Разработка и диагностика стандарта 3-го поколения (2005-2008 гг.).К ноябрю 2008 г. Совет по теологии УМО по классическому университетскому образованию завершил цикл разработки и диагностики проектов стандартов по направлению подготовки бакалавров и магистров теологии. Разработке стандартов предшествовало общественное обсуждение с участием представителей научно-образовательного сообщества традиционных религий России, различных экспертных сообществ и руководителей предприятий и организаций разного типа. В Москве состоялось около двадцати мероприятий, в российских регионах — более сорока.
Поставленные задачи были решены в архитектуре и содержании проектов стандартов следующим образом.
Поликонфессиональная архитектура стандартов третьего поколения.
Модули базовой части профессионального цикла
Модули базовой части учебного плана | Конкретизация для православных теологов | Конкретизация для исламских теологов |
Модуль: Общая конфессиональная теология | Введение в специальность | Введение в специальность |
История теологии | История теологии | |
Методика научного исследования | Методика научного исследования | |
Междисциплинарные проблемы в теологии | Междисциплинарные проблемы в теологии | |
Модуль: Систематическая конфессиональная теология | Догматическое богословие | Исламское вероучение |
История христианской письменности и патристика | История исламской письменности | |
Литургическое богословие | Ибадат | |
Каноническое право | Исламское право и законоведение | |
Модуль: Сакральные тексты конфессии | Введение в Новый Завет | Коран |
Библеистика | Хадисоведение | |
Модуль: История конфессии | История Древней христианской Церкви | История пророков и Сира |
История Русской Православной Церкви | История Арабского халифата и Османской империи | |
История ислама в России | ||
Модуль: Практическая теология конфессии | Этика и аксиология православия | Этика и аксиология ислама |
Введение в практическую и пастырскую теологию | Введение в практическую теологию | |
Литургика |
|
Объекты деятельности выпускника стали основой для развития как профилей теоретической направленности, так и программ прикладной ориентации (см. таблицу).
Поликонфессиональная архитектура стандартов третьего поколения.
Профили теологического образования
Профили теологического образования | Конкретизация для православных теологов | Конкретизация для исламских теологов |
Систематическая теология конфессии | Систематическая православная теология | |
История конфессии | ||
Практическая теология конфессии | Практическая исламская теология | |
Культура конфессии | Культура православия | |
Государственно-конфессиональные отношения | Государственно-конфессиональные отношения | Государственно-конфессиональные отношения |
Классическая конфессиональная литература и авторы |
Помимо Русской православной церкви, Духовных управлений мусульман и Федерации еврейских религиозных организаций, положительные отзывы на проект ФГОС по теологии дали более тридцати организаций. Среди них: Министерство юстиции Российской Федерации, департаменты, управления и комитеты краевых и областных администраций, общественные и некоммерческие организации, организации, работающих в сфере науки и культуры, российские и зарубежные образовательные учреждения, крупные коммерческие организации.
|
Одной из проблем остается незавершенность вертикали теологического образования — невозможность защиты диссертаций и присуждения ученых степеней кандидатов и докторов теологии в России. Выпускники-теологи не имеют возможности стать специалистами высшей квалификации в избранной области знания. Нарушаются требования к кадровому обеспечению образовательных программ по теологии, задающие высокий процент преподавателей, имеющих соответствующие ученые степени.
Существующая специальность 09.00.13 «Религиоведение, философская антропология, философия культуры» в полной мере не закрывает потребности выпускников-теологов.
Таким образом, возражения против признания теологической науки игнорируют европейский опыт, прежде всего — германский, научной аттестации католических и протестантских теологов, а также наработанный отечественный опыт реализации соответствующих образовательных программ по международной поликонфессиональной модели. И по-прежнему основные аргументы строятся на отождествлении понятий «светский» и «атеистический», а также «атеистический» и «объективно-научный».
Вопрос о включении теологии в Номенклатуру ВАК РФ пока остается открытым. Мнения раходятся есть сторонники за и против.
3.Лекция ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ (материалы),
|
Область профессиональной деятельности бакалавров:
Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки. Теология включает:
научно-исследовательские учреждения;
учреждения системы высшего, общего и среднего профессионального, дополнительного, довузовского и послевузовского образования, институты повышения квалификации;
общественные советы и экспертные сообщества, в том числе государственные, муниципальные, общественные, конфессиональные, международные и межконфессиональные;
органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
структуры и организации, обеспечивающие национальную и общественную безопасность и правопорядок:
конфессиональные, некоммерческие и общественные организации и другие структуры гражданского общества;
организации Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, органы социальной поддержки и адаптации населения;
средства массовой информации;
коммерческие организации и предприятия.
Объекты профессиональной деятельности бакалавров
Объектами профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки Теология является система предельных ценностей и мировоззрение (вытекающие из опыта и теоретически оформленные в соответствующей конфессии) в их внутреннем становлении и развитии, исторической реализации и практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте.
Виды профессиональной деятельности бакалавров:
научно-исследовательская;
учебно-воспитательная;
социально-практическая;
экспертно-консультативная;
представительско - посредническая;
организационно-управленческая
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой высшим учебным заведением совместно с заинтересованными работодателями.
Задачи профессиональной деятельности бакалавро:
Бакалавр теологии должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности и профилизацией подготовки:
А. Научно-исследовательская:
сбор и систематизация информации по теме исследования;
составление разделов научных отчетов, пояснительных записок;
подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований;
участие в работе семинаров, научных конференций, в подготовке публикаций;
решение частных научных вопросов, поставленных в ходе исследований.
Б) Учебно-воспитательная:
преподавание в учреждениях общего образования;
работа в качестве учебно-вспомогательного персонала (лаборантов, методистов) в учреждениях высшего профессионального образования;
ведение семинарских и практических занятий по теологическим дисциплинам в учреждениях высшего профессионального образования;
составление библиографии и историографических обзоров к учебным курсам (базовым и специальным);
работа куратором учебных групп и участие в организации студен ческих меропр i шти й.
В. Социально-практическая:
работа в составе групп и организаций социальной адаптации, защиты, помощи и реабилитации;
работа в благотворительных и некоммерческих организациях в области сохранения традиционных ценностей общества.
Г) Экспертно-консулыпативная:
участие в составе экспертных комиссий во всех областях профессиональной деятельности теолога;
участие в составе консультативных групп во всех областях профессиональной деятельности теолога;
Д) Представительско-посредническая:
работа в координационных структурах с участием конфессиональных организаций;
осуществление представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога.
-деятельность в СМИ, учреждениях культуры и искусства.
Е) Организационно-управленческая: социально-практическими: способность использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовность участвовать в исследованиях практической деятельности конфессии и применять результаты этих исследований (ОГТК-б)
экспертно-консультативными: способность подбирать,
систематизировать и анализировать материал в соответствии с объектами профессиональной деятельности выпускника (ОПК-7), готовность применить результаты анализа к решению конкретных профильных экспертно- консультативиых задач (ОПК-8);
представительско-посредническая: способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ОПК-9); готовность применить перечисленные знания к работе в координационных структурах с участием конфессиональных организаций и к осуществлению представительско-посреднических функций во всех областях профессиональной деятельности теолога (ОПК-10);
организационно-управленческими: готовность к решению конкретных задач и участию в составе групп, реализующих различные виды профессиональной деятельности выпускника (ОПК-11).
- профильно-специализированные (ПСК) способность использовать базовые знания в области теологии (ПСК-1) и специализированные знания фундаментальных разделов философии, истории, искусствоведения, филологии (ПСК-2) для освоения профильных теологических дисциплин (в соответствии с профилизацией); способность использовать современные технические средства и информационные технологии для решения поставленных профессиональных задач (в соответствии с профилизацией) (ПСК-З).
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов:
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл
и разделов:
физическая культура.
практика и научно-исследовательская работа.
Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знании, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации (степени) магистра в соответствии с полученным профилем, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.
Профилизация подготовки бакалавра реализуется вузом через вариативную часть ООП. Модули (дисциплины), обеспечивающие конкретную профилизацию бакалавра, становятся обязательными для студента, осваивающего данную профилизацию.
Структура ООП бакалавров
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Гуманитарный, социальный и экономический цикл
Базовая часть
В результате изучения базовой части цикла студент должен: основы философии, иностранного языка, всеобщей и отечественной истории, истории религий, способствующие развитию общей культуры и приверженности традиционной системе ценностей российского общества; уметь использовать в профессиональной деятельности знание иностранного языка, а также базовые представления о философском, историческом и культурном контекстах развития теологических исследований;
владеть навыком деловой коммуникации в профессиональной сфере и применения полученных знаний к решению задач профессиональной деятельности выпускника.
Вариативная часть
знания, умения, навыки определяются ООП вуза
Математический и естественнонаучный цикл
Базовая часть
Дисциплины конфессиональной подготовки Исламская Теология*
3653
ДКП.Ф.ОО
Федеральный компонент
ДКП.Ф.01
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ (АКИДА):
Богословие как наука. Предмет исламской теологии (усуль ад-дин), ее
задачи и метод. Специфика применения термина «теология» в отношении
ислама. Процесс формирования и развития исламских религиозных наук.
Вероучительная литература (Коран, Сунна, тафсир и др.)
Божественное Откровение. Священное Предание ислама (Хадис), его
формы и Священное Писание. Понятие о вере и молитве
Исламская гносеология; богопознание, его характер и
границы.
Божественная природа и ее непознаваемость: Единство и единственность Бога (таухид); Божественная сущность (зат иляхи) и Божественные атрибуты (сифат). Догматические споры "V111-IX вв. в исламе (мутазилиты, мурджииты, кадариты). Проблема несотвренности Корана. Проблема ортодоксии в исламе.
Бог и мир. Исламская космология, ангелология и антропология
Исламское учение о Пророках. Единство и непрерывность пророческой пепи от Адама до Мухаммада.
Божественное предопределение (такдир) и человеческая свобода; проблема ответственности.человека.
Исламская эсхатология. Судный день и воскресение из мертвых. Иисус и Махди
ДКП.Ф.02
СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ Предмет сравнительной теологии, цель изучения Сравнительного богословия.
Ислам и другие религии. Авраамический монотеизм и многобожие. Единство Божественного откровения и причины расхождений между последователями «религий писания». Отношение ислама к иудаизму и христианству. Причины богословских расхождений (ихтиляф)внутри мусульманской уммы. Сунниты, шииты, хариджшы. Догматические рахождения и проблема власти в халифате. Формирование богословско правовых школ (мазхабов) в суннитском Исламе. Спекулятивное богословие (калам).
Основные направления шиитского богословия. Умеренные и крайние и отиты. Исмаилиты, крайние шиитские секты.
Исламский эзотеризм (суфизм).
Соотношение суфизма и теоретического богословия.
Классические теории суфизма. Разработка терминологии и понятийного
аппарата. Проблема соотношения суфизма и традиционного правоверия.
ДКП ФОЗ
КОРАНИЧЕСКИЕ НАУКИ:
Коран как предвечное Слово Божие. Кодификация коранического текста.
История коранической экзегетики (ильм ат-тафсир). Хронологическая Откровения и причины ниспослания отдельных аятов (асбаб ан-нузуль). Коран и священные писания иудаизма и христианства. Совершенство и Неподражаемость Корана(иджаз аль-Куран).
' Примечание: данный вариант блока ДКП разработан для изучения исламской Теологии и соответствует инвариантному для всех конфессий макету стандарта по специальности 020500 Теология.
работа в качестве вспомогательного административно- управленческого персонала в организациях и предприятиях во всех областях профессиональной деятельности выпускников;
участие в подготовке и проведении различных мероприятий (конференций, семинаров, презентаций и т.д.);
- выполнение конкретных задач по организации и проведению научно- исследовательских работ.
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ
В области воспитания целями ВПО при подготовке бакалавров по направлению подготовки ххх Теология является развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности традиционным морально-нравственным ценностям, настойчивости в достижении цели.
В области обучения целями ВПО при подготовке по направлению подготовки ххх Теология является формирование универсальных (общих), социально-личностных, общекультурных, общенаучных, инструментальных и системных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть востребованным на рынке труда.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
Выпускник по направлению подготовки ххх Теология с квалификацией (степенью) «бакалавр» в соответствии с и задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы, указанными в ип. 5.4. и 6 настоящего ФГОС ВПО, должен обладать следующими компетенциями: а) универсальные:
- общенаучные компетенции (ОНК): способность использовать в познавательной и профессиональной деятельности знания о структуре, методологии и критериях современной науки (ОНК-1); базовые знания в области социально-гуманитарных наук (ОНК-2); знание основных концепций естественных наук (ОНК-3); базовые знания по всем предметам профессионального цикла (ОНК-4); способность приобретать и интерпретировать с использованием современных информационных и образовательных технологий новые знания по всем разделам Теологии и смежных дисциплин (ОНК-5);
социально-личиостные и общекультурные компетенции (СЛК): способность выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования (СЛК-1); способность критически переосмыслять накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности (СЛК-2); приверженность нормам традиционной морали и нравственности; способность к социальной адаптации (СЛК-3); способность работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться (СЛК-4); готовность к установлению и поддержанию социальных отношений на высоком культурном уровне, способность критически переосмысливать свой социальный опыт (СЛК-5); готовность определять свою деятельность и общение социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни (СЛК-б).
инструментальные компетенции (ИК): способность использовать в социальной сфере и в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером (ИК-1), готовность к устной и письменной коммуникации (ИК-2), в том числе, с использованием иностранного языка (ИК-3), способность использовать необходимые знания языков сакральных текстов (ИК-4), способность использовать организационно-управленческие навыки в профессиональной и социальной деятельности (ИК-5), готовность использовать первичные и вторичные источники, программные средства, ресурсы Интернет и работать в компьютерных сетях, создавать базы данных, способность ввести результаты исследований в научный оборот и современное информационное пространство (ИК-б);
б) профессиональные:
профессиональные (ОПК)
научно-исследовательскими: способность использовать знание основных разделов теологии,_собирать, систематизировать и анализировать информацию по теме исследования, готовность применять в научно- исследовательской работе основные принципы и методы проведения научных исследований и оформлять полученные результаты и вводить их в научных оборот (ОПК-1); готовность применять стандартные методы решения проблем, имеющих теологическое содержание (ОПК-2); участвовать в научных исследованиях по теологической проблематике (ОПК-3);
учебно-воспитательными: способность применять основные учебно- методические принципы и методы для разработки элементов учебных курсов и подготовки методических материалов; готовность к составлению источниковедческих и библиографических обзоров по общим и специальным учебным курсам (ОПК-4); способность использовать современные учебно- организационные методики и принципы воспитания при ассистировании (участии под руководством преподавателя) в учебном процессе в средних и высших учебных заведениях; способность организовывать самостоятельные занятия студентов и внеучебные студенческие мероприятия; (ОПК-5);
Школы чтения Корана. Грамматические интерепретации Корана (И'раб аль- Куран) и их влияние на кораническую экзегетику. Проблема перевода Корана. Невозможность канонического перевода. Неизменность Корана.
Проблема мистико-аллегорического толкования Корана (тавиль) Класические и современные толкования Корана.
ХАДИСОВЕДЕНИЕ (ИЛЬМ АЛЬ-ХАДИС) Хадисы и хадисная литература. Структура текста хадиса. Проблема достоверности хадисов. Мусульманская: традиция критики хадисов и востоковедная полемика. Канонические сборники хадисов. Стратификация хадисов пс степени достоверности и их применение в мусульманском праве.
Халис кудси как особый виг Божественного откровения. Хадисы и их комментарии.
Шиитские ахбары и и сотношение с Сунной Пророка.
ИСЛАМСКОЕ КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО (АЛЬ-ФИКХ)
Понятие фикха. Источники фикха и его методология. Соотношение понятий
Фикх и шариат.
Разделы фикха (ибадат, муамалат).
Ранние шзсолы фикха: асхаб ар-рай, асхаб аль-хадис. Методы выведения Правовых заключений (иджтихад, кыяс, исгихсан, истислах). Формирование мазхабов и различия между ними.
Суннитские и шиитские школы фикха. Богословско-ripавовая литература. Фикх и его применение в современных условиях. •
ЯЗЫКИ ТРАДИЦИИ
Арабский, персидский, староосманский, турецкий, урду, древнееврейский языки, их история и функционирование. Письменность, фонетический строй, грамматика и лексика конкретного язьпса. Корпус текстов на языках. Роль Языков традиции в современой мусульманской культуре.Философия раскрывает глубинные сущностные свойства пи пи; социология, психология, феноменология, история позвони \нидеть, как она предстает в разных ипостасях и на разных.;минмх, как она обнаруживается в различных религиозных феноменах*.
Классы понятий и терминов.
Наряду с перечисленными выделяют раздел, включающий 'пания освобдшейци в отношении религии. В этом разделе раскрываются содержание свободомыслия, закономерности е,го рашитпя, функции в обществе и в жизни личности, исследуются сю различные проявления, описываются его история, типы и этапы развития, представленность его в разные эпохи на концептуальном уровне и в народном сознании, в науке, морали, искусстве, политике, философии, теологии.
В религиоведении, в котором мы обнаруживаем много схожих с теологией выражений, выделяется ряд групп понятий и терминов; 1. В нем используются общефилософские и социально- философские категории—«бытие», «сознание», «познание», «отражение», «символ», «истина», «заблуждение», «фантазия», «общество», «материальное и духовное производство», «культура», «отчуждение». 2. Большое место занимают понятия и термины, пришедшие из логики, этики, эстетики: «знак», «значение», «смысл», «совесть», «ответственность», «милосердие», «сострадание», «красота». 3. Класс общенаучных понятий, таких, как: «система», «структура», «функция», «роль», «закон» и др. Они применяются в области различных наук (в том числе и нашей) и требуют выявления соответствующих типов связей при анализе любого объекта. 4. Поскольку учение о религии взаимодействует с конкретными науками, оно заимствует из них и частнонаучные понятия, такие, как «эпоха», «право», «иллюзия», «вера», «чувство», «настроение», «страдание», «общение», «язык», «жизнь», «смерть». Как общенаучные, так и частнонаучные категории наполняются соответствующим конкретным содержанием. 5. Более узкую понятийную и терминологическую подсистему составляют специальные религиоведческие понятия —«религия», «теология», «религиозный культ», «церковь», «конфессия», «храм», «молитва», «теизм», «деизм», «пантеизм», «атеизм», «скептицизм». Особое место занимают понятия и термины «Бог», «ангел», «ад», «рай», «бодхисаттва», «провидение», «карма» и т.п., которые в науке имеют иное значение, чем в религии, хотя необходимо постоянно иметь
ТЕОЛОГИЮ ПРЕПОДАЮТ:
· Омский государственный университет
· Дальневосточный государственный университет, г. Владивосток
· Тверской государственный университет
· Алтайский государственный университет, г. Барнаул
· Белгородский государственный университет
· Орловский государственный университет
· Рязанский государственный педагогический университет
· Саровский государственный физико-технический институт
· Тульский государственный педагогический университет
· Тульский государственный университет
· Российский государственный профессионально-педагогический университет, г.Екатеринбург
· Московский государственный университет сервиса
· Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, г. Москва
· Царицынский православный университет преп. Сергия Радонежского, г. Волгоград
· Армавирский православно-социальный институт
· Российский исламский университет, г. Казань
· Исламский университет, г. Махачкала
· И др.