Разделение на 2 царства и их падение




После смерти Соломона еврейское государство разделилось на две части. Наследовал Соломону его старший сын Ровоам. При Соломоне активное строительство привело к введению трудовой повинности и ряда других налогов. Но тогда это оправдывалось строительством Храма. Теперь же Храм был построен и евреи не понимали, почему они должны нести все эти тяготы. Поэтому представители колен потребовали снять эти повинности. Когда же Ровоам отказался исполнить это, 10 колен вышли из еврейского государства. Они выбрали себе правителем Иеровоама, смотрителя над оброчными, и создали Израильское царство (на севере) с центром в Самарии. Остальные два колена Иуды и Вениамина остались, сформировав южное еврейское государство – Иудею с центром в Иерусалиме. От этого оба царства ослабели, в них постоянно происходили междоусобицы. В итоге Израильское царство было захвачено Ассирийской державой во главе с Саргоном II в 721 г. до н.э. Ассирийцы депортировали 10 колен на другую территорию, что, видимо, привело к их ассимиляции с местным нееврейским населением. Факт заключается в том, что историкам больше ничего не известно о судьбе этих колен. Однако это не мешает и по сей день искать «пропавшие» израильские колена и находить их порой в самых экзотичных местах. Например, существует версия, что японцы и есть забывшая саму себя часть еврейского народа. Почему же такое большое количество народа так быстро ассимилировалось на чужой территории? Скорее всего, идентичность 10 еврейских колен пошатнулась еще во время разделения на два царства: они отвергли Иерусалим и Храм как религиозный центр, построив новые святилища с тельцами. Попав в среду язычников, депортированные колена окончательно забыли завет с Богом. Как известно, свято место пусто не бывает, поэтому на освободившееся место поселился народ, который вскоре перенял многие черты еврейского культа. Этот народ стал называть себя самаритянами и ассоциировать с потомками Иосифа.

Южное царство просуществовало дольше. Оно было завоевано Вавилонским царством в 586 г. В Иудее, напротив, культ Храма был усилен, он стал единственным общеизраильским центром, где дозволялось отправлять культ. Таким образом, Храм и монотеизм цементировали историческую память евреев, не позволив позже в вавилонском плену полностью ассимилироваться. Как уже отмечалось, выше в Иудее остались жить два колена: многочисленное и почитаемое колено Иуды и малочисленное и бедное колено Вениамина. Со временем колено Вениамина влилось в колено Иуды. Таким образом, современные евреи считаются потомками Иуды, вот почему мы называем их иудеями, а их религия называется иудаизм.

В 586 г. до н.э. вавилонский царь Навуходоносор II захватил Иудею и разрушил Иерусалимский Храм. Иудеи были уведены в вавилонский плен, который длился до 537 г. до н.э. К периоду вавилонского пленения относятся события, описанные в книге Даниила. В 537 г. до н.э. персидский царь Кир II захватил Вавилон и издал указ, по которому евреи могли возвращаться на родину. Многие из иудеев вернулись в Иерусалим и начали восстанавливать Храм (Второй Храм). Там они столкнулись с самаритянами, которые также претендовали на роль «избранного народа». С тех пор началась вражда между «истинными» иудеями и самаритянами, отголоски которой можно найти и в Евангелии (притча о добром самаритянине). Часть евреев осталась в Вавилоне под управлением гаонов (духовных лидеров), сохранив свою религию и культуру.

Вопросы:

1) Как завоевание двух царств повлияло на историю еврейского народа?

Книга Иова

Книга Иова посвящена одной из важнейших проблем любой религии – проблеме теодицеи, т.е. богооправдания. Иными словами, книга Иова пытается ответить на вопрос: если Бог Всемогущ и Всеблаг, почему в мире существует зло и страдания?

Книга Иова начинается с рассказа о споре между Богом и сатаной о праведнике Иове, человеке непорочном, справедливом, богобоязненным и удаляющемся от зла (Иов 1:8). Сатана уверяет, что Иов праведен только потому, что живет в благополучии и Бог пребывает с ним. Тогда Бог заключает с сатаной нечто наподобие пари, согласно которому позволяет искушать Иова. Сатана может лишить Иова всего кроме жизни, чтобы узнать истинные причины богобоязненности Иова. Уже это вселяет в душу и разум читателя недоумение: Бог запросто говорит с сатаной и разрешает причинять зло праведникам. Это привело к тому, что в средневековье книга Иова не всегда входила в библейский христианский канон, зачастую она была запрещена, чтобы не вызвать сомнений у читателей. Этот сюжет станет яснее, если мы обратимся к пониманию ангелов в иудаизме. В религии евреев ангелы являются абсолютно безвольными существами, призванными выполнять заданную Богом функцию. Среди ангелов есть сатан, который должен искушать людей и вызывать сомнения. Таким образом, сатана в книге Иова – это первоначально часть божественной воли, призванная проверить праведника.

Сатана лишает Иова всего, что у него есть: умирают его дети, гибнет скот, разрушается дом. На это Иов отвечает: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов: 1:21). Тогда Сатана лишает Иова здоровья, на что жена говорит Иову: «ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри» (Иов 2:9). Но Иов непреклонен, считая, что от Бога нужно принимать как добро, так и зло.

После этого к Иову приходят друзья, которые начинают обсуждать случившееся и искать в этом смысл. Друзья советую Иову покаяться, т.к. Бог не посылает наказаний зря, а только за грехи. Иов же продолжает считать себя невиновным. Наконец, отчаявшись, Иов призывает Бога к ответу: «Тогда зови, и я буду отвечать, или буду говорить я, а Ты отвечай мне. Сколько у меня пороков и грехов? Покажи мне беззаконие и грех мой. Для чего скрываешь лицо Твое и считаешь меня врагом Тебе?» (Иов 13:22-24). Сколько людей в мире взывает подобно Иову об ответе? Просят Бога о справедливости? И Бог отвечает всем просящим в лице Иова. Прежде всего, Он одергивает Иова и говорит о Своем всемогуществе, недоступном людям: «где ты был, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. Кто положил меру ей, если знаешь?» (Иов 38:4-5). По сути, далее Бог вещает о том, что Он вне времени и вне пространства, Он бесконечен. Понять это человеку невозможно, т.к. его природа конечна. «И отвечал Иов Господу, и сказал: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов 42:1-2). Иов выдержал испытание, и ему было возвращено все, что было отнято и даже вдвое больше дано, а вместо умерших детей родились новые. История Иова учит смирению, т.к. человек не может понять замыслов и дел Божьих.

Вопросы:

1) Как вы считаете, книга Иова оптимистична или пессимистична? Почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: