Странствия по пустыне. Завет на г. Синай




Исход из Египта еврейская традиция считает героическим и возвышенным моментом. Но вслед за этим начался продолжительный этап, когда евреям пришлось столкнуться с многочисленными трудностями – странствиями по пустыне, длившимися 40 лет. Перед Моисеем и Аароном стояла очень трудная задача. Нужно было не только физически вывести евреев из Египта. Нужно было еще и превратить рабов в свободных людей. Ученые увидели в поведении евреев в период египетского рабства общие закономерности, характерные для любого человека, поставленного в тяжелые и унизительные условия. В таком состоянии человек не может ни мечтать, ни надеяться на какие-либо изменения к лучшему. Более того, освободившись, раб не может распоряжаться полученной свободой. Вот почему евреи постоянно жаловались и хотели вернуться в Египет, где у них были крыши над головой и горшки с мясом. Во время странствий обнаружилась неприспособленность евреев к жизни в пустыне, их неготовность терпеть невзгоды. А за обетованную землю нужно было еще и воевать. Вполне возможно, что многие евреи предпочли бы вернуться к рабской, но стабильной жизни в Египте вместо того, чтобы преодолевать все эти трудности. Сама Библия рассказывает, что от каждого из колен были направлены разведчики в Ханаанскую землю, которые подтвердили, что там в действительности течет молоко и мед, но она населена исполинами, победить которых израильтяне не смогут. В успех верил только Иисус Навин и Халев. Тогда Господь решил водить евреев по пустыне 40 лет, пока не умрет старое поколение (за исключением Иисуса и Халева) и не родится новое, не знавшее рабства.

Сначала евреи роптали, найдя в пустыне источник с горькой водой. Господь же показал дерево Моисею, он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою. В следующий раз в ответ на ропот народа господь послал хлеб с неба. Этого хлеба нужно было собирать ровно столько, сколько нужно на день (лишний хлеб портился), а в шестой день нужно было заготавливать вдвое больше. Этот хлеб получил название манна небесная. После, когда евреи запросили пить, Моисей с Божьего благословения ударил посохом по скале, и пошла из нее вода.

Во время странствий по пустыне евреям приходилось воевать с окружающими народами, но и тогда им помогал Бог. Так в битве с Амаликитянами пока Моисей поднимал руки к небу, выигрывали Израильтяне. Когда же он устал, то Аарон поддерживал его руки. Благодаря этому удалось одержать вверх над потомками Амалика.

Наконец, настало время, когда Господь сошел на г. Синай, чтобы дать не человечеству 10 заповедей (комментаторы подчеркивают, что поскольку действие происходило в пустыне, оно имело интернациональный характер). Все это сопровождалось громами, молниями и дымом. Моисей отправился на гору, остальной же народ должен был ждать, «чтобы не пали многие из него». Дело в том, что далеко не каждый мог разговаривать с Богом, а для большинства людей, энергия, излучаемая Им, была убийственна: «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Да и сам Моисей не встречался с Богом лицом к лицу, он лишь слышал Его голос и Его заповеди. Вот они:

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого [рода], ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.

5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего. (Исх. 20:1-17)

Помимо знаменитых 10 заповедей, Бог дает и другие установления, касающиеся разных сторон жизни. Большинство этих заповедей сводится к статьям уголовного кодекса, как мы бы сейчас сказали. Здесь Библия продолжает законотворческую традицию народов Месопотамии: главным принципом является принцип талиона – «а если будет вред, то отдай душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу, обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб» (Исх. 21:23-25). Моисей, пересказав все повеления Господа народу, вновь отправился на г. Синай на 40 дней. В эти дни Бог рассказывал Моисею, как сделать скинию завета – святилище, которое можно будет носить с собой по пустыне. В этой скинии самым главным был ящичек (кочег), где хранились скрижали (две таблички с 10 заповедями по 5 в каждой). Позже скиния завета займет главное место в Святая Святых Иерусалимского Храма. Поскольку появился протохрам, то появились и первые священнослужители. Первосвященником Бог назвал Аарона, которому должны были помогать его сыновья.

Пока Бог давал подробные наставления Моисею, народ испугался и приказал Аарону сделать жертвенник. Из золотых украшений Аарон отлил тельца, которому принесли обильные жертвоприношения, сопровождавшиеся плясками. Таким образом, евреи вернулись к языческим культам. Этот сюжет еще раз показывает, как тяжело и практически невозможно было перевоспитать старое поколение евреев, родившихся в Египте и воспринявших языческое мировоззрение. Это еще одна общечеловеческая черта, подмеченная в Библии. Позже в Евангелии Иисус Христос скажет об этом: «И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то и другое» (Лк. 5:37-38). Другими словами, для новой жизни и нового монотеистического мировоззрения нужны новые, юные умы.

Наказание последовало незамедлительно: Моисей разбил в злости скрижали, сжег золотого тельца и умертвил множество людей. В этом сюжете Бог впервые называет израильтян «жестоковыйными», т.е. упрямыми и мятежными. Эта характеристика закрепилась за евреями и по сей день. Бог вновь даровал скрижали с заповедями Моисею и еврейскому народу. После длительного общения с Богом лицо Моисея стало сиять. Слово луч на иврите обозначает еще и рог. При переводе Библии на латинский язык (Вульгата) закралась ошибка, и Моисей получился с рожками. Эта ошибка долгое время бытовала в католическом мире. Даже на знаменитой статуе Микеланджело великий пророк изображен с рогами.

Скиния завета была построена, и теперь оттуда раздавался голос Бога. На этом заканчивается книга Исход и начинается Левит (Левиты – колено священнослужителей). Эта книга в большинстве своем посвящена вопросам богослужения. В этой же книге даны правила гигиены, которые не раз в истории спасали евреев от массовых эпидемий. Поскольку телесная чистота была заповедана Богом наравне с чистотой духовной, эти правила неукоснительно соблюдались. В средние века даже чума распространялась среди иудеев не так стремительно, как среди окружающего их христианского мира. Это привело к обвинениям евреев в распространении черной смерти и волне еврейских погромов в XIV в.

Вопросы:

1) Каково значение заповедей, данных Богом на г. Синай?

2) Почему евреи часто возвращались к язычеству и роптали?

Завоевание Палестины

Четвертая книга Пятикнижия «Числа» начинается с исчисления мужчин, годных для войны. В пятой книге «Второзаконие» повторяются заповеди, данные евреям Богу. Пятикнижие заканчивается смертью Моисея: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу» (Втор. 34:10). Моисей умер в пустыне, наблюдая вдали обещанную землю. Он так или иначе принадлежал к старому поколению эпохи рабства и не смог войти в Ханаан. Далее Библия повествует о завоевании Ханаанской земли. Новым вождем еврейского народа стал Иисус Навин, которого именуют первым судьей Израиля.

При вступлении в Ханаан, евреям нужно было перейти реку Иордан. По указанию Божию, Иисус Навин велел священникам внести ковчег завета в реку. И лишь только они омочили ноги в воде, как река расступилась, и весь народ перешел по сухому дну. Вслед за этим евреям предстояло взять город Иерихон, у которого были очень высокие и крепкие стены. В город на разведку отправили шпионов. Когда городские стражи погнались за ними, их укрыла в своем доме блудница Раав, а слуг царя отправила по ложному следу. За это при взятии города она и ее домочадцы не подверглись нашествию. Всё остальное население Иерихона было перебито. Как же евреи преодолели высокие стены Иерихона? Иисус Навин, по повелению Божию, велел священникам с ковчегом завета, молча обходить город вокруг в течение семи дней: шесть дней - по одному разу, а в седьмой день обнести ковчег семь раз. После этого священники затрубили, а люди воскликнули, и стены иерихонские обрушились до основания.

При помощи Бога Иисус Навин в шесть лет завоевал всю землю обетованную и разделил ее по жребию между двенадцатью коленами на 13 частей. Колено Левия было коленом священников и отдельной земли не получило (оно служило при скинии и содержалось с десятины, которую платил остальной еврейский народ). Наследники Иосифа разделились на два колена: Манассии и Ефрема (сыновья Иосифа). Таким образом, вместо Левия и Иосифа получили участки наследники двух сыновей Иосифа.

 

Судьи

Судьями называли правителей еврейского народа в Ханаане до того, как у израильтян появились цари. Первым судьей был Иисус Навин. Как правило, судья был одновременно военным вождем, администратором и собственно вершителем правосудия. Несмотря на завоевание земли обетованной, далеко не одни евреи претендовали на эту территорию, поэтому весь период судей израильтяне находились в постоянных войнах с соседями. Вот почему судьи были, прежде всего, военными предводителями.

Например, судья Гедеон прославился победой на мадианитянами. Дело в том, что евреи забыли заповеди и стали поклоняться языческим богам (прежде всего Баалу). Однажды к Гедеону явился ангел, который объявил, что Бог будет помогать ему и наделит его особой силой. Но, как и когда-то Моисей, Гедеон сомневался, что сможет спасти Израиль (он был младшим сыном, да еще и в маленьком и беднейшем колене Вениамина). Тогда Бог принял принесенную для него жертву, разверзлись глаза и Гедеона, и понял он, что с ним говорит ангел Господень. По велению Бога Гедеон разрушил семейный жертвенник и принес жертву Богу, но сделал это ночью, т.к. боялся гнева отца. Когда же народ вздумал судить Гедеона, отец решил, что Баал сам должен защитить себя и наказать преступника, если он действительно бог. Долго ждали люди мести от Баала, но ее не последовало, поэтому Гедеона оставили в покое.

Когда же на Израиль напали Мадианитяне и Амаликитяне, Гедеон вновь попросил знаков от Бога. В первый раз он должен был расстелить шерсть на гумне. И если роса будет только на шерсти, а на земля останется сухой - значит Бог поможет ему спасти Израиль. Так и случилось, но Гедеон вновь просит знака: теперь шерсть должна быть суха, а земля влажная. Бог сделал и это. Тогда Гедеон стал собирать войско. Бог же сказал, что народу в его войске слишком много (32 тысячи человек) – евреи не поверят, что спасение пришло из рук Божьих, а не из рук человеческих. Бог попросил сначала уйти тех, кто боится, и ушло 22 тысячи воинов. Далее Бог приказал отправить домой тех, кто пил из ручья, встав на колени (возможно, так были выявлены идолопоклонники). После этого у Гедеона осталось всего 300 человек. Войско разделили на три части. При наступлении было приказано всем трубить и разбить кувшины, в которые воины спрятали факелы. Так противники были обращены в бегство. В ужасе и ночной суматохе они рубили друг друга, и в беспорядке бежали за Иордан, надолго оставив в покое Ханаан. Слава о победе Гедеона разнеслась по всей стране, и благодарный народ предлагал ему стать царем, но он отказался.

Интересно, что среди судей была и женщина – пророчица Девора (Дебора). Она вдохновила народ на войну против ханаанейского царя Явина и нашла военачальника – Варака. Образ Деворы совсем не похож на образ Евы в книге Бытия. Девора положительный персонаж, принесший победу евреям, к ее пророчествам прислушиваются, т.к. она слышит голос Бога.

Вопросы:

1) Охарактеризуйте собирательный образ судьи.

2) Что вы видите необычного в том, что одной из судей была женщина?

 

Самсон

Самсон, еще один из судей, больше напоминает отважных героев и защитников народа, которые существует в фольклоре любой страны (Геракл у древних греков или богатыри на Руси). Родители Самсона никак не могли зачать ребенка. Но однажды ангел пришел к матери и сказал, что скоро родится у нее сын и что суждено ему стать назореем. Это означало, что Самсон должен все свою жизнь выполнять обет: не стричься, не бриться, не пить вина и соблюдать кошерные законы.

Самсон вырос силачом. К этому времени евреи вновь отошли от Божьих заповедей, и в наказание за это Бог послал на них филистимлян. Самсон влюбился в филистимлянку и уговорил родителей устроить свадьбу. По дороге на сватовство на Самсона напал лев, которого он растерзал голыми руками. В другой раз Самсон шел уже на пир для жениха, устраиваемый перед свадьбой, и увидел, что в теле убитого льва улей со сладким медом. На празднике Самсон загадал филистимлянам загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14:14). Наградой за правильный ответ были накидки и сменная одежда. Если же за неделю филистимляне не догадаются, то они должны были отдать Самсону одежды. Филистимляне не смогли додуматься до ответа и решили схитрить: жена Самсона должна была выведать разгадку. Так она и сделала. Самсон же понял это, отправился в другой филистимский город, убил 30 жителей, снял с них одежду и отдал ее в качестве вознаграждения. В это время у жены Самсона появился новый возлюбленный, и отец предложил отдать вместо нее младшую дочь. От этого Самсон еще пуще разозлился, поймал 300 лисиц, привязал к их хвостам горящие факелы и пустил на земли филистимлян. Филистимляне поняли, что это дело рук Самсона, и сожгли дом его жены. За такое бесчинство Самсон уничтожил всех, кто участвовал в казни.

За все эти бесчинства филистимляне напали на евреев, которые испугались и выдали Самсона врагам. Однако Бог был с Самсоном, веревки, связывающие его, распались. Самсон поднял валявшуюся на земле ослиную челюсть и перебил ею тысячу врагов. После всех этих знаменательных событий стал Самсон судьей в Израиле.

Однажды Самсон познакомился с блудницей Далилой и стал к ней ходить. Как филистимляне не пытались его поймать, не могли. Тогда они сговорились с Далилой, чтобы она выведала секрет силы Самсона. Пару раз Самсон обманывал Далилу, и филистимляне оставались ни с чем. Но, наконец, надоела ему Далила со своими расспросами, и Самсон решил открыть ей правду: вся его сила была в волосах, с их утратой, он утрачивал мощь. Тогда Далила усыпила Самсона, призвала человека, велела ему остричь Самсона и позвала филистимлян. Они выкололи Самсону глаза и отправили в темницу. Через некоторое время у филистимлян был пир, и решили они потешится и позвать Самсона, чтобы поиздеваться над ним. За время, что он был в темнице, волосы отрасли, и былая сила вернулась к нему. Самсон обратился с молитвой к Богу, схватился за столбы, расшатал их, и рухнула крыша, похоронив множество филистимлян и самого Самсона.

Вопросы:

1) Можно ли назвать Самсона праведником? Почему Бог помогал ему?

 

Самуил и Саул

Этот сюжет Библии повествует об избрании первого царя в Израиле и об отношениях между светской властью (цари) и духовной (первосвященники). Самуил, вымоленный ребенок бесплодных родителей, был отдан в служение Богу при первосвященнике Илии. Будучи еще отроком, он задремал в святилище, где хранился ковчег завета. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени. Он отправился к первосвященнику, думая, что тот его звал, но это было не так. Когда Самуил вернулся и вновь заснул, зов повторился. На третий же раз первосвященник догадался, что это Бог зовет Самуила. Тогда Самуил вернулся и стал слушать. Бог сказал, что осудит сыновей первосвященника за их распутство и их отца за то, что потакал этому. На утро Самуил рассказал все первосвященнику. Так и случилось. Самуил прославился своим даром и стал судьей и пророком. В целом эта эпоха в Израиле является эпохой смут и вероотступничества. Даже сыновья Самуила на посту судей были корыстолюбцами, взяточниками и творили неправый суд. Во многом с этим связывают то, что Бог разрешил евреям выбрать царя, удовлетворив многократные просьбы израильтян.

Первым царем стал Саул. История его миропомазания описывается в Библии. Бог указал Самуилу на Саула, сказав, что тот сам придет к нему. Саул же отправился искать пропавших отцовских ослиц. Самуил встретил его при входе в город и сообщил, что ему суждено стать царем. Узнав об этом, Саул сомневается: ведь он из младшего Вениаминова колена. Несмотря на это, Самуил тайно совершает помазание Саула на царство, а позже открывает новость народу.

Саул собрал войско и отправился войной против Амалекитян (Бог через Самуила заповедовал убить весь этот народ и истребить весь его скот). Саул истребил Амалекитян, но оставил в живых царя Агага, а также лучший его скот. Это стало причиной первой ссоры между Саулом и Самуилом. Самуил пророчествовал, что посему не будут потомки Саула править Израилем.

Вопросы:

1) Как Библия оценивает царскую власть?

 

Давид

Бог направил Самуила к новому избраннику. Им стал Давид из колена Иуды, младший сын в своем семействе. Самуил тайно помазал на царство Давида. Саула же тем временем стали мучить головные боли, в него вселился злой дух. Чтобы облегчить эти страдания, был приглашен юный музыкант, которым был ни кто иной как Давид. Давид играл на гуслях, что приносило Саулу облегчение. Эта близость сдружила Давида с семьей Саула.

Но вскоре произошло событие, которое внесло разлад в отношения Саула и Давида. В то время Израиль воевал с филистимлянами. Могучий воин филистимлян Голиаф потешался над евреями, вызывая их на одиночный поединок. Никто не решался сражаться с таким богатырем. Давид же в это время нес провизию для своих братьев в израильский стан. Услышав издевательства Голиафа, Давид вышел на поединок. Давид был красивым юношей, но по сравнению с Голиафом он был просто мальчишка без оружия и доспехов. Помолившись Богу, Давид с помощью пращи убил Голиафа, чем обескуражил всех вокруг. Это вызвало панику и бегство филистимлян. Слава Давида разнеслась по всей земле Израильской, он стал всеобщим любимцем. Это больно ударило по самолюбию Саула, который стал подозревать в Давиде соперника.

В один из дней, когда Давид играл Саулу на лире, царь метнул в него один за другим два копья. Давид смог увернуться. Чтобы не затевал Саул против Давида, ничего у него не получалось. Саул отправлял Давида в самые опасные походы, суля за победу отдать замуж свою дочь. Но Бог был со своим тайным избранником, и Давид всегда побеждал. Саулу пришлось выдать за Давида свою дочь, отчего царь еще больше возненавидел его. Лучшим другом Давида был сын Саула – Ионафан, который предупреждал своего товарища о гневе отца. Когда Саул задумал в очередной раз убить Давида, жена предупредила его об опасности. Давиду успел убежать, но и в скитаниях Саул нашел Давида. Саул безжалостно преследовал соперника. Однажды царь зашел по нужде в пещеру, в глубине которой скрывался Давид и его люди. Давид мог легко убить Саула, но не сделал этого. Он лишь отрезал лоскут ткани от плаща Саула, а затем показал его ему. После этого Саул ненадолго одумался и примирился с Давидом. Но вскоре гнев снова воспылал в Сауле. Тогда Давид прокрался в лагерь царя и украл копье и флягу Саула, а потом показал их. Вновь Давид подтвердил свою преданность и благородность и вновь раскаялся Саул, но Давид уже не вернулся к нему, т.к. больше не доверял.

Остался Саул править один. Самуил к тому времени уже умер. Когда же напали филистимляне, то Саул обратился к Богу, но тот не ответил ему. Тогда Саул решил обратиться к Аэндорской волшебнице, которая могла вызывать мертвых. Все это было строжайше запрещено еврейской религией. Саул приказал вызвать дух Самуила. Самуил повторил, что Саул наказан за непослушание и власть передана Давиду. Более того, Самуил предсказал смерть Саула и его сыновей на следующий день.

На следующий день филистимляне напали на Израиль, убив сыновей Саула. Сам же он совершил самоубийство. Давид искренне оплакивал Саула и его семью. После его смерти он стал царем. Давид объединил Израиль, сделав столицей Иерусалим. Он хотел построить храм, но Бог не благословил это дело, т.к. хоть Давид и был избранником, но слишком много крови было на его руках.

Однако все люди грешны и в конце жизни Давид совершил преступление. Он влюбился в замужнюю женщину Вирсавию и послал ее мужа Урию на смерть. Бог проклял за это Давида, послав смерть первому ребенку этой пары. Несмотря на это, именно от союза Давида и Вирсавии родился Соломон, ставший третьим израильским царем. В целом Давид является образом идеального правителя, из рода которого должен прийти Мессия (в христианстве он уже пришел).

Вопрос:

1) Почему Бог запретил Давиду строить Храм? Как это характеризует Храм?

 

Соломон

Соломон известен нам своей мудростью. В Гаваоне явился Господь Соломону во сне ночью, и сказал Бог: проси, что дать тебе. – И Соломон попросил мудрости (3Цар.3:5-14). Богу понравилась просьба, и Соломон получил и мудрость, и богатство, и славу, и обещание долголетия, если будет сохранять уставы и заповеди Бога.

Библия иллюстрирует праведный суд Соломона. У двух матерей были младенцы, и одна мать придавила своего младенца во сне. Увидев это, она украла чужого младенца. Соломон должен был решить, какой из матерей верить. Тогда он приказал разрубить младенца и дать по половине каждой из женщин. Воровка согласилась с таким решением, а обманутая мать решила отдать младенца, лишь бы он был жив. Так Соломон понял, кто из них настоящая мать.

Время правления Соломона – время расцвета Израильского царства. Именно при нем был построен Храм, ставший главной святыней евреев и центром религиозной жизни. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме и был единственным разрешённым местом жертвоприношений Богу. Главным местом Храма была Святая Святых, где хранился ковчег завета. В Святую Святых имел право заходить только первосвященник один раз в году.

Соломон активно участвовал в международной торговле. С этим связано повествование о прибытии в Иерусалим царицы Савской с «весьма большим богатством: верблюды навьючены были благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями» (2Цар. 10:2).

У Соломона был огромный гарем (1000 женщин). В конце жизни наложницы склонили царя к язычеству, за что Соломон был наказан. Бог сказал, что разделит Израильское царство в правление его наследников.

Вопросы:

1) Чем знаменит Соломон?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: