Каким образом классный руководитель может определить свой индивидуальный стиль работы? Вопрос этот непростой, и ответов на него существует множество. При всем многообразии их можно свести к одному слову — « диагностика о. Возникает следующий вопрос: «Как разобраться в огромном море диагностических методик?» Действительно, выбрать методики, простые в применении и наиболее точно отвечающие на поставленные вопросы, — задача сложная даже для специалистов. Еще более сложной может оказаться задача применения полученных результатов в жизни и работе. Поэтому диагностику лучше проводить постепенно, каждый раз увязывая получен-
ный итог с реальной жизнью и находя ответ на вопрос: «Как это помогает или мешает мне в работе?»
Диагностика биологически обусловленных особенностей.
С этой целью можно использовать методику Г. Айзенка. Описание получившегося в результате диагностики типа темперамента можно найти в книге P. M. Грановской «Элементы практической психологии» (Л., 1988).
Диагностика опыта.
Для изучения особенностей своего опыта — знаний, навыков, форм и методов работы классный руководитель может применять и диагностические методики, и рефлексию. О последней подробнее будет сказано в отдельном разделе. Из диагностических можно посоветовать методику «Хороший учитель» 1.
Инструкция. Хороший учитель. Каков он? Пожалуйста, про-ранжируйте перечисленные ниже качества (№1 — наиболее важно... № 10 — наименее важно).
1. Взаимодействует с родителями своих учеников и дает родителям возможность участвовать в жизни школы.
2. Способен поддерживать дисциплину и порядок.
3. Делится с учениками рассказами о своих успехах и неудачах.
|
4. Много занимается, чтобы знать все о своем предмете (о формах и методах работы классного руководителя).
5. Открыто признается, если делает ошибки или не знает чего-то.
6. Интересуется жизнью учеников, расспрашивает их о доме и стремится помочь, если это возможно.
7. Заставляет учеников много работать, чтобы внеклассная воспитательная работа была на высоте.
8. Доброжелателен с коллегами, стремится помочь им.
9. Использует много дополнительного материала, различные методы воспитания, чтобы сделать свою работу интересной.
10. Помогает ученикам стать независимыми и самим организовывать свое обучение.
Для более содержательного анализа полученных результатов лучше не просто проранжировать, а заново переписать пункты методики, расположив их в порядке убывания по важ-
1 Рожков МЛ„ Иванова НЛ; ЧернявскаяАЛ., Бекетова HJS. Индивидуальный стиль деятельности учителя: диагностика и формирование:
Методические рекомендации. — Ярославль: ЯГПУ, 1995.
ности. Это даст возможность сгруппировать результаты и определить, к какому типу педагогов вы относитесь. Например, начинающие учителя часто ставят на первые места пункты 2, 4, 9. У классных руководителей со тажем работы более 7-8 лет приоритет данных пунктов говорит уже о невысоком профессиональном мастерстве. Можно выделить тип учителя-методиста, у которого на первых местах будут пункты 7 и 9. «Общительный учитель» на первые места поставит пункты 6, 8, 1. Четко можно выделить типы классного руководителя, для которого важнее всего в работе его собственное <<Я»: он поставит на первые места пункты 2, 7, 9; развитие самостоятельности детей — по приоритету пунктов 10и 6. У «учителя-маски» напоследних местах будут пункты 3, 5, 6, 8. Данная методика дает большую пищу для анализа. Возможно проведение ее в группе коллег с последующим обсуждением результатов.
|
Интересна методика на самоописание «Плюс, минус, идеал». Инструкция. Возьмите, пожалуйста, чистый лист бумаги и разделите его на 3 колонки. В первой напишите 10 своих черт характера и навыков, помогающих вам в работе классного руководителя. Во второй колонке — 10 своих особенностей, мешающих вам в работе. В третьей — 10 особенностей личности и навыков «идеального», с вашей тоски зрения, классного руководителя.
Старайтесь четко следовать инструкции и написать не менее 10 характеристик в каждой колонке. При последующем анализе ответьте на вопросы:
- какую колонку было легче всего заполнить? Какую — сложнее всего? (Ответ на этот вопрос поможет вам определить, как вы относитесь к себе — позитивно или негативно, а также — на что вы прежде всего ориентируетесь в работе — на реальный образ или идеал);
- к чему ближе ваш идеал — к позитиву или к преодолению негатива;
-- насколько реально помогают в работе качества, перечисленные в каждой колонке? В какой колонке больше реально необходимых качеств;
- что можно сделать для преодоления качеств, перечисленных во второй колонке;
- что можно сделать для развития качеств, перечисленных в первой и третьей колонках;
- как «плюс» и «идеал» могут компенсировать «минус»? Важным способом работы по диагностике и развитию подструктуры опыта является участие классного руководителя
в работе методических объединений и в различных формах повышения квалификации.