Стратегии смыслового чтения.




 

При работе с книгой необходимо подобрать литературу, научиться
правильно ее читать, вести записи. Для подбора литературы в библиотеке
используются алфавитный и систематический каталоги.
Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют
экономить время и повышают продуктивность.

Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем,
читающим лекционный курс. Необходимая литература может быть также
указана в методических разработках по данному курсу.
Самостоятельная работа с учебниками и книгами (а также
самостоятельное теоретическое исследование проблем, обозначенных
преподавателем на лекциях) – это важнейшее условие формирования
научного способа познания.

Основные приемы можно свести к следующим:

• составить перечень книг, с которыми следует познакомиться;

• перечень должен быть систематизированным (что необходимо для
семинаров, что для экзаменов, что пригодится для написания курсовых и
дипломных работ, а что выходит за рамками официальной учебной
деятельности, и расширяет общую культуру);

• обязательно выписывать все выходные данные по каждой книге (при
написании курсовых и дипломных работ это позволит экономить время);

• определить, какие книги (или какие главы книг) следует прочитать более внимательно, а какие – просто просмотреть;

• при составлении перечней литературы следует посоветоваться с
преподавателями и научными руководителями, которые помогут
сориентироваться, на что стоит обратить большее внимание, а на что вообще
не стоит тратить время;

• все прочитанные книги, учебники и статьи следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты (с указанием страниц);

• если книга – собственная, то допускается делать на полях книги краткие пометки или же в конце книги, на пустых страницах просто сделать свой «предметный указатель», где отмечаются наиболее интересные мысли и
обязательно указываются страницы в тексте автора;

• следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием – научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать);

Грамотная работа с книгой, особенно, если речь идет о научной
литературе, предполагает соблюдение ряда правил, для овладения которыми
необходимо настойчиво учиться. Организуя самостоятельную работу
студентов с книгой, преподаватель обязан настроить их на серьёзный,
кропотливый труд. Прежде всего, при такой работе невозможен формальный,
поверхностный подход. Не механическое заучивание, не простое накопление
цитат, выдержек, а сознательное усвоение прочитанного, осмысление его,
стремление дойти до сути – вот главное правило. Другое правило –
соблюдение при работе над книгой определенной последовательности.

Вначале следует ознакомиться с оглавлением, содержанием
предисловия или введения. Это дает общую ориентировку, представление о
структуре и вопросах, которые рассматриваются в книге. Следующий этап –
чтение. Первый раз целесообразно прочитать книгу с начала до конца, чтобы
получить о ней цельное представление. При повторном чтении происходит
постепенное глубокое осмысление каждой главы, критического материала и
позитивного изложения; выделение основных идей, системы аргументов,
наиболее ярких примеров и т.д.

Непременным правилом чтения должно быть
выяснение незнакомых слов, терминов, выражений, неизвестных имен,
названий. Студенты с этой целью заводят специальные тетради или
блокноты. Важная роль в связи с этим принадлежит библиографической
подготовке студентов. Она включает в себя умение активно, быстро
пользоваться научным аппаратом книги, справочными изданиями,
каталогами, умение вести поиск необходимой информации, обрабатывать и
систематизировать ее.

Научная методика работы с литературой предусматривает
ведение записи прочитанного. Это позволяет привести в систему знания,
полученные при чтении, сосредоточить внимание на главных положениях,
зафиксировать, закрепить их в памяти, а при необходимости вновь
обратиться к ним.

Основные виды систематизированной записи прочитанного.

Аннотирование – предельно краткое связное описание просмотренной
или прочитанной книги (статьи), ее содержания, источников, характера и
назначения.

Планирование – краткая логическая организация текста, раскрывающая
содержание и структуру изучаемого материала.

Тезирование – лаконичное воспроизведение основных утверждений
автора без привлечения фактического материала.

Цитирование – дословное выписывание из текста выдержек,
извлечений, наиболее существенно отражающих ту или иную мысль автора.

Конспектирование – краткое и последовательное изложение
содержания прочитанного.

Конспект – сложный способ изложения содержания книги или статьи в
логической последовательности. Конспект аккумулирует в себе предыдущие
виды записи, позволяет всесторонне охватить содержание книги, статьи.
Поэтому умение составлять план, тезисы, делать выписки и другие записи
определяет и технологию составления конспекта.

 

Методические рекомендации по составлению конспекта.

Перед началом выполнения конспектирования внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе
непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на
поля конспекта.

Выделите главное, составьте план, представляющий собой перечень
заголовков, подзаголовков, вопросов, последовательно раскрываемых
затем в конспекте. Это первый элемент конспекта.
Вторым элементом конспекта являются тезисы.

Тезис - это кратко сформулированное положение. Для лучшего усвоения и запоминания материала следует записывать тезисы своими словами. Тезисы, выдвигаемые в конспекте, нужно доказывать. Поэтому третий элемент конспекта – основные доводы, доказывающие истинность рассматриваемого тезиса. В конспекте могут быть положения и примеры.

Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При
конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи
следует вести четко, ясно. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле
и выразительности написанного. Число дополнительных элементов
конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической
структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять
поля.

Конспектирование - наиболее сложный вид работы.
Овладение навыками конспектирования требует от студента
целеустремленности, повседневной самостоятельной работы.
Конспект ускоряет повторение материала, экономит время при
повторном, после определенного перерыва, обращении к уже знакомой
работе.

Учитывая индивидуальные особенности каждого студента, можно дать
лишь некоторые, наиболее оправдавшие себя общие правила, с которыми
преподаватель и обязан познакомить студентов:

1. Главное в конспекте не объем, а содержание. В нем должны быть
отражены основные принципиальные положения источника, то новое, что
внес его автор, основные методологические положения работы. Умение
излагать мысли автора сжато, кратко и собственными словами приходит с
опытом и знаниями. Но их накоплению помогает соблюдение одного
важного правила – не торопиться записывать при первом же чтении, вносить
в конспект лишь то, что стало ясным.

2. Форма ведения конспекта может быть самой разнообразной, она
может изменяться, совершенствоваться. Но начинаться конспект всегда
должен с указания полного наименования работы, фамилии автора, года и
места издания; цитаты берутся в кавычки с обязательной ссылкой на
страницу книги.

3. Конспект не должен быть «слепым», безликим, состоящим из
сплошного текста. Особо важные места, яркие примеры выделяются цветным
подчеркиванием, взятием в рамочку, оттенением, пометками на полях
специальными знаками, чтобы можно было быстро найти нужное положение.

Дополнительные материалы из других источников можно давать на полях, где записываются свои суждения, мысли, появившиеся уже после
составления конспекта.

Конспект должен начинаться с указания реквизитов источника
(фамилии автора, полного наименования работы, места и года издания).
Особо значимые места, примеры выделяются цветным подчеркиванием,
взятием в рамку, пометками на полях, чтобы акцентировать на них внимание
и прочнее запомнить.

Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные
положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в
рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться
и в виде проверки конспектов преподавателем.

Роль студента:

o прочитать материал источника, выбрать главное и второстепенное;

o установить логическую связь между элементами темы;

o записывать только то, что хорошо уяснил;

o выделять ключевые слова и понятия;

o заменять сложные развернутые обороты текста более
лаконичными (свертывание);

o разработать и применять свою систему условных сокращений.

Критерии оценки:

· содержательность конспекта, соответствие плану;

· отражение основных положений, результатов работы
автора, выводов;

· ясность, лаконичность изложения мыслей студента;

· соответствие оформления требованиям;

· грамотность изложения;

· соблюдение срока сдачи конспекта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: