Эта карта-схема, предложенная Л. И. Уманским, представляет собой список специально подобранных суждений, характеризующих организованность коллектива. Независимые эксперты оценивают наблюдаемый коллектив по каждому из указанных слева и справа проявлений организованности, пользуясь специальной оценочной шкалой.
Положительные проявления организованности | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности | ||||
В коллективе имеются органы эффективного самоуправления | В коллективе нет органов самоуправления | |||||
Коллектив всегда самостоятельно выбирает се' бе организаторов для различных видов деятельности | Коллектив не в состоянии без посторонней помощи что-то сделать | |||||
Члены коллектива всегда хорошо взаимодействуют друг с другом | Члены коллектива никогда не взаимодействуют друг с другом |
Положительные проявления организованности | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности | ||||
Члены коллектива всегда оказывают друг другу помощь в работе | Никто и никогда в коллективе не оказывает помощь товарищам | |||||
Трудности, касающиеся согласования действий, всегда преодолеваются быстро | Ни одна из трудностей, связанных с согласованием действий, не преодолевается | |||||
Трудные условия, ситуации, опасности, неожиданно возникающие в работе, сплачивают коллектив | При возникновении трудностей, ситуаций опасности коллектив разрушается | |||||
Неудачи в достижении целей коллектива усиливают его стремление к ним | Неудачи в достижении поставленных целей расслабляют коллектив,ведут к отказу от них | |||||
Коллектив поддерживает устойчивые взаимосвязи, сотрудничает с другими коллективами | Коллектив не взаимодействует с другими коллективами, изолирует себя от них | |||||
Коллектив тесно связан с более широким объеди-нением школьников, охотно включается в совместную с ним работу | Коллектив не взаимодействует с более широким объединением школьников, противится налаживанию с ним деловых контактов | |||||
В коллективе доброжелательно и с участием относятся к новым членам, стараются помочь им освоиться и включиться в совместную работу | Коллектив враждебно относится к новым членам, противодействует их адаптации и включению в совместную деятельность |
|
Положительные проявления | Оценочная шкала | Отрицательные проявления организованности | ||||
организованности | ||||||
Члены коллектива легко, эффективно согласуют свои действия | Члены коллектива не способны к эффективному согласованию своих действий | |||||
Имеющиеся в коллективе группировки по личным интересам хорошо взаимодействуют между собой | Имеющиеся в коллективе группировки никогда не взаимодействуют между собой | |||||
Коллектив активно сопротивляется любым попыткам его расформирования | Коллектив относится безразлично и легко поддается расформированию | |||||
Коллектив находит оптимальный способ взаимодействия между его членами в самых различных ситуациях и условиях | Коллектив никогда не способен найти оптимальный способ взаимодействия, каких бы условий это ни касалось | |||||
В коллективе есть хорошие, способные организаторы и достаточно авторитетные лидеры | В коллективе нет хороших и способных организаторов, а лидеры такими возможностями не обладают |
|
Настоящая методика достаточно проста, не требует длительного времени для сбора и обработки информации. Методика в целом надежна при условии правильного подбора экспертов.
В качестве экспертов для оценки организованности ученического коллектива могут быть привлечены классный руководитель, некоторые учителя-предметники, организатор внеклассной воспитательной работы. При изучении старших классов в качестве экспертов могут привлекаться также учащиеся.
|
ЛИТЕРАТУРА
Абрамов Г. Е. Введение в практическую психологию. — М., 1994. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.:МГУ,1980. Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. — М.,1989. АсмоловА. Г. Личность как предмет психологического исследования. — М., 1984.
Байбородова Л. В„ Паладьев С. Л., Степанов Е. Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. — Псков,1994. Безрукова B. C. Воспитательный процесс и его организация в практике
школы. — Казань, 1982.
Безрукова B. C. Педагогика. — Екатеринбург, 1996. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.,1989. Божович Л. И., Славина Л. С. Психическое развитие школьника и его воспитание. — М.,1979.
Болдырев Н. И. Классный руководитель. — М.,1978. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. — М.,1994. Вульфов Б. З. Делать маленькое дело с большой любовью//'Социальная работа. — 1992. — № 1. — С. 54-57. Вульфов Б. З., Хозе С. Б. Педагоги и комсомольцы-школьники: творческий
союз. — М.,1987.
Вульфов Б. З., Харъкин В. Н. Педагогика рефлексии. — М.,1995. Выготский Л. С. Вопросы психологии детской игры// Вопросы психологии. — 1996. — № 6. —С. 38.
Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. З. — М., 1983. — Т. 4. — М.,1984.
Газман О. С„ Матвеев В. Ф. Педагогика в пионерском лагере. — М.,1982. Ганелин Ш. И. Классный наставник и его воспитательная работа// Классный руководитель: Сб. ст. — 1939.
Гончаров Н. К. Из истории русской школы: (Роль и место классных наставников и надзирателей в дореволюционной школе)// Советская педагогика. — 1938. —№6.
Гордин Л. Ю. Организация ученического коллектива. — М, 1984. Грановская P. M., Березная ИЛ. Интуиция и искусственный интеллект. — Л.: ЛГУ,1991.
Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. — Калининград, 1995. Гурова Р. Г. Социологические проблемы воспитания. — М.,1981. Допрофессиональная педагогическая подготовка школьников: Сущность,
методические рекомендации. — Ярославль, 1998. Дружинин ИЛ. Заботы и радости классного руководителя,— М.,1978.
Дулов А. И. Из истории вопроса о классном руководителе//Ученые записки Иркутского педагогического института иностранных языков. — Вып. 3. — Иркутск,1959.
Иванов И. П. Методика коммунарского воспитания. — М.,1990. Ильина Т. В. Педагогическое планирование в образовательных учреждениях. — Ярославль, 1995.
Ивашкин B. C. Психологическое изучение школьников (учебное пособие). — Владимир, 1990.
Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. — М.,1982. Караковский ВЛ. Воспитание гражданина: Записки директора школы
№ 825. — М., 1987.
Караковский ВЛ„ Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! — М.,1996.
Кирпичник А. Г., Ижицкий В. П. Летние объединения старшеклассников. —
М.,1984. Климов ЕА. Психология профессионального самоопределения. — Ростов-
на-Дону. 1996.
Климов ЕА. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. — Казань, 1969.
Ковалъчук МА. Социальная защита ребенка — целевая функция деятельности классного руководителя. — Ярославль, 1998.
Кон И. С. Социология личности. — М.,1967.
Комаров Э. Н., Литман АД. Мировоззрение М. К. Ганди. — М., 1969. —
С. 174-175.
Конаржевский ЮА. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управления школой. — М., 1986.
Концепция воспитания учащейся молодежи/ Сост. А. А. Бодалев, З. А. Маль-кова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. //Педагогика. — 1992. —
№3-4. —С. 11-19.
Концепция деятельности классного руководителя школ Ярославской области// Ярославский педагогический вестник. — 1997. — № 3.
Концепция системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ. /Под ред. С. Н. Чистяковой. — Ярославль, 1993.
Коротов В. М. Развитие гуманистических взглядов и утверждений: Книга
для учителя. — Самара, 1994. Краткий психологический словарь/ Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред.
А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1985. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. — Л.,
1970. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития
способностей учащихся// Вопросы психологии,— 1984. — № 1. Кумакер Л., Шейн Д. Свобода учиться, свобода учить: Пособие для учителей. — М.,1994.
Курочкин Н. И. Методы изучения личности школьника. — Ярославль, 1986. Левин К. Топология и теория поля//История психологии (10-30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты. 2-е изд. /Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Дан. —М., 1992. С. 181-190.
Лисовскии В. Т. Ключевые принципы социальной защиты молодежи// Социальная работа. — № 1 (4). — 1994. — С. 57-59. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. — М., 1986.
Лутошкин А. Н. Эмоциональная жизнь детского коллектива. — М., 1978. Малъковская Т. Н. Социальная активность старшеклассников. — М., 1988. Маркова А. К. Никонова АЛ. Индивидуальный стиль деятельности учителя// Вопросы психологии. — 1987. — № 5. — С. 40-48. МаслоуА. Самоактуализация// Психология личности: Тексты. — М., 1982.
Методики диагностики и коррекции основных компонентов педагогических способностей/ Сост. Н. П. Ансимова, Е. Г. Заверткина, Н. Г. Рукавишникова и др. — Ярославль, 1990.
Методические материалы для психодиагностического обследования ребенка 5-7 лет/ Сост. В. И. Чирков, О. Л. Соколова. — Ярославль, 1993.
Методические рекомендации к лабораторному практикуму по общей психологии/ Сост. Н. П. Ансимова. — Ярославль, 1987.
Мои жизненные и профессиональные планы: Книга для учителей старших классов/ Под ред. С. Н. Чистякова. — М., 1994.
Мудрик• А. В. Введение асоциальную педагогику: Учебное пособие. Ч. 1. — Пенза, 1994.
Наторп П. Социальная педагогика. — СПб., 1911.
Найди свое дело: Рассуждения и упражнения/ Под ред. Пауэре П., Рассел Д. —М.,1994.
Нечаев Н. Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. — М., 1985.
Никонова АЛ. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. — М.,1986.
Норакидзе В. Г. Методы исследования характера личности. — Тбили-си,1978.
Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия// Психология межличностного познания/ Под ред. А. А. Бодалева. — М.,1981. — С. 80-92.
О классном руководителе: Положение и инструктивно-методические указания. — М.,1947.
Орлов Ю. М. Самопознание и самовоспитание характера. — М.,1987. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1941—
1961)/ Под ред. Ф. Г. Паначина, М. Н. Колмакова, З. И. Равкина. — М.,1988.
Педагогика: Учебное пособие/ Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.,1995. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учебник. — В 2 ч. — М.,1996. Познай себя/ Сост. М. И. Рожков, А. В. Волохов. — М.,1993. Платонов К. К. Некоторые теоретические проблемы изучения личности//
О чертах личности нового рабочего. — М.,1963. Платонов К. К. О системе психологии. — М.,1972.
Положение о классном руководителе: Сб. приказов Министерства просвещения РСФСР. — № 36. — М., 1960.
Практические занятия по психологии/Под ред. А. В. Петровского. — М.,1972.
Радионова Н. Ф. Педагогические основы взаимодействия педагогов и старших школьников в учебно-воспитательном процессе: Автореф. дис. докт. пед. наук. — Л.,1991.
Рожков М. И. Развитие самоуправления в ученических коллективах. — Казань, 1987.
Рожков М. И. Социальные проблемы как фактор социализации учащихся// Ярославский педагогический вестник. — 1994. — № 1. — С. 16-19.
Рожков МЛ., Иванова НЛ„ Чернявская АЛ., Бекетова H£. Индивидуальный стиль деятельности учителя: Диагностика и формирование: Методические рекомендации. — Ярославль, 1995.
Сергеев К. К. Школьная психодиагностика. — Херсон, 1988.
Смелзер Н. Социология. — М.,1994.
Социально-психологический анализ школьного коллектива: Метод.
рекомендации к педагогической практике в школе/ Сост. Ю. П.
Поваренков, А. В. Матвеев. — Ярославль, 1990. Социальная адаптация учащихся. — Ярославль, 1996.
Социальная педагогика: Теория, методика, опыт исследования. — Свердловск, 1989.
Сухомлинский ВА. Неотложные проблемы теории и практики воспитания/ / ародное образование. — 1968. —. № 10. — С. 55.
Сухомлинский ВА. Методика воспитания коллектива// Избр. произв.: В 5 т. — Киев. 1979. — T. I. — С. 425-668.
Таланчук Н. М. Системно-социальная концепция школьного воспитания. — Казань,1991.
Теплое Б. М. Проблемы индивидуальных различий. — М., 1961.
Титова Е. В. Если знать, как действовать. — М.,1993.
У майский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. —
М.,1980.
Ушинский КД. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 5. — М.,1990.
Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Педагогическая антропология. Избр. пед. соч.: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова, Г. С. Костюна, Д. О. Лордкинадзе, М. Ф. Шабаевой. — T. I. — М.,1974.
Фридман Л. М., Пушкина ТА.., Каплунович ИЛ. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М.,1988.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. T. I. — М.,1986.
Чернявская А. П. Педагогическое мастерство: Учебное пособие. — Ярославль, 199 7.
Шакуров Р. Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. — М.,1990.
Щуркова Н. Е., Финданцевич Н. С. Классный час и его организация. — М.,
1981.
Оглавление