Казань 2012
Направлению 033400.62 «Теология».
Б3.Б1.1 Введение в специальность
3. Цели дисциплины::
- определение теологии и ее конфессионально-образовательных профилей;
- изучение основных этапов формирования исламской теологии;
- знакомство с выдающимися исламскими теологами, внесшими основной вклад в становление и развитие теологической науки;
- изучение источников и методов теологического знания;
- познакомить студентов с дополнительным материалом для более широкого и глубокого изучения исламских наук;
- познакомить с традиционными источниками по исламу.
4. Требования к уровню содержания дисциплины
Требования определяются государственным стандартом по направлению.
Бакалавр обязан:
-иметь целостное представление о телогии;
-уметь дать качественную и всестороннюю характеристику исламской теологии с целью его использования в самостоятельной исследовательской работе;
-свободно ориентироваться в общих теоретических проблемах теологии, знать специфику исламской теологии, структуру и содержание курса, основные методологические принципы работы с ними;
-знать особенности богословско-теологических, философских и научных подходах к религии.
5. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
Выпускник в результате освоения дисциплиныдолжен обладать следующими компетенциями:
научный оборот полученные результаты (ПК-1);
способностью использовать в практической деятельности знание о теологических основаниях, принципах, методах и различных формах этой деятельности; готовностью участвовать в исследованиях практической деятельности религиозной организации и применять результаты этих исследований (ПК-7);
|
способность использовать знания в области истории, типологии и актуальных проблем конфессиональных взаимоотношений в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте (ПК-10);
способностью использовать базовые знания в области теологии (ПК-13).
6. Структура и содержание дисциплины
Объем дисциплины и виды учебной работы.
Вид учебной работы | Семестр 2 Всего часов | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия | ||
Лекции | ||
Семинары | ||
Практические занятия | - | |
Лабораторные работы | - | |
Самостоятельная работа | ||
Вид итогового контроля | зачет |
Содержание дисциплины.
1. Введение в «Теологию»: предмет и задачи теологии, содержание и цель курса, понятие «теология», теология в системе гуманитарных знаний, значение теологии в исследованиях, проблема классификации учебных дисциплин, о методике работы с источниками и литературой, источники ислама, поощрение исламом стремления к грамотности и знаниям, разнообразие и обилие арабо-мусульманских литературы, причины введения теологии в систему высшего профессионального образования в России.
2. Сфера применения специальных знаний по исламской теологии: востребованность в специалистах, применительно к новым требованиям в условиях общественно-политической и экономической трансформации российского общества. Религиозное возрождение, изменение общественно политического статуса религиозных организаций и расширение сфер потребностей специалистов по теологии в обществе. Особенности поликонфессиональности российского общества Место и роль исламской теологии.
|
3. Образовательная модель теологии в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт: особенности образовательной системы в мусульманских странах; предмет и специальность теологии в европейских учебных заведениях.
4. Понятие и предмет теологии: историко-смысловое значение термина «теология». Специфика исламской теологии. Исторические виды теологии: жреческая теология; мистическая теология; метафизическая теология; профетическая теология. Теология откровения и сравнение ее разновидностей: исламская теология, христианская теология, иудейская теология.
5. Структура теологических дисциплин: ислам и христианство: единство теологических знаний; Исламская теология как система; функции теологических знаний и формирование на их основнове отдельных теологических дисциплин; исторические дисциплины теологии; прикладные направления и значения теологии; специфика университетских теологических дисциплин («Религия и наука», «Религиозная этика» и др.).
6. Религии как тип мировоззрения и общественных явлений: способы изучения и объяснения: основные подходы к вопросу о происхождении религии; концепции сущности религии: теологические, объективно-идеалистическая, субъективно-идеалистическая, материалистическая; структура религии: религиозное сознание (религиозная вера), культ, религиозная организация; классификация религиозных направлений; история и перспективы форм их сосуществования; основные направления развития религии в современных условиях.
|
7. Общая характеристика мировых религий: особенности мировых и национальных религий; монотеизм; авраамические религии: ислам, христианство, иудаизм. Специфика вероучения и культа. Основные признаки мировых религий.
8. Ислам. Дисциплина конфессиональной подготовки: возникновение ареалов распространения Ислама; особенности вероучений и культа в исламе; формирование и развитие исламских и религиозных наук; вероучительная литература (Коран, Сунна, Тафсир и др.); коранические науки; хадисоведение (ильм аль-хадис); Священное Предание ислама; исламское каноническое право (аль-фикх) и его источники; сравнительная теология; ислам и другие религии; школы и основные направления в системе; исламский эзотеризм (суфизм).
9. Особенности ислама в ареалах традиционного распространения мусульманства: ислам на территории современной России; исторические условия и особенности распространения ислама на Европейском Востоке; этапы и формы сосуществования ислама с другими религиями в Поволжском регионе; джадидизм и кадимизм; особенности социальных институтов ислама.
10. Ислам и государство: основные типы взаимоотношений государства и религиозных организаций. Понятие свободы совести и принципы отделения религиозных объединений от государства; международное и российское законодательство о свободе совести и вероисповедании; основы межрелигиозного согласия в поликонфессиональном обществе.
11. Источники и вклад выдающихся ученых в развитие исламской теологии. Особенности развития теологической мысли в Поволжье: Коран и хадисы; для изучения Корана разработка таких наук, как эгзегетика, история ниспослания аятов и другие, входящие в сферу коранических наук, лексикография, риторика, грамматика, каллиграфия; библиотеки и учебные центры, как места хранения и изучения исламских наук; основные источниковедческие понятия: эпоха манускриптов, толкование Корана (тафсир), собирание хадисов, вероучение и доксография (аль-акыда, аль-фирак), исламское право и его основы (фикх, усуль аль-фикх), исламская историография (тарих), филология и литература (ильм аль-люга, аль-адаб);распространение ислама в Волжско – Камском регионе; выдающиеся ученые исламского мира, татарская богословская мысль в конце Х1Х – начало ХХ века и пути адаптации норм ислама к изменившимся условиям. Г. Курсави, М. Марджани, М. Бигиев, Р. Фахретдин и др.
Тематика лекций
№ | Название темы | Кол-во часов | Сам. работа |
1. | Введение в «Теологию» | ||
2. | Сфера применения специальных знаний исламской теологии | ||
3. | Образовательная модель теологии в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт | ||
4. | Понятие и предмет теологии | ||
5. | Структура теологических дисциплин: ислам и христианство | ||
6. | Религии как тип мировоззрения и общественных явлений: способы изучения и объяснения | ||
7. | Общая характеристика мировых религий | ||
8. | Ислам. Дисциплина конфессиональной подготовки | ||
9. | Особенности ислама в ареалах традиционного распространения мусульманства | ||
10. | Ислам и государство | ||
11. | Источники и вклад выдающихся ученых в развитие исламской теологии. Особенности развития теологической мысли в Поволжье | ||
ИТОГО: |
Тематика семинаров
№ | Название темы | Кол-во часов | Сам. работа |
1. | Образовательная модель теологии в высшей школе. Зарубежный и отечественный опыт | ||
2. | Религии как тип мировоззрения и общественных явлений: способы изучения и объяснения | ||
Общая характеристика мировых религий: Авраамические религии | |||
4. | Ислам. | ||
5. | Источники и вклад выдающихся ученых в развитие исламской теологии. Особенности развития теологической мысли в Поволжье | ||
6. | Ислам и государство | ||
ИТОГО: |
Разделение на модули
Первый модуль
Первый модуль делится на следующие темы:
1. Введение в «Теологию»
2. Сфера применения специальных знаний исламской теологии
3. Образовательная модель теологии в высшей школе: зарубежный и отечественный опыт
1-ЛЕКЦИЯ
Введение
Теология – (тео-бог, логос-учение), учение о боге…
Особенности теологии (православной, исламской) как предмета изучения и специальности.
В 1817 г., в связи с преобразованием Министерства народного просвещения в Министерство просвещения и духовных дел, в Московском университете была открыта кафедра богопознания и христианского учения. Изучение богословия стало обязательным для студентов всех факультетов.
В 1835 г. был принят новый «Общий устав Императорских Российских университетов», предписывающий открытие самостоятельных кафедр догматического и нравственного богословия, церковной истории и церковного права.
Наконец, следует отметить печально известные события 1850 г., когда были закрыты все университетские кафедры философии, а оставшиеся философские дисциплины — логику и психологию — пригласили читать магистров и профессоров духовных академий.
Современная ситуация носит совершенно иной характер. Во-первых, речь идет не просто о чтении отдельных богословских курсов для студентов различных специальностей, а о подготовке специалистов- теологов «светского профиля». Как подчеркнуто в" Государственном образовательном стандарте по направлению «Теология», «изучение теологии в системе высшего профессионального образования носит больше рационалистический характер. Образование бакалавров, магистров-теологов не преследует целей подготовки священнослужителей. И, во-вторых, согласно Госстандарту, преподавание теологии предполагает не просто перенесение богословско-академических дисциплин на университетскую почву, а создание новых университетских курсов теологии и подготовку нового университетского поколения педагогов-теологов[1].
Какой должна быть университетская теология в России? Каково место исламской теологии?; Особеность РИУ? Как теология должна соотноситься с отечественной православно-христианской богословской традицией и университетской теологической традицией Запада? Прежде чем ответить на эти вопросы, остановимся на значении и смысле некоторых исходных понятий.
1. Теология или богословие?
Вопреки отечественной традиции новое направление получило название «теология», а не «богословие». Причина этого «нововведения» ясна. Оно продиктовано стремлением «развести» разные типы религиозного образования: духовно-богословского и университетско-теологического.
подробнее, что же представляет собой религия как основание культуры.
Университетская теология в современной России: | перспективы развития
В 1755 г. при учреждении Московского университета встал вопрос о возможности открытия богословского факультета. Однако в Проекте устава было специально оговорено, что «хотя во всяком Университете, кроме Философских Наук и Юриспруденции, должны также предполагаемы быть Богословские знания, попечение о.Богословии справедливо оставляется Свят. Синоду». Впоследствии этот вопрос еще не раз поднимался
в правительственных и церковных кругах, а в 1777 г. был даже разработан подробный план факультета. В 1906 г. в связи с обсуждением рефор
мы высшего богословского образования проф. Н.Н. Глубоковский подготовил записку, в" которой предлагалось учредить при университетах ; православные богословские факультеты «для свободного развития бого словской науки». Академий же должны были сохраниться в качестве «научно-апологетических институтов Православной Церкви». Тогда. Церковь, по мысли составителя записки, не будет, ответственна за все Ц возможные погрешности богословской науки. При этом «богословская £ наука, будучи свободной и честной, всегда останется посредницей познания истины и не может оказаться антицерковной принципиально, коль:|| скоро Церковь есть носительница и провозвестница этой истины». Однако всем этим проектам: и идеям суждено было осуществиться Щ' только в конце XX в.: в результате совместных усилий Министерства образования Российской Федерации и Московской патриархии в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в систему высшего профессионального государственного образования введено новое направление «Теология», предусматривающее подготовку будущих специалистов со степенями бакалавра и магистра/теологии, в том числе и по исламской теологии.
Впрочем, в истории, российского образования уже встречались отдельные примеры проникновения богословия на университетские кафедры. Так, в 1804 г. в соответствии с новым университетским уставом -. философские факультеты были преобразованы в «нравственно-политические отделения», на которых предусматривалось чтение таких дисциплин, как догматическое и нравственное богословие.
Православно-христианская основа, также исламской университетской теологии.
Главный вопрос заключается в том, каким должно быть это учительство по форме и содержанию? Прежде всего мы должны выдвинуть основной тезис: университетскую теологию в России (там, где она изучается цо профилю «Христианская теология») следует строить на прочном православно-христианском фундаменте, а где изучается «Исламская теология» на прочной основе исламских знаний. На наш взгляд, этот тезис вообще не требует каких-либо специальных обоснований. Православие является основной религией российского общества. Православие определяет дух русской культуры, исторические судьбы России. Было бы странно, если бы в университетах Германии, к примеру, изучалась преимущественно не протестантская, а в университетах Италии не католическая, а какие-либо иные виды теологии. Задача заключается лишь в том, чтобы обосновать переход от теологии вообще в ее различных культурно-исторических формах к православно-христианской теологии, и в особенности к отечественной традиции православного богословствования. Если духовно- академическое православное богословие, в силу своей апологетической функции, имеет право на беспредпосылочные основания, то университетская теология призвана обосновать переход от «абстрактной» к «конкретной» теологии, от общей теологии и особенных форм ее культурно- исторического выражения к «частной» теологии, каковой является русское православно-христианское богословствование. В данном случае речь идет о восхождении от универсального понятия теологии в его интеркультурном религиозно-философском значении через особенные культурно-исторические типы теологии (жреческий, метафизический, мистический, профетический) к теологии откровения, в свою очередь разделяющейся на три формы: христианскую, исламскую и иудейскую.
Однако, и эти формы остаются пока еще весьма абстрактными. Если уподобить исходное понятие теологии гегелевскому образу «плода вообще», то тогда особенные формы теологии можно считать разновидностями этого плода: яблоком, грушей и т.п. Однако и эти «особенные плоды» реально не существуют. В действительности существует конкретный сорт яблока (например, антоновское). Этому уровню конкретизации и соответствуют виды христианских конфессий: православие, католичество, протестантизм.
Но, строго говоря, не существует и антоновского яблока «вообще», а есть данное конкретное яблоко, обладающее определенной степенью спелости, вкусом, цветом и т.д. Точно так же и православная или протестантская теология являются некой абстракцией. Последняя степень конкретности — это национальная форма теологии в ее целостном, духовно-практическом выражении, раскрывающемся со стороны как Священного Писания и Священного Предания, так и отдельных богословских учений (теологумен), а также определенного права. Университетская теология в современной России: перспективы развития
отметим в этой связи, что древнегреческому термину «теология» в какой- то мере не повезло в русскоязычной культуре, в отличие от тагах понятий, как, скажем, «филология», «психология» или «биолошя». Последние вошли в русский язык в своем оригинальном, непереводном виде. Термин же «теология» был дословно, буквально переведен на древнерусский язык как «богословие». Это все равно что слово «психология» перевести как «душесловйе», а «биология» — как «жизнесловие». Однако у такого перевода есть и свое преимущество. В греческом языке Логос — Слово означает также вторую ипостась Пресвятой Троицы — Бога Сына. Поэтому в слове «богословие» отражается тринитарный и христологиче- ский смысл. Тем не менее для обозначения соответствующего комплекса университетских дисциплин «теология» подходит лучше в силу его терминологического соответствия и созвучия традиционным университетским наукам. Тот факт, что исторически термин оказался тесно связан с западноевропейской культурной традицией, не должен нас смущать. Мы же не переименовываем на этом основании «философию» в «любомудрие». Задача заключается в том, чтобы адаптировать данный термин к условиям университетского образования в России.
Светская или университетская теология?
Новая форма теологического образования нередко определяется как светская. Такого рода словосочетание встречается как в Государственном образовательном стандарте, так и в отдельных публикациях. Насколько оправданно понятие.светской теологии? Что означает в данном сочетании слово «светская»? Светская — прежде всего не атеистическая, не клерикальная. И вместе с тем это слово означает безоценочное отношение к тому или иному мировоззрению, равную удаленность как от религиозной, так и атеистической формы сознания. И в том и в другом случае термин не соответствует букве и духу теологии, ибо теология по определению не может быть ни от атеистической, ни безоценочной. Светская теология — это все равно что религиозный атеизм, если, конечно, не считать, что атеизм есть своеобразная форма религиозного сознания и богоискательства. Иное дело — университетская теология. Здесь имеется в виду особая (преимущественно рационально-логическая) форма, например, исламского и христианского учительства, осуществляемая в рамках государственного образовательного учреждения, скажем РИУ или Московский Свято – Тихоновский университет, где первоначально было лиш религиоведение.
Что касается исследования религии, то оно неизбежно обращается к вопросам о человеке, мире, обществе. При рассмотрении этих вопросов религиоведение опирается на наследие философской и теологической мысли, на историю естественных и общественных наук, особенно на достижения современной научно-технической революции, на научное объяснение религии. Успехи человековедения, медицины, психологии, педагогики, истории, физики, химии, кибернетики, биологии, космологии, экологии и других наук служат основой решения соответствующих мировоззренчески х проблем.
Религиоведение сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются философия, социология, психология, феноменология, история религии.
философия религии — совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объекта. Эти концепции многообразны, интерпретация религии в них осуществляется под углом зрения какого-либо субординирующего принципа —материализма, экзистенциализма, феноменологии, герменевтики, прагматизма, позитивизма, лингвистической философии, психоанализа.
Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуру, место, функции и роль в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.
Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений, традиций и т.д.), содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на нерелигиозные сферы жизнедеятельности общества, групп, личностей.
Феноменология религии соотносит представления, идеи, цели, мотивы практически взаимодействующих, находящихся в коммуникации индивидов с точки зрения реализующихся значений и смыслов и с учетом этого дает систематическое описание явлений религии, классифицирует их на основе сопоставления и сравнения.
История религии обрисовывает движущийся во времени мир религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религия
, :
2-ЛЕКЦИЯ
Теология в сфере образования: традиции зарубежных стран.
1.ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В мусульманских странах (материалы)
Арабская весна 2011 года преподнесла весьма сложные события, осмыслить которых еще предстоит. Пожалуй, один из самых серьезных факторов, способствовавших этим революционным взрывам - развитие системы образования.
В XXI в. усилились политические и социально-экономические коллизии в мусульманских странах. Это связано с их религиозной культурой, сырьевыми ресурсами и экспансией стран Запада.
Исторически тенденции развития арабо-мусульманской цивилизации можно охарактеризовать как колебания маятника: стагнация одних стран и подъем других. Эти колебания можно увидеть по нескольким историческим эпохам: высокое развитие культуры в халифате в VII—XIII вв.; ее застой и падение в одной части халифата, в XVI—XVII вв. относительный подъем в другой части, например в Мавереннахре и Османской империи; далее упадок экономики и культуры в XVIII—XIX вв., и снова, начиная с середины XX в., незначительный подъем. Последствия колониального господства европейцев оказались тяжелыми.
Если в VII—XIV вв. культура и образование в мусульманских странах были довольно высокого уровня (выше, чем в Европе), то позже они потеряли свой прежний «блеск» и попали в длительный период застоя.
В XX в. мусульманские страны вошли с массовой неграмотностью населения (религиозные знания не были функциональны в социально-экономической деятельности человека периода индустриальной цивилизации) и низким уровнем образования. Лишь сословная элита имела соответствующее светское образование. Например, уровень грамотности в Египте и Османской империи был не выше 20 %; грамотность населения Пакистана к моменту провозглашения независимости в 1947 г. составила 12,5 %. Более половины грамотных имели только начальное образование, в основном религиозное.
Не лучшим образом обстояло дело в самой большой мусульманской стране — Индонезии. В период голландского господства (с сер. XVIII в.) в стране существовали две различные школьные системы: одна — для европейцев, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения с обучением на голландском языке, другая — для местного населения — трехлетние начальные школы «деса», в которых обучали богословию и элементарным навыкам чтения и письма на родном языке. Даже в середине XX в. количество неграмотного населения было более 75 %.
После разгрома фашизма и усиления влияния Советского Союза на мировое общественное мнение, особенно на сознание народов зависимых стран, с середины XX в. начался развал колониальной системы, нанесшей за 300—400 лет господства, грабежа и насилия колоссальный урон миру ислама. После второй мировой войны возникли самостоятельные мусульманские государства: Пакистан, Индонезия, Бангладеш, Алжир, Тунис и др. В Египте подъем, начавшийся при Мухаммаде Али (1805—1844) и хедиве Исмаиле (1850—1860), прервался после вторжения Британии (1882). Но в 40-е годы самостоятельность страны окрепла. В 1953 г. организация «Ад-дубатуль ахрар» (Свободные офицеры) под руководством Гамаль Габду Насера, свергнув короля Фарука, повернула страну на путь демократизации и модернизации. В Турции после поражения в первой мировой войне и развала империи подъём начался в 1923 г. под руководством Мустафы Кемаль- паши (Ататюрка).
В последней четверти XX в. большинство арабских и мусульманских стран характеризуется подъемом в экономике и культуре, развитием по пути демократизации и внедрения достижений Запада в реальную жизнь. Ярким примером является Египет, хотя многие направления прогресса можно найти почти во всех арабских и неарабских мусульманских странах — Турции, Иране, Пакистане, Индонезии. Новая система политического устройства, рыночная экономика, поворот к глобализации, информатизация, развитие индустрии туризма и т. д. характеризуют направления движения основных мусульманских стран к прогрессу. Многие мусульманские страны сегодня отстают в технологических науках. А кто знает, что будет завтра? Есть ли перспективы подъема экономики, культуры и образования в арабских странах?
Современный Египет
Египтяне гордятся своей древней цивилизацией, на ее основе они стремятся поднять и современную культуру. Интеллектуальная элита давно ведет борьбу за возрождение страны. Например, еще в конце XIX в. партия Саада Зоглула «Вафд» выдвигала программу («нахдатуль-араб» —возрождение арабов) подъема Египта. Однако были два фактора, тормозящих этот подъем: колониальная политика англичан и монархический режим в стране (король Фарук). Начатая в период правления Гамаль Габду Насера (с 1953 г.) политика верстернизации открыла Египту путь к прогрессивному развитию и индустриализации. Стартовой площадкой модернизации Египта является развитие человека на базе новых научных и социально-экономических достижений. Этот подход базируется на активизации инновационного мышления и на серьезной работе, мобилизации скрытой энергии и национальной воли к изменению и созданию процветающего настоящего как продолжения славного прошлого.
За 20 лет Египет через значительные мероприятия создал большую инфраструктуру стоимостью более 353 млрд лир (более 100 млрд долларов). С началом 3-го тысячелетия президент Хусни Мубарак призвал нацию к культурному возрождению, был утвержден проект модернизации Египта как единственный шаг к ускорению науки и технологии.
Модернизация основана на подъеме культуры труда, творчества, инновации и активного участия масс населения в них. Другие основы модернизации включают: создание обновленной административной системы, оценку человеческого капитала, развитие информационных технологий и их внедрение в национальную почву.
Имеет ли Египет необходимую инфраструктуру и уровень технологического развития для модернизации в эпоху индустриализации и глобализации? Да, по данным 2002 г., он имеет:
сеть коммуникаций, более 2 млн телекоммуникационных линий, дающих возможность работать в Интернете;
два спутника, обеспечивающих систему информационного и интерактивного обслуживания;
более 500 газет и более 1400 информационных центров и баз данных;
семь центров компьютерных исследований и институтов информационных технологий;
более 400 фирм по информационным технологиям с программой создания информационных городков и научных комплексов (видимо, по примеру организации науки в США);
широкое вовлечение основной массы детей и подростков в процесс обучения и применение компьютеров в школах и институтах;
около 18 млн человек учится в школах, университетах и институтах;
имеется более 340 центров научных исследований в университетах и государственных учреждениях, в них занято 45000 докторов наук;
огромное количество ученых, артистов и писателей.
Сегодня население Египта составляет 74 млн человек, согласно прогнозам ученых, в 2029 г., возможно, будет 123 млн человек. Это требует подготовки молодежи, увеличения рабочих мест и создания новых условий для развития экономики, в том числе расширения посевных площадей путем ирригации пустынных земель западнее Нила.
Чтобы обеспечить будущее страны приоритетными проектами, необходимо развивать образование и проводить больше научных исследований. Последние 20 лет наблюдается улучшение образования, его программ, учебно-материальной базы, поддержка преподавателей. За это время бюджет образования вырос в 17 раз (Egypt, № 27, 2002, р. 7). Разрабатывается новая философия образования, наряду с ликвидацией неграмотности, особенно женщин, и интеграции программ образования, культуры и религиозного образования, есть необходимость развивать способности людей к творческой деятельности и научному мышлению.
Президент X. Мубарак наметил четкое направление развития образования:
Создание модернизированных школ, которые смогут воспитать национальное самосознание молодого поколения, его волю и стремление к достижению целей.
Подготовить современного учителя, могущего стать образцом прогрессивного деятеля в учении, манерах и поведении.
Предусмотреть в образовательных программах достижения 3-го тысячелетия, направленные на усвоение знаний, исследовательских методов, развитие новых технологий. 4. Предусмотреть высокого образования для всех. исследовательских методов, развитие экспериментов и других возможностей.
4. Предусмотреть возможность высокого уровня образования для всех.
Каковы механизмы модернизации? Правительство обращает особое внимание на формирование человеческих ресурсов через образование, культуру и научные исследования. Интеллектуальный потенциал и трудовые ресурсы Египта сегодня— это более 3,5 млн выпускников университетов, 7 млн. выпускников политехнических и промежуточных институтов. К тому же имеется соответствующее количество подготовленных рабочих, не говоря уже об активистах во всех сферах науки, искусства и литературы (Egypt, Towards Modernization, № 27, spring, 2002, p. 10).
О системе образования
Тенденции в развитии системы образования являются основным критерием оценки перспективы развития страны. Каковы эти тенденции в арабском мире? Постепенное преобразование мусульманских стран в светские, секуляризация XX в. стали основой новой современной системы образования и науки в мусульманских странах.
Там, где светскость не проникла во все элементы государства, остается традиционное мусульманское образование и по форме организации, и по содержанию, и по процессу обучения. Там, где страна перешла на светский тип, государственное образование почти полностью заимствуется из опыта европейских стран. Это наглядно видно в системе образования Индонезии, где триста лет господствовала Голландия, а в Пакистане — англичане (если страна была колонией Англии, то система английская, если Франции — то система французская).
В период колониального господства британцев (вторая половина XVIII в. — 1947 г.) позиции традиционного мусульманского просвещения ослабли. В результате образовательных реформ британских властей (1813—1854) была создана британская система образования по индийскому колониальному образцу (см.: Российская педагогическая энциклопедия.— М., 1999.— С. 162).
Какова система образования в современных арабских странах? Есть ли новые тенденции ее развития? После получения независимости (во второй половине XX в.) большинство арабских стран стали уделять значительное внимание просвещению, образованию.
Можно ли говорить о демократизации образования в мусульманских странах? Да, конечно. Японский ученый Такэда Монасао называет пять признаков образования демократического типа, важнейшим он считает образование независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Все эти признаки есть в большинстве арабских стран (см.: Махмутов М. И. Вопросы демократизации и национального образования в кн. «Актуальные проблемы современного образования».— Казань, 2001.— С. 12). Примером служит Египет, как наиболее развитая арабская аграрно-индустриальная страна.
Естественно, система образования и наука могут развиваться только на достаточной экономической и социально- политической основе. На этом основании все страны можно разбить на три группы. Наибольших успехов достигли страны, имеющие большие доходы от нефтяного бизнеса. Поэтому в первую группу в качестве примера можно включить Саудовскую Аравию и Ливию.
Саудовская Аравия
Это теократическое государство, очаг радикального течения в исламе и политики ваххабизма. На примере Королевства Саудовская Аравия (КСА) можно видеть, что арабские страны реализуют стратегию модернизации и формирования собственного интеллектуального потенциала и не такие уж они отсталые, как иногда о них пишут. В чем особенности условий развития образования в Саудовской Аравии? - По политическому устройству — это монархия, она здесь действительно абсолютная. Глава государства — король Фахд У^Ч)' Бен Абдель Азиз Ас-Сауд, правит с 1982 г. Его политику нельзя назвать несовременной. ВВП на душу населения от 14 до 18 тыс. долларов. Подъем экономики, внимание культуре, влияние Запада меняют прежнюю ситуацию в стране. В целом же социально-экономическая ситуация остается достаточно устойчивой.
«Искать знания хотя бы даже в Китае», «Получение знаний — обязанность каждого мусульманина и мусульманк».
М...
Исламский университет («джамигатуль зэйтун»). В последние годы диплом этого университета не пользуется популярностью у местного населения. Студент, успешно закончивший вуз, имеет право поступить в аспирантуру без экзаменов. Таким || образом, Тунис сам готовит интеллектуальную элиту.
Положительными сторонами тунисской системы образования является то, что, во-первых, студент, пройдя эту непростую, многоступенчатую лестницу, становится настоящим специалистом по выбранной специальности; во-вторых, все студенты, закончившие вузы, находят работу по специальности.
Система образования в Ливане