СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | Пояснительная записка | |
2. | Методы и приемы самостоятельной работы студентов. Работа с научной литературой. Стратегии смыслового чтения. | |
3. | Методические рекомендации по составлению конспекта. | |
4. | Подготовка информационного сообщения | |
5. | Написание реферата | |
6. | Написание конспекта первоисточника (статьи, монографии, учебника, книги и пр.) | |
7. | Написание эссе | |
8. | Написание аннотации | |
9. | Составление опорного конспекта | |
10. | Составление глоссария | |
11. | Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме | |
12. | Составление и решение ситуационных задач (кейсов) | |
13. | Составление кроссвордов по теме и ответов к ним | |
14. | Создание материалов-презентаций | |
15. | Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям | |
16. | Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям | |
17. | Методические рекомендации по поиску информации в сети интернет | |
18. | Литература |
Пояснительная записка
Методические рекомендации, составленные в соответствии с
требованиями государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, раскрывают теоретико-методологические характеристики и способы организации самостоятельной работы студентов, позволяющие более эффективно работать с учебной и научной литературой, критически осмысливать прочитанный и изученный материал.
Цель методических рекомендаций СРС – определить роль и место
самостоятельной работы студентов в учебном процессе; конкретизировать
ее уровни, формы и виды; обобщить методы и приемы выполнения
определенных типов учебных заданий, традиционных для гуманитарного
образования; объяснить критерии оценивания.
СРС – планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное
(аудиторное) время по заданию и при методическом руководстве
преподавателя, но без его непосредственного участия (возможно частичное
непосредственное участие преподавателя при сохранении ведущей роли
студентов).
Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками по профилю будущей
специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности,
развитие самостоятельности, ответственности и организованности,
творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального
уровней.
Задачи СРС:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
· углубление и расширение теоретической подготовки;
· формирование умений использовать нормативную, правовую,
справочную документацию и специальную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов:
творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и
организованности;
· формирование самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
· развитие исследовательских умений;
· использование материала, собранного на учебно-производственной практике, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.
Функции СРС:
Ø развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
Ø информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на
аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);
Ø ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
Ø воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста и гражданина);
Ø исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).
В основе СРС лежат следующие принципы:
o развития творческой деятельности;
o целевого планирования;
o личностно-деятельностного подхода.
СРС – важнейшая составная часть учебного процесса, обязательная для
каждого студента, объем которой определяется учебным планом.
Методологическую основу СРС составляет деятельностный подход, при котором цели обучения ориентированы на формирование умений решать
типовые и нетиповые задачи, т. е. на реальные ситуации, в которых
студентам надо проявить знание конкретной дисциплины.
Предметно и содержательно СРС определяется государственным
образовательным стандартом, действующими учебными планами по
образовательным программам различных форм обучения, рабочими
программами учебных дисциплин, средствами обеспечения СРС:
учебниками, учебными пособиями и методическими руководствами, учебно-программными комплексами и т.д.
Планируемые результаты грамотно организованной СРС предполагают:
· усвоение знаний, формирование профессиональных умений, навыков и компетенций будущего специалиста;
· закрепление знания теоретического материала практическим путем;
· воспитание потребности в самообразовании;
· максимальное развитие познавательных и творческих способностей личности;
· побуждение к учебно-исследовательской работе;
· повышение качества и интенсификации образовательного процесса;
· формирование интереса к избранной профессии и овладению ее
особенностями;
· осуществление дифференцированного подхода в обучении;
· применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения, для формирования собственной позиции, теории, модели.
Основными формами самостоятельной работы студентов без участия
преподавателей являются:
ü формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе
рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая
информационные образовательные ресурсы (электронные учебники,
электронные библиотеки и др.);
ü написание рефератов, эссе;
ü подготовка к практическим занятиям (подготовка сообщений,
докладов, заданий);
ü составление аннотированного списка статей из соответствующих
журналов по отраслям знаний (педагогических, психологических,
методических и др.);
ü углубленный анализ научно-методической литературы (подготовка
рецензий, аннотаций на статью, пособие и др.);
ü выполнение заданий по сбору материала во время практики;
ü овладение студентами конкретных учебных модулей, вынесенных на
самостоятельное изучение;
ü подбор материала, который может быть использован для написания
рефератов, курсовых и квалификационных работ;
ü подготовка презентаций;
ü составление глоссария, кроссворда по конкретной теме;
ü подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм
обучения (круглые столы, диспуты, деловые игры);
ü анализ деловых ситуаций (мини-кейсов).
Методы и приемы самостоятельной работы студентов.