональных интересов школьников можно использовать методы беседы и анкетирования, а также сочинения на темы «Мои планы на будущее», «Мой рабочий день через 10 лет», методики, разработанные Е. А. Климовым.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТЕМПЕРАМЕНТА ШКОЛЬНИКА
Темпераментом называют совокупность природных качеств, определяющих динамические и эмоциональные особенности психики человека: скорость, темп и ритм реакций, эмоциональную возбудимость и чувствительность. Наиболее приемлемым методом диагностики темперамента в педагогической деятельности является наблюдение.
Для определения особенностей темперамента также можно использовать различные психологические методики. Одним из самых популярных является детский вариант опросника Айзенка.
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА ШКОЛЬНИКА
Характером называют индивидуальное сочетание устойчивых свойств личности, обусловливающих типичные для нее способы поведения в определенных жизненных обстоятельствах. Знание особенностей характера ребенка позволяет с большой вероятностью предвидеть его поведение и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. Своеобразие характера человека проявляется в системе его отношений к действительности: к другим людям (общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость); к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — лень); к се-
|
бе (скромность — хвастовство, гордость — униженность);
к имуществу (щедрость — жадность, бережливость — расточительность).
Наиболее ценную информацию о чертах характера ученика педагог может получить, наблюдая за их поведением в сложных проблемных ситуациях, возникающих в процессе выполнения какой-либо деятельности. Для этой цели педагог может использовать следующую схему анализа поведения учащегося (предложенную Н. И. Курочкиным).
Отношение к делу
5 баллов — работает с увлечением, старательно, с хорошим настроением, добросовестно выполняет трудовые операции. Соревнуется с товарищами, следит за качеством выполнения задания, доводит дело до конца, проявляет заинтересованность в результатах своей работы. Умеет преодолевать трудности.
4-3 балла — работает без особого увлечения, теряет много времени на разговоры, «на раскачку», не обнаруживает особого старания, если его не контролируют; темп работы медленный, качество почти не интересует, жалуется на усталость. Проявляет упорство лишь в конце работы, когда необходимо отчитаться за результаты труда.
2 балла — работает вяло, без интереса и желания, с нетерпением ждет окончания работы. Безразличен к плохой оценке результатов своего труда. Если выполнил работу плохо, переделывать не хочет. Старается сократить объем задания.
Отношение к людям
5 баллов — при наличии высокой степени сформированнос-ти перечисленных ниже положительных качеств; 4-3 — при наличии средней степени; 2 балла — при плохой сформированно-сти указанных положительных качеств и при заметной выраженности отрицательных качеств:
|
а) наличие общественных, коллективистских устремлений и направленности поведения; внимание к товарищам, умение уважать их мнение, терпимость, умение согласовывать свои действия с действиями других; забота о людях, отзывчивость, сострадательность, доброта, стремление прийти на помощь;
мягкость чуткость; уважительное отношение к старшим;
грубость, нетерпимость, неуважительность; любитссоры, склонен находить у всех недостатки, в споре никогда не усту-
пает, подозрителен; бессердечный, жестокий, злопамятный, завистливый, злорадный, насмешливый; презрительно относится к окружающим, проявляет едкость, язвительность, дерзость;
б) общительность; любит командовать, вносить изменения в деятельность коллектива; склонен к подражанию; проявляет самостоятельность в поведении; способен влиять на других; поддается влияниям, пассивен в коллективе; готов слепо подчиняться и безоговорочно слушаться; критичен; оценивает поведение других людей с точки зрения своих моральных представлений; избегает высказывать свое мнение о поступках товарищей; в оценке ориентируется на других;
проявляет дружелюбие по отношению ко многим в коллективе или только к некоторым; избегает общения с товарищами, боится товарищей, видит в них оврагов»;
в) готов помочь товарищам в ущерб себе; оказывает помощь только избранным; оказывает помощь, если очень попросятили заставят; никогда не приходит на помощь, избегает этого;
сочувствует или злорадствует по поводу неудач других учащихся; радуется или завидует успехам других;
|
г) при конфликте не боится выступать против сильного; поддерживает только сильных; поддерживает только тех, с кем дружит, кому симпатизирует; в конфликтах уходит в сторону;
д) выслушивает и учитывает чужие мнения и желания; умеет уступить. К товарищам относится доброжелательно, внимательно, с тактом. Уступает только сильным, авторитетным; к товарищам равнодушен.
3. Отношение к самому себе
а) бескорыстен, великодушен, склонен к самопожертвованию; заботится только о своей выгоде; эгоистичен, жаден, корыстолюбив;
б) самолюбив, стремится отличиться, превзойти своих товарищей, быть первым, заслужить похвалу, поощрение; равнодушен к мнению окружающих, похвалам и порицаниям; держится <' в тени»; скромен, обидчив; любит хвастать, рисоваться.
тщеславен;
в) сильно развито чувство собственного достоинства; уверенность в себе, в своих делах и способностях; самомнение, самонадеянность, самодовольство; склонен к смущению, замешательству, боится браться за новое дело, стремится избежать нового; готов к раскаянию, смирению, самоунижению.