Книга Екклезиаста (Коэлета)




Книга Екклезиаста наряду с книгой Иова считается самой философичной книгой Библии (обе книге относят к «литературе премудрости»). Согласно религиозной традиции ее автором является царь Соломон. Историки же отрицают авторство Соломона, считая, что книга не могла быть написана ранее 300 г. до н.э. Книга Екклезиаста являет собой законченную композицию, сквозь которую рефреном идет фраза – Суета сует, все суета! Почти все исследователи сходятся на том, что Еккл. 1:1 и 12:9–14 принадлежат позднейшему редактору, стремившемуся совместить книгу с предшествовавшей библейской традицией.

Все в этом мире, согласно автору книги, суета и преходяще. А попытки что-то изменить – тщетны. Человек может быть богачом или бедняком, мудрецом или глупцом, правителем или подданным, но это не меняет итог: его жизнь эфемерна, всех ожидает смерть и прах. Книга Екклезиаста относится к так называемой литературе премудрости и до сих пор служит источником для размышлений. Приведем некоторые цитаты:

«Что было, то и будет; что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем» (Еккл. 1:9)

«И предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем. Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, все - суета и томление духа!» (Еккл.1:13-14)

«Говорил я с сердцем моим так: вот, я возвеличился и приобрел мудрости больше всех, которые были прежде меня над Иерусалимом, и сердце мое видело много мудрости и знания. И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это – томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». (Еккл.1:16-18)

«У мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех. И сказал я в сердце моем: "и меня постигнет та же участь, как и глупого: к чему же я сделался очень мудрым?" И сказал я в сердце моем, что и это – суета». (Еккл.2:14-15)

«Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?» (Еккл.2:24-25)

«Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда» (Еккл. 3:16)

«Все идет в одно место: все произошло из праха и все возвратится в прах» (Еккл. 3:20)

«Лучше слушать обличения от мудрого, нежели слушать песни от глупых» (Еккл. 6:5)

«Праведник гибнет в праведности своей; нечестивый живет долго в нечестии своем» (Еккл. 7:15)

«И обратился я, и видел под солнцем, что не проворным достается успешный бег, не храбрым – победа, не мудрым – хлеб, и не разумным – богатство, и не искусным – благорасположение, но время и случай для всех их» (Еккл. 9:11)

Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд. (Еккл.11:9)

Вопросы:

1) Как вы понимаете мировоззрение Экклезиаста? Близко ли оно вам? Прокомментируйте наиболее запомнившиеся вам цитаты?

 

 

Книга Руфи (Рут)

В эпоху судей, когда в Израильской земле был голод, некий Елимелех переселился в Моав. Там он и оба его сына умерли. Вдова Ноеминь решила вернуться на родину. К моменту смерти оба ее сына успели жениться на моавитянках – Руфи и Орфе. Орфа решила остаться в Моаве, а Руфь последовала за свекровью. В Израиле они жили очень бедно, и Руфь подбирала колосья, которые остались после жатвы, что было традиционным правом бедняка. Поле, на котором она нищенствовала, оказалось землей родственника Елимелеха Вооза. Ноеминь научила Руфь, как очаровать Вооза: она пошла вечером в поле и возлежала с ним. Вооз вступил с Руфью в левират (левиратный брак), который не раз описывался в Библии. Суть этого брака заключалась в том, что если муж умирал без потомства, на вдове женился его родственник, а рожденные от нового брака дети считались семенем умершего.

Таким образом, книга рассказывает историю праведной моавитянки Руфи, которая благодаря своей искренней вере не только приняла иудаизм (прошла процедуру гиюра), но и стала прабабкой царя Давида. От союза Руфи и Вооза родился Овед, его сыном был Иессей, отец царя Давида. Иудейская традиция еще раз делает акцент на том, что главное, это не то, кем ты родился, а то, кем ты стал.

Вопросы:

1) Вспомните, в каких еще сюжетах делался акцент на образ жизни человека, а не на его статус при рождении?

 

Книга Есфирь (Эстер)

Действие книги происходит в Персидской империи времен правления Артаксеркса. Царь устроил пир, во время которого захотел покрасоваться своей женой Астьнью перед гостями. Астинь отказалась выходить к гостям, что вызвало гнев Артаксеркса. Так царь решил жениться вновь и устроил смотры невест. Больше всего ему понравилась еврейка Есфирь, скрывшая свою национальность. Есфирь стала женой Артаксеркса, а ее родственник Мордехай, который когда-то привел ее во дворец, сослужил царю хорошую службу. Мордехаю стало известно о заговоре против царя. Он предупредил Артаксеркса через Есфирь и был награжден – его имя было внесено в «книгу дневных записей царя».

В это время при дворе Артаксеркса возвысился некий Аман, который ненавидел евреев. Аману донесли, что Мордехай не кланяется и не падает ниц. Тогда понял Аман, что Мордехай иудей, и задумал истребить всех евреев. Во многом в Амане представлен типичный образ антисемита. Обращаясь к Артаксерксу, он говорит: «есть один народ, разбросанный и рассеянный между народами по всем областям царства твоего; и законы их отличны от законов всех народов, и законов царя они не выполняют; и царю не следует так оставлять их» (Есф. 3:8). Царь не стал подробно выяснять обстоятельства и дал Аману полную свободу действий, который решил истребить весь еврейский народ.

Мордехай упросил Есфирь молить царя о помиловании, хотя согласно ритуалу к царю запрещалось входить, если он не звал. Уговаривая Есфирь, Мордехай произносит важные слова: «не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех Иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придет для Иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибните. И кто знает, не для такого ли времени ты и достигла достоинства царского?» (Есф. 4:13-14).

Есфирь добилась приема и попросила прийти царя с Аманом на пир. Однако при встрече Есфирь не рассказала о своей просьбе, не сделала этого она и на пиру, попросив прийти на следующий день снова вместе с Аманом. Аман же воспринял это как большую честь и подтверждение своего высокого положения. Однако своей жене Аман говорит: «Но все это недовольно для меня, доколе я вижу Мордехая Иудеянина сидящим у ворот царских» (Есф. 5:13). Таким образом, во многом иррациональная юдофобия Амана не дает ему спокойно жить, он не может успокоиться, пока не уничтожит всех евреев. Жена посоветовала Аману соорудить висельницу и повесить на ней Мордехая.

В ту ночь Бог наслал бессонницу на Артаксеркса. Царь приказал принести книгу дневных записей и нашел в ней имя Мордехая, раскрывшего когда-то заговор. Выяснилось, что Мордехай не был награжден. Тогда царь решил спросить совета у Амана: как наградить человека? Аман же решил, что речь идет о нем и сказал, что такому человеку нужно дать царские одеяния, царского коня, венец, а вести коня должен один из первых царских князей. Каково же было удивление и негодование Амана, когда Артаксеркс приказал ему взять коня и исполнить все сказанное в отношении Мордехая.

Настал новый пир Есфири, на который был приглашен Артаксеркс и Аман. Есфирь открыла царю свое иудейство, а также то, что народ ее вот-вот истребят. Конечно, Есфирь рассказала царю о том, что это все затея Амана. Артаксеркс разозлился и приказал повесить Амана на виселице, которую тот готовил для Мордехая. С тех пор евреи празднуют праздник пурим в ознаменование того, что «враг всех Иудеев, думал погубить Иудеев и бросал пур, жребий, об истреблении и погублении их» (Есф. 9:24), но получил обратное – смерть на свою голову. Праздник пурим является самым красочным и веселым праздником еврейского календаря. Хотя исследователями доказано, что сюжет книги скорее выдуман, нежели историчен, история Есфири важна в религиозном сознании иудеев.

Вопросы:

1) Как вы думаете, почему пурим является важным праздником в религиозном сознании иудеев?

 

Книга пророка Даниила

Сюжет книги Даниила происходит в эпоху вавилонского плена. Книга делится на две части: первая часть рассказывает об испытаниях, выпавших на долю Даниила и трех его товарищей при дворе вавилонских правителей и их чудесном избавлении; вторая часть (главы 7–12) является рассказом об апокалиптических видениях Даниила.

Когда евреи попали в вавилонский плен, царь приказал выбрать из них родовитых красивых и умных юношей, чтобы те служили во дворце. Юношам было назначено питание с царского стола. Три года отводилось на их обучение. Среди таких юношей были Даниил, Анания, Мисаил и Азария из колена Иуды. Даниил с друзьями отказались есть царскую пищу, чтобы не осквернить себя, что не привело к их увяданию, а, вопреки опасениям надсмотрщика, они стали здоровее и красивее остальных юношей. Бог наградил их большой мудростью, а Даниил стал видеть и толковать вещие сны. По истечении срока четверо юношей стали служить царю.

Стали сниться Навуходоносору сны, но никто из гадателей не мог их растолковать, потому что «слово отступило от царя» и не мог он рассказать о сне. Царь разозлился и приказал убить всех мудрецов. Даниил испросил у царя времени, чтобы разгадать его сон. Отроки просили у Бога помощи, и в ту ночь открылась Даниилу тайна во сне. Оказалось, что Бог открыл Новуходоносору, что будет в последние дни. Снился царю огромный и страшный истукан: голова у него была золотая, грудь и руки – серебряные, чрево и бедра – медные, голени - железные, а ноги – глиняные. И вот ударили в этого колосса на глиняных ногах, и он разбился. Этот истукан символизировал империю Навуходоносора, которой предречено постепенно выродиться и разрушиться. После сего Даниил был возвеличен, став начальником вавилонских мудрецов.

Однажды Навуходоносор сделал золотого истукана и приказал всем поклоняться ему. Анания, Мисаил и Азария не повиновались царскому приказу. Царь приказал связать их и бросить в горящую печь. И увидел царь, что они не горят, а ходят внутри печи вместе с ангелом. Тогда понял царь силу Бога и возвысил трех мудрецов.

В другой раз Навуходоносор видел во сне высокое и крепкое дерево, у которого Бог отрубил ветви, стряс листья и разбросал плоды, а корень оставил в земле в железных и медных узах. Даниил был призван растолковать сон и долго смущался говорить. Наконец, он предрек, что древо – это сам царь, который будет лишен своего царства и станет жить как животное. Так и случилось.

После смерти Навуходоносора новым царем стал его сын Валтасар. Он устроил большой пир, на котором в качестве сосудов для вина использовались богослужебные сосуды, захваченные из Иерусалимского Храма. Тогда в воздухе появилась рука и написала слова: «мене, мене, текел, упарсин» (Дан. 5:25). Никто не мог понять смысла послания, поэтому привели Даниила. Даниил сказал, что Валтасар вызвал гнев Бога, осквернив сосуды из Храма. «Вот значение слов: МЕНЕ – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден очень легким; ПЕРЕС – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам» (Дан. 5:26-28). Валтасар возвысил Даниила за толкование, но в ту же ночь начертанное свершилось, Валтасар был убит, а царство перешло к Дарию.

Новая власть заставила преклоняться перед собой. Даниил этого не сделал. Дарию сразу же донесли об этом. В наказании Даниила бросили в ров со львами. Утром царь отправился ко рву и услышал, что Бог послал Ангела к Даниилу, который заграждал его от львов. Тогда Даниил был освобожден, а люди, желавшие его смерти, брошены в ров. Дарий возвестил о могуществе Бога и возвысил Даниила.

Вторая часть книги пророка Даниила представляет собой изложение ряда видений, смысл которых по-прежнему интересует верующих. Считается, что в книге Даниила изложены пророчества, часть из которых уже исполнилась, а другим только суждено исполниться. В пророчествах говорится о крушении империй и создании пятого царства святых Всевышнего.

Вопросы:

1) Можно ли применить образ могучего истукана на глиняных ногах ко всем империям, сделать этот образ универсальным? Почему?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: