Методы и приемы самостоятельной работы студентов.




СОДЕРЖАНИЕ

    стр.
1. Пояснительная записка  
2. Методы и приемы самостоятельной работы студентов. Работа с научной литературой. Стратегии смыслового чтения.  
3. Методические рекомендации по составлению конспекта.  
4. Подготовка информационного сообщения  
5. Написание реферата  
6. Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.)  
7. Написание эссе  
8. Написание аннотации  
9. Составление опорного конспекта  
10. Составление глоссария  
11. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме  
12. Составление и решение ситуационных задач (кейсов)  
13. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним  
14. Создание материалов-презентаций  
15. Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям  
16. Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям  
17. Методические рекомендации по поиску информации в сети интернет  
18. Литература  

 

Пояснительная записка

 

Методические рекомендации, составленные в соответствии с
требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, раскрывают теоретико-методологические характеристики и способы организации самостоятельной работы студентов, позволяющие более эффективно работать с учебной и научной литературой, критически осмысливать прочитанный и изученный материал.

Цель методических рекомендаций СРС – определить роль и место
самостоятельной работы студентов в учебном процессе; конкретизировать
ее уровни, формы и виды; обобщить методы и приемы выполнения
определенных типов учебных заданий, традиционных для гуманитарного
образования; объяснить критерии оценивания.

СРС – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное
(аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия (возможно частичное
непосредственное участие преподавателя при сохранении ведущей роли
студентов).

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками по профилю будущей
специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности,
развитие самостоятельности, ответственности и организованности,
творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального
уровней.

Задачи СРС:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

· углубление и расширение теоретической подготовки;

· формирование умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

· использование материала, собранного на учебно-производственной практике, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Функции СРС:

Ø развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

Ø информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на
аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ø ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);

Ø воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста и гражданина);

Ø исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе СРС лежат следующие принципы:

o развития творческой деятельности;

o целевого планирования;

o личностно-деятельностного подхода.

СРС – важнейшая составная часть учебного процесса, обязательная для
каждого студента, объем которой определяется учебным планом.

Методологическую основу СРС составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать
типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, в которых
студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.

Предметно и содержательно СРС определяется государственным
образовательным стандартом, действующими учебными планами по
образовательным программам различных форм обучения, рабочими
программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС:
учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.

Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают:

· усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций будущего специалиста;

· закрепление знания теоретического материала практическим путем;

· воспитание потребности в самообразовании;

· максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности;

· побуждение к учебно-исследовательской работе;

· повышение качества и интенсификации образовательного процесса;

· формирование интереса к избранной профессии и овладению ее
особенностями;

· осуществление дифференцированного подхода в обучении;

· применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.

Основными формами самостоятельной работы студентов без участия
преподавателей являются:

ü формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе
рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая
информационные образовательные ресурсы (электронные учебники,
электронные библиотеки и др.);

ü написание рефератов, эссе;

ü подготовка к практическим занятиям (подготовка сообщений,
докладов, заданий);

ü составление аннотированного списка статей из соответствующих
журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических,
методических и др.);

ü углубленный анализ научно-методической литературы (подготовка
рецензий, аннотаций на статью, пособие и др.);

ü выполнение заданий по сбору материала во время практики;

ü овладение студентами конкретных учебных модулей, вынесенных на
самостоятельное изучение;

ü подбор материала, который может быть использован для написания
рефератов, курсовых и квалификационных работ;

ü подготовка презентаций;

ü составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;

ü подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм
обучения (круглые столы, диспуты, деловые игры);

ü анализ деловых ситуаций (мини-кейсов).

Методы и приемы самостоятельной работы студентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: