В настоящей главе мы приведем некоторые статистические данные для более точного анализа, мы попытаемся выявить особенности практического применения механизма развивающимися странами в спорах ВТО. Предметом нашего исследования станет опыт ведения споров некоторых наиболее активных пользователей ДСУ среди развивающихся стран, в дальнейшем мы подробнее рассмотрим практику участия в механизме таких государств как Бразилия, Аргентина, Китай, Таиланд и ЮАР.
Переходя к рассмотрению участия развивающихся стран в механизме разрешения споров в рамках ВТО, нам представляется необходимым разъяснить, что в официальных документах организации не содержится определения понятию «развивающаяся страна». На первый взгляд этот факт может показаться проблематичным, ведь государства-участники, принадлежащие к категории «развивающихся», обладают некоторыми преференциями согласно договорам ВТО. К примеру, они имеют более долгие сроки для имплементации договоров, вправе получить техническую помощь для ее осуществления и иные способы поддержки деятельности в рамках ВТО. На практике страны участвующие в организации сами заявляют свою принадлежность к категориям развития и, несмотря на то, что такого рода «самоопределение» может быть оспорено другими странами, разногласий по этому поводу не было. В целом список развивающихся стран-участниц ВТО соответствует списку стран в ежегодном отчете ООН, который составляется в результате расчета индекса развития человеческого потенциала.
Сама Договоренность о правилах и процедурах регулирующих разрешение споров содержит всего две специальные нормы в отношении развивающихся стран и наименее развитых стран, которые предусматривают особые правомочия при участии в механизме урегулирования споров. Данные правила являются отражением принципа «особого и дифференцированного режима» в отношении развивающихся и наименее развитых стран. Подобные нормы, являющиеся последствием применения этого принципа, содержаться во всех торговых соглашениях ВТО и содержат права, сравнительно более широкие, чем у развитых стран. Наглядным примером вышеупомянутого принципа также является и п.10 ст.8 регламентирующей порядок создания третейских групп: “ В случае спора между развивающейся страной-членом и развитой страной-членом третейская группа включает, если развивающаяся страна-член об этом попросит, по крайней мере, одного члена третейской группы из развивающейся страны-члена[16]”. Особые правила в ДСУ предусмотрены также и для наименее развитых стран членов. Статья 24 «Специальные процедуры, касающиеся наименее развитых стран» предусматривает обязанность развитых стран воздерживаться от применения механизма разрешения споров и, по возможности, ограничиваться запрашиванием компенсаций, добрыми услугами или посредничеством генерального директора. Такого рода «рекомендации» при осуществлении торговой деятельности развивающимся странам в отношении наименее развитых, связаны главным образом с тем, что участие в самом механизме разрешения споров для наименее развитых стран затруднительно из-за разного рода издержек, и они не способны продуктивно отстаивать свои интересы в спорах в рамках ВТО.
|
Вышеупомянутые нормы, содержащиеся в ДСУ, не влекут существенных последствий при применении их на практике в рамках механизма разрешения споров, но имеют непосредственное отношение к предмету нашего исследования, в виду этого, мы сочли необходимым указать на наличие такого рода особых правил в отношении развивающихся и наименее развитых стран.
|
Прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению опыта участия развивающихся стран в механизме разрешения споров ВТО, нам представляется необходимым привести статистику использования ДСУ государствами-членами ВТО. За свою восемнадцатилетнюю историю существования механизма разрешения споров, были урегулированы 458 дел. США и ЕС были сторонами в разбирательствах приблизительно в 40 процентах случаев. Более 50 процентов всех дел были инициированы США, Канадой и странами-членами ЕС. Ни одна Африканская страна, помимо ЮАР, не подавала жалоб посредством ДСУ. Единственной из наименее развитых стран, инициировавших спор в рамках ВТО был Бангладеш, и разбирательство было окончено на стадии консультаций. Анализируя вышеприведенные данные, на первый взгляд, можно сделать вывод о том, что ту роль, которую отвели механизму разрешения споров создатели ВТО, а именно роль единых, доступных и действенных процедур по устранению разногласий между странами-участницами не оправдала себя. Но в качестве контраргумента можно привести иные данные: из 11 наиболее активных пользователей ДСУ 7 являются развивающимися странами, ими также были инициированы 40 процентов всех споров. Пожалуй, самым позитивным фактом является то, что за последние три года число развивающихся стран, участвовавших в спорах, увеличилось на четверть. Это говорит о том, что страны-участницы ВТО интегрируются в систему разрешения споров, и то технического содействие, которое оказывается со стороны организации правительствам, приносит плоды.
Далее мы рассмотрим пути, по которым развивалась деятельность развивающихся стран, на данный момент самых активных пользователей ДСУ, проанализируем опыт участия отдельных стран и попытаемся выявить особенности их использования механизма и тех мер, которые они принимали на внутригосударственном уровне.
Наше исследование опыта отдельных стран мы начнем с Бразилии и Аргентины, как наиболее давних участников механизма урегулирования споров в рамках ВТО.