Содом и Гоморра. Дочери Лота




Ангелы, встретившиеся Аврааму у дубравы Мамре и предсказавшие рождение Исаака, направились далее в Содом и Гоморру, чтобы истребить эти нечестивые города. Мы помним, что там жил племянник Авраама Лот. Авраам, узнав о готовящейся каре, начинает вопрошать к Богу: «неужели Ты погубишь праведного с нечестивым?» (Быт. 18:23). Нужно заметить, что данная проблема очень важна для иудейской традиции – спустя многие века аналогичным вопросом задавались узники концлагерей, в чьих головах не вмещалась трагедия Холокоста.

Авраам торгуется с Богом, предлагая пощадить города, если там найдется 50 праведников, затем 45, 40, 30, 20. На 10 праведниках, ради которых можно пощадить остальных грешников, разговор их заканчивается. Иудейская традиция рассматривает два основных типа праведников. «Пассивный» праведник ведет богоугодный образ жизни, но никак не стремится сделать мир вокруг лучше. Этот тип олицетворяет Ной, который, узнав о потопе, не стремится спасти остальных людей, обреченных на гибель. «Активный» праведник, в роли которого выступает Авраам, борется за справедливость, стремится спасти и других людей тоже. Второй тип праведности более ценен.

Однако в Содоме не нашлось и 10 праведников – только Лот встретил путников, гостеприимно принял их в своем доме и попытался спасти от жителей. Кстати, один из грехов, за который были наказаны города, не что иное как гомосексуализм или мужеложство. Это видно из требования жителей выдать странников, чтобы «мы познали их». Лот, чтобы спасти путников, предлагает разъяренной толпе своих дочерей, что еще раз подтверждает собственническое отношение к женщине в те времена.

Ангелы ослепляют разбушевавшуюся толпу и приказывают Лоту со своим семейством бежать из города, не оглядываясь. На Содом и Гоморру обрушился огненный дождь. Жена же Лота оглянулась и превратилась в соляной столб. В предполагаемом месте существования этих городов сегодня располагается Мертвое море. Часто в этой местности встречаются соляные столбы, напоминающие очертание человеческого тела. Одним из таких столбов, по библейскому преданию, стала жена Лота.

Лот же и две его дочери бежали в горы, думая, что кара постигла не только их города, но и весь мир. Чтобы не прервалось их семя, дочери вступили в кровосмесительную связь с отцом. Старшая дочь родила Моава, от которого произошли моавитяне, а младшая – Бен-Амми, от которого произошли аммонитяне.

Вопросы:

1) Можно ли Лота назвать праведником?

2) Может ли Бог погубить праведника с нечестивым?

 

Исаак и Ревека

Традиция трактует жизнь Авраама как цепь испытаний, ниспосланных ему Богом. Бог испытывает веру Авраама, и тот всякий раз с честью выдерживает проверку. Самым тяжелым из этих испытаний было требование Бога принести Исаака, на которого Авраама возлагал все свои надежды и Божьи обетования, в жертву. Авраам беспрекословно подчинился, но в последний момент, когда уже был занесен нож над телом юноши, явился Ангел, сказав: «не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня» (Быт. 22:12). Некоторые исследователи видят в этом сюжете окончательный отказ от человеческих жертвоприношений, практиковавшихся язычниками древности. Вместо Исаака в жертву был принесен овен, запутавшийся рогами в чаще. Таким образом, Авраам выдержал, возможно, самое главное свое испытание. Однако каково же было Исааку? О его чувствах Библия умалчивает, о них мы можем только догадываться.

Рассказ о жертвоприношении Авраама включен в ежедневную утреннюю молитву иудеев, его вспоминают в дни невзгод и испытаний. В иудаизме принято считать, что каждое поколение евреев проходит через подобное испытание. Именно этим некоторые евреи объясняют трагедию Холокоста или гибель евреев в сегодняшних войнах Израиля с арабским окружением. В христианстве эта жертва отца сыном является прообразом жертвы Иисуса Христа за человеческие грехи и внутреннего подвига человека.

В 127 лет умерла Сарра. Для ее погребения Авраам купил пещеру Махпелу, где по преданию были похоронены все патриархи и их жены (кроме Рахили, которая умерла и похоронена в дороге). И по сей день почитается эта пещера, причем не только евреями, но и арабами.

Авраам решил женить Исаака, однако не хотел связывать его с женщиной из Хананеев, среди которых жил в то время. Он послал слугу Элиэзера к себе на родину, в Месопотамию. Слуга обратился к «Господу, Богу господина своего Авраама» с просьбой указать на девушку, которая должна стать избранницей Исаака. бог указал, что девушка, которая напоит и его и его верблюдов, станет избранницей Исаака. «Еще не перестал он говорить, и вот, вышла Ревекка, которая родилась от Вафуила, сына Милки, жены Нахора, брата Авраамова, и кувшин ее на плече ее; девица была прекрасна видом, дева, которой не познал муж» (Быт. 24:15-16). Брат Ревекки Лаван, который еще сыграет свою роль, принял слугу, состоялась передача приданного: «И вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери ее дал богатые подарки».

Затем последовала встреча суженных. Библия описывает ее настолько трогательно, что мы позволим себе процитировать этот отрывок полностью:

При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды.

Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда.

И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало и покрылась.

Раб же рассказал Исааку все, что сделал.

И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по матери своей. (Быт. 24:63-67)

Вопросы:

1) Авраам беспрекословно исполняет приказ Бога. Как вы оцениваете такое поведение?

2) Почему религиозная традиция считает, что Храм был построен на том самом месте, где некогда Авраам намеревался принести в жертву Исаака?

 

Иаков и Исав

У Исаака и Ревекки родились близнецы: первым вышел Исав, который был весь косматый. вторым - Иаков. Библия отмечает, что еще в утробе матери близнецы боролись между собой, а рождаясь, один держал другого за пятку. Их соперничество продолжилось и после. «Исав стал человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25:27). Исав стал любимцем отца, а Иаков – матери.

Их отец, Исаак почти всегда в Библии пассивен, как будто все его предназначение состоит в том, чтобы служить связующим звеном между поколениями патриархов. Проявляют инициативу другие персонажи: Сарра оберегает его от Измаила, Авраам ведет его на заклание, а позже посылает раба своего, чтобы найти ему жену. Исаак немногословен: другие говорят, он слушает. Но есть один сюжет, в котором Исаак играет важнейшую роль – это передача благословения своему сыну (а вместе с благословением передаются и все обетования Бога).

По праву первородства благословение должно было достаться Исаву. Но в чем заслуга первенца? Только в том, что он вышел раньше из утробы матери? Библия, возможно впервые, ставит вопрос о необходимости подтверждать высокий статус своего первородства делами и поведением. Первенец является главным наследником и в этом его право, его преимущество. Но любое право влечет за собой ответственность: первенец должен вести себя подобающим образом. Как же вел себя Исав? Придя однажды усталый с поля, он почуял запах кушанья, которое сварил Иаков, и попросил поесть. «Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову» (Быт. 25:31-33). Таким образом, Исав не выдержал первого своего испытания, пренебрег первородством.

Мы помним, что Исав был любимым сыном Исаака. Состарившись, он решил его благословить, приказав приготовить дичи. Ревекка услышала этот разговор, приготовила кушанье из домашнего козленка, обрядила Иакова в кожу козлят и отправила его к отцу, который был уже стар и плохо видел. Далее Библия описывает, как Иаков выдает себе за Исава, т.е. обманывает отца. Однако обман этот, кажется, ясен отцу: он ощупывает Иакова со словами «голос, голос Иаковы, а руки, руки Исавовы», ест домашнего козленка и не замечает разницу с мясом дичи. Наконец, Исаак несколько раз спрашивает имя сына и получает обман в ответ. Был ли так стар и глуп Исаак, чтобы перепутать сыновей? Может быть, он с молчаливого согласия сам разыграл этот обман? А может сам Бог избрал себе первенца? Так или иначе, Иаков получает благословение, а вместе с тем и ненависть брата. Спасаясь от угрозы быть убитым, Иаков бежит в землю своего дяди Лавана, в Харран.

Далее следует описание странствий Иакова, гонимого вперед страхом перед Исавом. Но благословение с ним, а значит теперь с ним Бог. Иаков видит сон, в котором по лестнице верх и вниз двигаются ангелы. Многие исследователи видят в этом видении отголоски памяти о зиккуратах, восходящих и нисходящих по ним жрецам. На вершине лестницы стоит Господь, который подтверждает обет, заключенный еще с Авраамом. Проснувшись, Иаков взял камень, на котором спал, и возлил на него елей (по сути - сделал жертвенник). Это место он нарек Вефилем – домом Божьим. Интересна новая интонация, которая появляется у Иакова – он ставит условие: «если Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - то этот камень, который я поставил памятником, будет домом Божьим; из всего, что ты, Боже, даруешь мне, я дам тебе десятую часть» (Быт. 28:20-22). Кстати, эта «десятая часть» стала основой для десятины – церковного налога, взимавшегося и на Руси.

Вопросы:

1) Как вы оцениваете поступок Иакова и Ревекки?

Дети Иакова

Придя в Харран, Иаков встретил у колодца дочь Лавана Рахиль, в которую влюбился. Не имея выкупа, Иаков согласился служить за нее 7 лет, что было распространенным обычаем того времени. У Лавана же было 2 дочери: старшая Лия, которая «была слаба глазами», и младшая Рахиль, которая «была красива станом и лицом». По прошествии 7 лет была устроена свадьба, только невесту Иакову подменили – вместо возлюбленной и долгожданной Рахили на брачном ложе оказалась Лия (произошедшее становится понятным, если учесть обычай скрывать лицо невесты в первую брачную ночь). На утро «Лаван сказал: в нашем месте так не делают, чтобы младшую выдать прежде старшей; окончи неделю этой, потом дадим тебе и ту за службу, которую ты будешь служить у меня еще семь лет других». Нет ли в этом обмане с двумя сестрами зеркального отражения истории с двумя братьями – Иаковом и Исавом? Может это было наказание Иакову за то, что он поторопился проявить инициативу, вместо того, чтобы терпеливо дожидаться, пока Бог Сам исполнит обещанное Ревекке (еще беременной Он пообещал ей, что «больший будет служить меньшему»)?

Таким образом, у Иакова стало сразу две жены. Пусть это вас не удивляет, многоженство долгое время было нормой жизни евреев. У всех патриархов также было по несколько жен. В целом полигамия была распространена в те времена. «Господь узрел, что Лия была нелюбима, и отверз утробу ее, а Рахиль была неплодна» (Быт. 29:31). С этого начинается история соперничества жен Иакова в деторождении. По уже описанной выше традиции и Лия и Рахиль взяли себе служанок. В итоге у Иакова родилось 12 сыновей и 1 дочь. Каждый из сыновей Иакова станет главой семьи, которая разрастется в мощный род, так называемое колено, которые и составят еврейский народ. Вот почему имена 12 сыновей Иакова необходимо запомнить:

дети Лии o Рувим (первенец) o Симеон o Левий o Иуда o Иссахар o Завулон o дочь Дина   дети Рахили o Иосиф o Вениамин  
дети служанки Лии Зелфы o Гад o Асир   дети служанки Рахили Валлы o Дан o Неффалим  

За обеих жен Иаков служил у Лавана 14 лет, а потом еще 6 лет за скот. После рождения первенца Рахили Иосифа - Иаков решил уйти из дома Лавана. Бог повелел ему возвратиться в «землю родины твоей». Благодаря благословению Иакова, скот, который он пас, постоянно размножался. Естественно, начался дележ имущества, которым тесть остался недоволен. «И встал Иаков, и посадил детей своих и жен своих на верблюдов, и взял с собой весь скот свой и все богатство свое, которое приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую. И как Лаван пошел стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца ее. Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется» (Быт. 31:17-20). Попробуйте представить масштабность этого действа. Когда-то Иаков смог уйти незамеченным и избежать погони брата, будучи один. Но теперь, с женщинами, детьми и стадами, едва ли это было возможно. К тому же Рахиль похитила отцовских идолов. Зачем? Возможно, она продолжала придерживаться языческих верований. К тому же божки передавались старшему сыну вместе с главной частью наследства. Тем самым наследство Иакова было вновь выкрадено. Лаван догнал Иакова, искал идолов по всем шатрам, но Лия села на них, притворившись, что у нее «обыкновенное женское». Заключив в итоге союз, Иаков и Лаван расстались.

Впереди же Иакова ждало более серьезное испытание – встреча с Исавом. Как примет его обманутый брат после стольких лет? Сможет ли он защитить свою большую семью и скот в случае отказа примириться? Иаков просит у Бога защиты и посылает вперед богатые подарки для Исава. К ночи Иаков перевел свою семью и оставшийся скот через реку Иавок, а сам остался один. Далее Библия рассказывает об одном из самых загадочных своих эпизодов, приведем его здесь полностью.

И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря.

Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня.

И сказал: как имя твое?

Он сказал: Иаков.

И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.

Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое.

И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. (Быт. 32:24-29)

Кто же боролся с Иаковым? Некоторые толкователи утверждают, что сам Бог. Но разве Бог может бороться с человеком и «не одолеть его»? Возможно, здесь идет речь об ангеле-покровителе Исава (в Книге Даниила сказано, что народы имеют своих ангелов-покровителей). Употребляемое здесь имя Бог в оригинале – Элохим (мн. число, что может означать и ангелов). Ангел не знал имени Иакова, т.к. согласно представлению древних, владея его именем, мог причинить ему зло. На следующий день происходит встреча братьев: «И побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт. 33:4). Вся сила злобы Исава исчезла, т.к. ранее был побежден его ангел, благословивший Иакова. Это одно из возможных, но не единственное объяснение вышеизложенного сюжета.

Вопросы:

1) Как звали 12 сыновей Иакова?

2) Кто такой Израиль?

 

История Иосифа

Как уже было сказано, у Иакова было 12 сыновей. Любимцем среди них был Иосиф – первенец Рахили, которая умерла при родах второго сына Вениамина. Библия рассказывает, что «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду» (Быт. 37:3). Это вызвало зависть братьев. К тому же Иосиф постоянно сплетничал о них отцу. Более всего возмущали окружающих сны Иосифа, в которых братья и родители поклонялись ему: 1) «вот мы вяжем снопы посреди поля; и вот мой сноп встал и стал прямо; и вот ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу»; 2) «вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне» (Быт. 37:7-9).

Однажды, когда братья пасли скот, Иаков отправил Иосифа их проведать. Увидав Иосифа издали, братья решили убить его, но Рувим остановил кровопролитие, желая вернуть возлюбленного сына отцу. Тогда братья сняли разноцветную одежду Иосифа и бросили его в ров. Иуда предложил братьям продать Иосифа проезжавшим мимо купцам за 20 сребреников. Этот образ будет использован уже в Новом Завете, когда один из апостолов по имени Иуда выдаст римским властям за 30 сребреников Иисуса Христа. Но если один брат продал Иосифа, то другой брат Рувим, отлучившийся на время продажи, пытался вернуть его отцу: «Рувим же пришел опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои, и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?» (Быт. 37:29-30).

Тогда братья измазали одежду Иосифа в крови козла, сказав Иакову, что его любимца разодрал зверь. Вспомним, что ранее нам уже встречалась замена человеческой крови на кровь животного, когда Авраам приносил в жертву Исаака. В Библии часто можно заметить отражение одного сюжета в другом, что приводит к умножению трактовок и смыслов.

Иосиф же был продан в рабство в Египет в дом Потифара, начальника телохранителей фараона. Бог не оставлял Иосифа, поэтому он быстро возвысился, став домоправителем Потифара. Будучи красив станом и лицом, Иосиф приглянулся жене Потифара, которая пыталась его соблазнить. Когда же он отказал ее ласкам, она обвинила его в насилии. Так Иосиф попал в тюрьму. Однако Бог по-прежнему был с ним и «даровал ему благоволение в очах начальника темницы» (Быт. 39:21). Таким образом Иосиф стал тюремным распорядителем. В темницу попали два высокопоставленных слуги фараона: главный виночерпий и главный хлебодар. Им обоим приснились сны. Виночерпию приснилось, как он выдавливает виноградный сок для фараона, а хлебодару явились во сне птицы, клюющие хлебные корзины на его голове. Иосиф истолковал вещие сны - виночерпия вернут ко двору, а хлебодар будет казнен. Так и случилось.

Далее Библия повествует, что самому фараону стали снится вещие сны, и никто из его придворных не мог разгадать их смысл. В первом сне фараону приснились, что стоит он у реки; «и вот, вышли из реки семь коров, хороших видом и тучных плотью, и паслись в тростнике; но вот, после них вышли из реки семь коров других, худых видом и тощих плотью, и стали подле тех коров на берегу реки; и съели коровы худые видом и тощие плотью семь хоров хороших видом и тучных» (Быт. 41:2-4). Во втором сне фараону приснилось семь тучных колосьев, после которых выросло семь тощих колосьев, пожравших тучные. И тут виночерпий вспомнил об Иосифе, умело растолковавшем когда-то его сон, и рассказал о нем фараону. Так Иосиф попал во дворец к владыке Египта. Сон фараона означал 7 плодородных и богатых лет, за которыми последую 7 голодных и бедных лет, которые истощат землю Египетскую. Иосиф советует фараону поставить над египетской землей надзирателя, который будет кропотливо собирать зерно в течение изобильных лет про запас на следующие голодные годы. «И сказал фараон Иосифу: так как Бог открыл тебе все сие, то нет столь разумного и мудрого, как ты; ты будешь над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой; только престолом я буду больше тебя» (Быт. 41:39-40).

Историки, стремящиеся отделить библейский вымысел от реальной истории, пытаются понять, о каком времени и фараоне идет речь. Некоторые связывают возвышение Иосифа с временем правления гиксосов – кочевых племен, захвативших власть в Египте (XVIII в. до н.э., XV и XVI династии). Это могло бы объяснить столь необычную карьеру Иосифа: трудно представить, чтобы в обычных условиях родовитые египтяне согласились доверить высокую должность одному из презираемых ими азиатов. Становится ясным и отсутствие каких-либо упоминаний в египетских источниках об Иосифе, т.к. после прихода новой египетской династии все связанное с владычеством гиксосов подверглось уничтожению. Есть и другая гипотеза, связывающая пребывание Иосифа в Египте с временем правления Эхнатона (XVIII династия), замыслившего ввести культ единого бога Атона. Возможно, монотеистические представления евреев могли повлиять на фараона, иначе как объяснить внезапную религиозную реформу Эхнатона – первый опыт введения монотеистического культа на государственном уровне?

В Египте Иосиф ассимилировался: принял новое имя (Цафнаф-панеах), взял в жены дочь Илиопольскоо жреца, от которой у него родилось 2 сына – Манассия и Ефрем. В следующие 14 лет случилось все ровно так, как предсказал Иосиф. После 7 лет изобилия наступили голодные годы. Нужда поселилась и в доме Иакова. Прознав, что в Египте можно купить хлеб, патриарх отправляет туда 10 своих сыновей (младшего Вениамина, заменившего отцу любимца Иосифа, Иаков оставляет при себе).

Далее Библия описывает запутанную, на первый взгляд, историю. При встрече Иосиф узнал братьев, но они, конечно же, не смогли признать в нем своего брата – прошло слишком много времени, да и Иосиф, как уже упоминалось, внешне стал похож на египтянина. Иосиф назвал 10 странников соглядатаями (шпионами) и отказался верить, пока они не приведут младшего брата, о котором рассказали. И говорили братья друг другу: «точно мы наказываемся за грехи против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали, за то и постигло нас горе сие» (Быт. 42:21). Мы узнаем, что драма давно минувших дней все еще живет в сердцах братьев, они помнят и сожалеют о содеянном. Иосиф же, понимая их речь, отошел и заплакал. Он мог отомстить братьям, убить их или сгноить в темнице. Однако Иосиф скучал по семье и хотел примирения. Как же удостовериться, что братья по-настоящему раскаялись? Как проверить их искренность?

Иосиф взял в плен Симеона в качестве залога, остальные же братья отправились за Вениамином, который должен был подтвердить, что они не соглядатаи. При этом Иосиф приказал наполнить мешки братьев хлебом, а серебро тайком вернуть. Иаков отказался отдавать Вениамина братьям, как они его не упрашивали. Но вскоре хлеб фараона кончился. Братья снова собрались в Египет. Но теперь они не могли не исполнить волю Иосифа-чиновника относительно Вениамина, т.к. Симеон все еще оставался в Египте. «Иуда же сказал Израилю, отцу своему: отпусти отрока со мною, и мы встанем и пойдем, и живы будем и не умрем и мы, и ты, и дети наши; я отвечаю за него, из моих рук потребуешь его; если я не приведу его к тебе и не поставлю его пред лицом твоим, то останусь я виновным пред тобою во все дни жизни» (Быт. 43:8-9).

Иосиф, увидев младшего брата, приказал вести всех к себе в дом и приготовить обед. Братья больше прежнего испугались такого необычного приема. Еще более странным было то, что посадили их за стол по старшинству. Иосиф же, увидев младшего брата, вновь удалился и плакал. Так велики были его любовь и тоска. После обеда братьям наполнили мешки пшеницей, а младшему Вениамину на дно положили серебряную чашу. Как только они немного отошли от города, Иосиф приказал своему начальнику дома догнать и обыскать братьев. И договорились они, что если у кого найдется пропавшая чаша, тот будет отдан в рабство. Конечно, братья были уверены, что никакой чаши у них нет. Каково же было их удивление, когда чаша обнаружилась в мешке Вениамина! Братья вернулись к Иосифу, хотя могли просто отдать Вениамина в рабство, как когда-то поступили с любимцем Иакова. Более того, Иуда предложил себя взамен младшего брата. Больших доказательств для Иосифа не требовалось. Он приказал удалить всех египтян, громко разрыдался и сказал: «я - Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения жизни» (Быт. 45:4-5).

Так история зависти, гордости и предательства закончилась примирением и прощением. Иосиф переселил дом своего отца в Египет, землю Гесем. Израиль перед смертью благословил братьев. Как и раньше встал непростой вопрос о том, кто из братьев получит главное благословение. Возлюбленным сыном был Иосиф, но Иаков видел, что выделение Иосифа привело к вражде между братьями. К тому же Иосиф стал наполовину египтянином. Первые три старших сына провинились перед Иаковом (Рувим переспал со служанкой своей матери Валлой, а Симеон и Левий убили Сихема и разграбили его город без ведома отца). Благословение получил четвертый по старшинству сын – Иуда. Именно из колена Иуды происходили будущие цари, из этого же колена должен прийти Мессия в иудаизме (в христианстве он уже пришел – Иисус Христос был из этого колена).

Новый ракурс этой истории братьев появился уже в XX в. В 1960 г. Папа Иоанн XXIII обратился к посетившей его группе евреев со словами приветствия «Я - Иосиф, брат ваш». Таким образом, католическая церковь сменила метафору, олицетворяющую отношения христианства и иудаизма. Вместо истории братьев Каина и Авеля, на первый план вышла история Иосифа и его братьев. Это был шаг к примирению между религиями.

Вопросы:

1) Зачем Иосиф устраивал испытания для братьев?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: