Тема №21 Сертификация как процедура подтверждения
Соответствия продукции
Лабораторно – практическое занятие №17
Сертификация как процедура подтверждения соответствия
Продукции
Вопросы:
Цели и принципы подтверждения соответствия
Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации
Участники обязательной сертификации
Участники и организация добровольной сертификации
Правила и документы по проведению работ в области сертификации
Цели и принципы подтверждения соответствия
Раннее было обращено внимание на сосуществование двух механизмов подтверждения соответствия: «старый» — для продукции, на которую TP еще не приняты, и «новый» — для продукции, на которую приняты ТР. Различие механизмов касается только систем обязательного подтверждения соответствия.
В ФЗ о техническом регулировании (ст. 21) не внесены принципиальные изменения в организацию добровольной сертификации.
Цели подтверждения соответствия. Подтверждение направлено на достижение следующих целей:
— удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
— повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
— содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
— создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международной торговли.
О высоком социально-экономическом эффекте подтверждения соответствия свидетельствует следующий пример: отказ в обязательной сертификации и запрет реализации на рынке 100 т бельгийской говядины спасли от острого отравления тысячи людей; затраты на их лечение составили бы около 60 млн. руб., а потери из-за отсутствия людей на рабочих местах — еще 100 млн. руб.
|
Принципы подтверждения соответствия. При подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:
1) доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
2) установление в соответствующем TP перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам, определенным видам продукции;
3) ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя.
Эту норму следует понимать как принцип минимизации затрат и средств. Обязательное подтверждение соответствия не должно быть тяжелым бременем для заявителя. Например, из нескольких обязательных схем подтверждения соответствия, которые для данной продукции обеспечивают доказательную базу соответствия, можно выбрать наименее затратную с точки зрения заявителя;
4) недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;
5) недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.
Игнорирование принципов 4 и 5, относящихся непосредственно к добровольному подтверждению соответствия, приводит к превращению добровольной сертификации в принудительную. Речь идет, например, о практике проведения конкурсов и тендеров, организаторы которых в качестве условия участия в них включают прохождение процедуры добровольной сертификации.
|
6) защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;
7) недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования TP (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки TP на соответствующие объекты);
8) презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия.
Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспектирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип) он означает следующее: пока не доказано противное, изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существенным требованиям директивы ЕС.
Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации
Как уже отмечалось выше, подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах. Ниже рассматривается подтверждение соответствия в обязательной форме — обязательная сертификация и подтверждение соответствия в добровольной форме — добровольная сертификация.
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ (см. рис. 1). Отсюда второе наименование обязательной сертификации — «сертификация в законодательно регулируемой сфере».
|
В соответствии со ст. 7 Закона о защите прав потребителей перечни товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, утверждаются Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Ростехрегулирования Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия.
Со вступлением в силу TP на ту или иную продукцию вводятся изменения в Номенклатуру продукции, подлежащей обязательной сертификации. Например, в связи с вступлением в силу ФЗ от 12.06.2008 г. № 88 «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» руководитель Ростехрегулирования подписал приказ от 29.09.2008 № 3098, согласно которому введены в действие с 12 декабря 2008 г. изменения в Номенклатуру на молоко и молочную продукцию, в частности исключены восемь видов продуктов (начиная со спредов и кончая молочными консервами).
При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Добровольная сертификация проводится в соответствии с ФЗ о техническом регулировании по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.
В определении термина «сертификация», данном в ст. 2 ФЗ о техническом регулировании, не упомянуты в качестве носителя требований правила системы сертификации. Но в ст. 21 ФЗ о техническом регулировании это упущение исправлено, так как указывается, что при добровольном подтверждении соответствия может устанавливаться соответствие как положениям стандартов и условий договоров, так и системам добровольной сертификации.
Например, при сертификации экспертов как лиц, аттестуемых на право проведения работ в области сертификации услуг, руководствуются требованиями к их компетентности, которые установлены именно в системе добровольной сертификации персонала.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Создать систему добровольной сертификации (СДС) может не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель или оба указанных субъекта. Данное положение отражает предпринимательский характер этой формы сертификации.
Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции.
Тем не менее, по продукции, прошедшей обязательную сертификацию, могут проверяться в рамках добровольной сертификации требования, дополняющие обязательные. Допустим, при анализе зубных паст может быть проверена эффективность их действия, при проверке телевизоров некоторых зарубежных моделей — наличие благоприятного биологического воздействия, которые они якобы (согласно рекламным проспектам) оказывают на человека.
В системе Ростехрегулирования зарегестрировано по состоянию на 1 января 2009 г. около 600 систем добровольной сертификации. Они иллюстрируют разнообразие объектов добровольной сертификации: характеристики товаров (кроме безопасности), услуги по оценке имущества, услуги торговли, системы менеджмента, экспертиза качества товаров, средства измерений, персонал и пр.
Согласно ФЗ о техническом регулировании в системе добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия. Отсюда следует, что знак соответствия не является обязательным атрибутом системы добровольной сертификации.
Поскольку ФЗ о техническом регулировании услуги (работы) выведены из сферы обязательной сертификации, выданный в СДС сертификат в настоящее время является единственным документом, который обеспечивает уверенность потребителя (клиента) в надлежащем качестве услуги. Не случайно более половины СДС имеют своим объектом услуги.
Сравнительная характеристика обязательной и добровольной сертификации представлена в табл. 1.
В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом — добровольная. В условиях развитой рыночной экономики проведение добровольной сертификации становится условием преодоления торговых барьеров, так как, повышая конкурентоспособность, она фактически обеспечивает производителю место на рынке.
Наиболее эффективна система, которая предназначена для подтверждения соответствия отечественной и импортируемой продукции всем требованиям национальных стандартов, а также международных, региональных и национальных стандартов других стран, указанным заявителем. В выданном сертификате дается вся информация не только о безопасности продукции, но и обо всех ее потребительских свойствах. И поэтому для покупателя именно эта добровольная система оказывается более информативной и привлекательной.
Таким образом, в отличие от обязательной сертификации, подтверждающей только требования безопасности, добровольная сертификация решает более широкий круг задач, в частности:
1) подтверждение соответствия всем требованиям стандартов;
2) подтверждение соответствия отдельных показателей качества (дополняющих безопасность) требованиям стандартов;
3) подтверждение подлинности продукции;
4) проверка адекватности цены качеству товара;
5) подтверждение соответствия системы менеджмента качества организации требованиям ИСО 9000;
6) подтверждение соответствия системы управления окружающей средой требованиям ИСО 14000;
7) подтверждение соответствия компетентности персонала, претендующего на работу в качестве эксперта, установленным требованиям;
8) подтверждение соответствия процессов жизненного цикла продукции (производство, ремонт, перевозки и пр.) установленным требованиям;
9) подтверждение соответствия лабораторного оборудования и средств контроля метрологическим требованиям.
Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, способствует расширению добровольной сертификации.
Об этом свидетельствуют повышенные темпы увеличения численности систем. В Едином реестре СДС было зарегистрировано: в 2003 г. — 25 систем; в 2004 г. — 62; в 2005 г. — 119; в 2006 г. - 417; в 2009 г. - 593.
Добровольная сертификация является рыночным инструментом борьбы с фальсифицированной продукцией, особенно если органом, зарегистрировавшим систему, выступает ассоциация (гильдия) производителей. В этой ситуации маркирование продукции знаком соответствия данной системы означает, что продукция выпущена «легальным» производителем, гарантирующим качество и безопасность для потребителя.
Своеобразной формой добровольной сертификации такой книжной продукции, как учебная литература, является получение грифа Министерства образования и науки РФ — рекомендации об использовании книги в качестве учебника или учебного пособия для определенной категории студентов (учащихся).
В роли заявителя выступают авторы и вуз, представляющий рукопись учебника, а в роли третьей стороны — Департамент образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования и науки РФ. Основными нормативными документами являются Государственный общеобразовательный стандарт по конкретной специальности и программа по учебной дисциплине. «Схема сертификации» (этот термин отсутствует в Положении о порядке получения грифа Минобрнауки России) предусматривает оценку научно-методического уровня книги экспертами. Экспертами последовательно выступают: 1) рецензенты книги; 2) кафедра и вуз, представляющие книгу в министерство; 3) учебно-методическое объединение по соответствующей специальности (УМО); 4) специалисты Федерального экспертного совета при министерстве.
Таблица 1
Согласно ФЗ о техническом регулировании система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию. Отсюда следует, что ФЗ о техническом регулировании допускает возможность создания системы без регистрации.
В научных работах справедливо критикуют эту норму, так как необязательность регистрации означает, что СДС не проходит экспертизу, сопутствующую процедуре регистрации. Действующий порядок экспертизы предусматривает проверку только по двум параметрам: патентной чистоте знака соответствия и названию системы. Поскольку даже при возможной регистрации Закон не предусматривает проведения экспертизы документов СДС, то в одном сегменте рынка могут появиться 10—20 однотипных систем сертификации, вводящих приобретателей в заблуждение.
Следует учесть, что заявитель, решивший зарегистрировать систему, получает преимущества: сведения о зарегистрированных системах публикуются в официальных изданиях, помещаются на web-сайте Ростехрегулирования. Это способствует информированию потенциальных заявителей и пользователей о действующих системах добровольной сертификации.