Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41.
Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р
«Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».
Программа дополнительного образования детей — основной документ педагога
Критерием отнесения образовательного учреждения к типу "образовательное учреждение дополнительного образования детей" является реализация им дополнительной образовательной программы в качестве основной.
Критерием отнесения образовательного учреждения дополнительного образования детей к соответствующему виду является направленность реализуемых в нем дополнительных образовательных программ.
В образовательных учреждениях дополнительного образования детей может реализовываться дополнительная образовательная программа одной или программы разной тематической направленности.
Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности:
1. Художественно-эстетическая;
2. Военно-патриотическая;
3. Научно-техническая;
4. Физкультурно-спортивная;
5. Эколого-биологическая;
6. Естественнонаучная;
7. Социально-педагогическая;
8. Культурологическая;
9. Спортивно-техническая;
|
10. Туристско-краеведческая.
Художественно-эстетическая — направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. (Здесь и далее название данной направленности указано в соответствии с Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей,
изложенными в письме Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16).
Более новые - Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Но скоро вступит в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дополнительного образования!
Научно-техническая — направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»).
Военно-патриотическая — направлена на формирование патриотического сознания,
социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».
|
Физкультурно-спортивная — направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Эколого-биологическая — направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности «человек-природа»).
Естественнонаучная — направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа» или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Социально-педагогическая — направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами,формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширение «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности «человек-общество», «человек-человек»), формирование педагогических навыков.
|
Культурологическая — направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности.
Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительское.
Спортивно-техническая — направлена на развитие прикладных, конструкторских
способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности «человек-машина»), с упором на подбор моделей и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования.
Туристско-краеведческая — направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
Образовательная программа дополнительного образования детей является основным
документом детского творческого объединения, так как именно в ней:
— определяется своеобразная «стратегия» образовательного процесса не весь период обучения;
— отражаются основные (приоритетные) концептуальные, содержательные и методические подходы к образовательной деятельности и е. результативности;
— организационные нормативы работы детского объединения.
Существует множество вариантов определения понятия «образовательная программа», вот три из них:
— документ, раскрывающий структуру организации, последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение образовательного процесса в соответствии с обоснованными целями и содержанием образования;
— это документ, определяющий концептуальные основы, направления и содержание
деятельности детского объединения, организационные и методические особенности учебно-воспитательного процесса, а также его условия и результаты;
— документ, отражающий педагогическую концепцию в соответствии с заявленными целями деятельности, условия, методы и технологию их достижения и предполагаемый конечный результат.
Образовательная программа является локальным нормативным документом, поэтому она
должна пройти проверку и утверждение в определенном порядке:
1. Обсуждение программы на методическом совете образовательного учреждения (при условии существования методического совета в данном учреждении) — анализ качества документа, его соответствия уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию дополнительного образования детей. По итогам обсуждения на образовательную программу составляется рецензия «внутренней» экспертизы.
2. «Внешняя» экспертиза программы специалистами в данной области деятельности (имеются ввиду специалисты профильного учреждения дополнительного образования) предполагает оценку ее содержания в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик. По результатам данной экспертизы составляется «внешняя» рецензия, подтверждающая соответствие содержания и методики профильной подготовки детей современным требованиям в данной области деятельности.
3. Обсуждение образовательной программы на заседании педагогического совета образовательного учреждени я — органа, полномочного утверждать нормативные документы, регламентирующие содержание работы учреждения и детского объединения дополнительного образования. Решение об утверждении образовательной программы обязательно заносится в протокол педагогического совета.
4. Утверждение образовательной программы приказом директора образовательного учреждения на основании решения педагогического совета. Только после утверждения программы приказом директора она может считаться полноценным нормативно-правовым документом детского объединения дополнительного образования.
Целями и задачами дополнительных образовательных программ, в первую очередь, является обеспечение обучения, воспитания, развития детей.
В связи с чем, содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать:
— достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным
особенностям регионов;
— соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию);
— направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной);
— современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах
обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении);
должно быть направлено:
— на создание условий для развития личности ребенка;
— развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
— обеспечение эмоционального благополучие ребенка;
— приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
— профилактику асоциального поведения;
— создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур;
— целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
— укрепление психического и физического здоровья детей;
— взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.