Подготовка информационного сообщения




 

Это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке
небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре,
практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения
или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по
определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом
информации, но и ее характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос
фактическими или статистическими материалами. Возможно письменное
оформление задания, оно может включать элементы наглядности
(иллюстрации, демонстрацию). Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль студента:

o собрать и изучить литературу по теме;

o составить план или графическую структуру сообщения;

o выделить основные понятия;

o ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект
изучения;

o оформить текст письменно (если требуется);

o сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

o актуальность темы;

o соответствие содержания теме;

o глубина проработки материала;

o грамотность и полнота использования источников;

o наличие элементов наглядности.

 

 

Написание реферата

 

Это более объемный, чем сообщение, вид самостоятельной работы
студента, содержащий информацию, дополняющую и развивающую
основную тему, изучаемую на аудиторных занятиях. Ведущее место
занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие
элемент новизны. Реферативные материалы должны представлять
письменную модель первичного документа – научной работы, монографии,
статьи. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить
основой для доклада на определенную тему на семинарах, конференциях.
Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Слово «реферат» (от латинского – referre – докладывать, сообщать)
означает сжатое изложение в устной или письменной форме содержания
какого–либо вопроса или темы на основе критического обзора информации.
При подготовке реферата необходимо соблюдать следующие правила.

Ø Определить идею и задачу реферата. Следует помнить, что реферат будут читать другие. Поэтому постоянно задавайте себе вопрос, будет ли понятно написанное остальным, что интересного и нового найдут они в работе.

Ø Ясно и четко сформулировать тему или проблему. Она не должна
быть слишком общей.

Ø Найти нужную литературу по выбранной теме. Составить перечень литературы, которая обязательно должна быть прочитана.

Только после предварительной подготовки следует приступать к
написанию реферата.

Прежде всего, составить план, выделить в нем части.
Введение, в котором раскрывается цель и задачи сообщения; здесь
необходимо сформулировать социальную или политическую проблему,
которая будет проанализирована в реферате, изложить своё отношение
к ней, то есть мотивацию выбора; определить особенность постановки данной проблемы авторами изученной литературы; объяснить
актуальность и социальную значимость выбранной темы.

Основная часть. Разделы, главы, параграфы основной части должны
быть направлены на рассмотрение узловых моментов в теме реферата.
Изложение содержания изученной литературы предполагает его
критическое осмысление, глубокий логический анализ.

Каждый раздел основной части реферата предполагает детальное
изучение отдельного вопроса темы и последовательное изложение
структуры текстового материала с обязательными ссылками на
первоисточник. В целом, содержание основной части должно отражать
позиции отдельных авторов, сравнительную характеристику этих
позиций, выделение узловых вопросов дискурса по выбранной для
исследования теме.

Студент должен показать свободное владение основными
понятиями и категориями авторского текста. Для лучшего изложения
сущности анализируемого материала можно проиллюстрировать его
таблицами, графиками, сравнением цифр, цитатами.

Заключение. В заключении автор реферата должен сформулировать
личную позицию в отношении изученной проблемы и предложить,
может быть, свои способы её решения. Целесообразно сделать общие
выводы по теме реферата и ещё раз отметить её актуальность и
социальную значимость.

Список использованных источников и литературы.
Начать реферат можно с изложения яркого, впечатляющего факта,
который требует пояснения. Далее изложение должно идти от простого – к
сложному. Не останавливайтесь на подробностях. Главное требование к
реферату – максимум пользы для читателя при минимуме информации.

Написание рефератов является одной из форм обучения студентов,
направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы
студентов, а также на усиление контроля за этой работой.

Целью написания рефератов является привитие студентам навыков
самостоятельной работы с литературой с тем, чтобы на основе их анализа и
обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и
практического характера, обосновывая их соответствующим образом.

Темы рефератов определяются преподавателем. Литература либо рекомендуется преподавателем, либо
подбирается студентом самостоятельно, что является одним из элементов
самостоятельной работы.

Объем реферата должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста через 1,5 интервала. При оформлении реферата необходимо ориентироваться на правила, установленные для оформления курсовых работ.

Написание реферата и его защита перед преподавателем или группой
предполагает, что студент должен знать правила написания и оформления
реферата, а также уметь подготовить сообщение по теме своего реферата,
быть готовым отвечать на вопросы преподавателя и студентов по
содержанию реферата.

К ритерии оценки:

· актуальность темы;

· соответствие содержания теме;

· глубина проработки материала;

· грамотность и полнота использования источников;

· соответствие оформления реферата требованиям;

· соблюдение срока сдачи реферата.

 

 

Написание эссе

Это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по
написанию сочинения небольшого объема и свободной композиции на
частную тему, трактуемую субъективно и обычно неполно. Тематика эссе
должна быть актуальной, затрагивающей современные проблемы области
изучения дисциплины. Студент должен раскрыть не только суть проблемы,
привести различные точки зрения, но и выразить собственные взгляды на
нее. Этот вид работы требует от студента умения четко выражать мысли как
в письменной форме, так и посредством логических рассуждений, ясно излагать свою точку зрения.

Эссе, как правило, имеет задание, посвященное решению одной из
проблем, касающейся области учебных или научных интересов дисциплины,
общее проблемное поле, на основании чего студент сам формулирует тему.
При раскрытии темы он должен проявить оригинальность подхода к
решению проблемы, реалистичность, полезность и значимость
предложенных идей, яркость, образность, художественную оригинальность
изложения.

Эссе может быть представлено на практическом занятии, на конкурсе
студенческих работ, научных конференциях.

Роль студента:

o внимательно прочитать задание и сформулировать тему
не только актуальную по своему значению, но и оригинальную
и интересную по содержанию;

o подобрать и изучить источники по теме, содержащуюся
в них информацию;

o выбрать главное и второстепенное;

o составить план эссе;

o лаконично, но емко раскрыть содержание проблемы и
свои подходы к ее решению;

o оформить эссе и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

· новизна, оригинальность идеи, подхода;

· реалистичность оценки существующего положения
дел;

· полезность и реалистичность предложенной идеи;

· значимость реализации данной идеи, подхода, широта
охвата;

· художественная выразительность, яркость, образность
изложения;

· грамотность изложения;

· соблюдение срока сдачи эссе.

Написание аннотации

Это вид внеаудиторной самостоятельной работы студентов по
написанию краткой характеристики книги, статьи, рукописи. В ней
излагается основное содержание данного произведения, даются сведения о
том, для какого круга читателей оно предназначено. Работа над аннотацией
помогает ориентироваться в ряде источников на одну тему, а также при
подготовке обзора литературы.

Студент должен перечислить основные мысли, проблемы, затронутые
автором, его выводы, предложения, определить значимость текста.
Аннотация может быть представлена на практическом занятии или быть
проверена преподавателем.

Роль студента:

o внимательно изучить информацию;

o составить план аннотации;

o кратко отразить основное содержание аннотируемой информации;

o оформить аннотацию и сдать в установленный срок.

Критерии оценки:

· содержательность аннотации;

· точная передача основных положений первоисточника;

· соответствие оформления требованиям;

· грамотность изложения;

· соблюдение срока сдачи аннотации.

Составление опорного конспекта

Представляет собой вид внеаудиторной самостоятельной работы
студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и
отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект
призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую
характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его
составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки
(символы) – опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма
подготовки к ответу и в процессе ответа. Составление опорного конспекта к
темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим
объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками
выделять главное, испытывают трудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных
геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации
в виде ступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными
элементами и др. Задание составить опорный конспект по теме может быть
как обязательным, так и дополнительным.

Опорные конспекты могут быть проверены в процессе опроса по
качеству ответа студента, его составившего, или эффективностью его
использования при ответе другими студентами, либо в рамках семинарских
занятий может быть проведен микроконкурс конспектов по принципу: какой
из них более краткий по форме, емкий и универсальный по содержанию.

Роль студента:

o изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

o установить логическую связь между элементами темы;

o представить характеристику элементов в краткой форме;

o выбрать опорные сигналы для акцентирования главной
информации и отобразить в структуре работы;

o оформить работу и предоставить в установленный срок.

Критерии оценки:

· соответствие содержания теме;

· правильная структурированность информации;

· наличие логической связи изложенной информации;

· соответствие оформления требованиям;

· аккуратность и грамотность изложения;

· соблюдение срока сдачи.

Составление глоссария

Вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и
систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся
при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает
название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

Роль студента:

o прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

o подобрать к ним и записать основные определения или
расшифровку понятий;

o критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения
избыточности и повторений);

o оформить работу и представить в установленный срок.

Критерии оценки:

· соответствие терминов теме;

· многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их
трактовки в соответствии со спецификой изучения
дисциплины;

· соответствие оформления требованиям;

· соблюдение срока сдачи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: