Составление и решение ситуационных задач (кейсов)




 

Это вид самостоятельной работы студента по систематизации
информации в рамках постановки или решения конкретных проблем.
Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их
создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный
мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид
самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих
умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и
самостоятельного решения проблем.

Следует отметить, что такие знания
более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как
стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в
дальнейшем в профессиональной деятельности.

Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться
на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже
содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны
отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный
мыслительный поиск.

Решения ситуационных задач относятся к частично
поисковому методу и предполагают третий (применение) и четвертый
(творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной
задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для
оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы
нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач,
поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.
Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно.

Роль студента:

o изучить учебную информацию по теме;

o провести системно – структурированный анализ содержания темы;

o выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение,
согласовать с преподавателем;

o дать обстоятельную характеристику условий задачи;

o критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

o выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и
стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения
проблемы (если она не стандартная);

o оформить и сдать на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

· соответствие содержания задачи теме;

· содержание задачи носит проблемный характер;

· решение задачи правильное, демонстрирует применение
аналитического и творческого подходов;

· продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;

· соблюдение срока сдачи.

Составление кроссвордов по теме и ответов к ним

Это разновидность отображения информации в графическом виде и вид
контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от
студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и
гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных
самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной
самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что
необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать
информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

Ознакомьтесь с описанием некоторых видов кроссвордов.

Классический кроссворд. Данный вид кроссворда может иметь двух- или четырехстороннюю симметрию, а может и не иметь симметрии. Есть много разновидностей классического кроссворда:

· открытый кроссворд, в котором черные блоки есть снаружи;

· закрытый кроссворд, в котором снаружи только буквы;

· американский кроссворд, где черных блоков должно быть определенное количество и соприкасаться они могут любой стороной;

· японский кроссворд, в котором черные блоки могут соприкасаться только вершинами.

Линейный кроссворд. В данном кроссворде конец одного слова служит началом другого слова. Одной из разновидностей линейного кроссворда является чайнворд. Он не вытянут в линию, а закручен по спирали.

Эстонский кроссворд. Слова в кроссворде разделены не блоками, а показанными толстой линией сторонами клеток (перегородками).

Кейворд. В клетках кейворда указаны числа вместо букв. Если буквы одинаковые, то одинаковые и числа. Для упрощения разгадывания, в нём обычно указывают одно слово.

Крисс-кросс. Этот кроссворд иногда тоже называют американским. Есть сетка и список слов, которые надо разместить в сетке. Для облегчения первых шагов может быть вписано одно слово.

Филлворд. Имеет поле заполненное буквами, в котором необходимо отыскать слова. Слова записаны в виде списка рядом с полем филворда. Типы филвордов:

· венгерский - направление слов любое, даже не по прямой, одна буква может использоваться один раз;

· немецкий - расположение слов по прямой линии, одна буква может использоваться несколько раз.

Африканский кроссворд - эта разновидность кроссворда, в которой зачеркиваются повторяющиеся знаки в строках и столбцах. После того, как всё зачеркнуто, остается слово, которое и является отгадкой.

Сканворд. В этом кроссворде вопросы записываются внутри сетки в незанятых клетках и стрелка указывает к какому слову относится вопрос. Сканворд может быть реверсивным. В таком сканворде слова записываются по направлению стрелок, и могут записываться и справа налево.

Итальянский кроссворд. Вопросы записаны в клетках на полях кроссворда. Надо не только вписать ответ, но и правильно выбрать место для записи. Для облегчения задачи вместе с вопросом обычно указывают длину слова-ответа.

Дуаль или двойной кроссворд. Есть и такие разновидности кроссворда, где в каждую клетку вписаны две буквы. Лишние буквы необходимо убрать, и в результате станут видны слова, как в обычном кроссворде.

Реверсивный кроссворд. Кроссворд, слова в котором вписываются строго по направлениям стрелок, а они могут указывать любое из четырех направлений.

Круговой кроссворд. Сетка этого кроссворда слегка изогнута, таким образом слова расположенные по внешней стороне сетки образуют круг. Как правило, слова имеют одинаковую длину.

Общие правила составления кроссвордов:

ü Загаданные слова должны быть в именительном падеже и единственном числе, кроме слов, которые не имеют единственного числа.

ü Не используются слова, пишущиеся через тире и имеющие уменьшительно-ласкательную окраску.

ü Не используются аббревиатуры и сокращения.

ü В каждую белую клетку кроссворда вписывается одна буква.

ü Каждое слово начинается в клетке с номером, соответствующим его определению, и заканчивается черной клеткой или краем фигуры.

ü Имен собственных в кроссворде может быть не более 1/3 от всех слов.

ü Не следует применять при составлении кроссвордов слова, которые могут вызвать негативные эмоции, жаргонные и нецензурные слова.

ü Не желательно при создании кроссвордов употреблять малоизвестные названия, устаревшие и вышедшие из обихода слова.

ü Начинать составлять кроссворд рекомендуется с самых длинных слов.

Правила оформления кроссвордов:

ü Кроссворд может быть оформлен от руки на листах формата А4 или набран на компьютере с использованием любого текстового или табличного редактора и распечатан на принтере.

ü При составлении кроссворда можно использовать специальные компьютерные программы типа «Hot Potatoes», «Eclipse Crossword», «Decalion» или бесплатные онлайновые сервисы типа «Фабрика кроссвордов». При этом кроссворд должен быть сохранен на электронный носитель в виде исполняемого файла и может быть представлен в электронном виде.

ü Рисунок кроссворда должен быть четким.

ü Сетка кроссворда должна быть выполнена в двух экземплярах:

1-й экземпляр – с заполненными словами;

2-й экземпляр – пустая сетка только с цифрами позиций.

ü Толкования слов (определения) должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию. В определениях не должно быть однокоренных слов.

ü Каждому слову в сетке кроссворда присваивается номер. При этом номера расставляются последовательно слева направо, от верхней строчки к нижней.

ü Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Оформляются на отдельном листе.

Алгоритм самостоятельной работы по составлению кроссворда:

1) Внимательно прочитайте учебный материал по изучаемой теме (конспекты, дополнительные источники).

2) Определите круг понятий по изучаемой теме, из которых будет состоять Ваш кроссворд.

3) Составьте вопросы к выбранным понятиям.

Каждому понятию надо дать правильное, лаконичное толкование.

4) Продумайте дизайн кроссворда, его эстетическое оформление.

5) Начертите кроссворд и оформите список вопросов к нему.

6) Оформите ответы на кроссворд на отдельном листе.

7) Проверьте правильность выполненной работы (грамотность написания понятий и определений, соответствие нумерации, количество соответствующих ячеек).

Роль студента:

o изучить информацию по теме;

o создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

o представить на контроль в установленный срок.

Критерии оценки:

· соответствие содержания теме;

· грамотная формулировка вопросов;

· кроссворд выполнен без ошибок;

· соблюдение срока сдачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: