В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения учащимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
— Педагогическое наблюдение.
— Педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, зач.тов, взаимозачетов,вопросов, выполнения учащимися диагностических заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.
— Мониторинг. Для отслеживания результативности можно использовать:
Педагогический мониторинг
Мониторинг образовательной деятельности детей
контрольные задания и тесты
самооценка воспитанника
диагностика личностного роста и продвижения
ведение зачетных книжек
анкетирование
ведение творческого дневника обучающегося
педагогические отзывы
оформление листов индивидуального образовательного маршрута
ведение журнала учета или педагогического дневника
ведение летописи
введение оценочной системы
оформление фотоотч.тов
Виды контроля
Время
проведения
Цель проведения
Формы контроля
Начальный или входной контроль
В начале
учебного года
Определение уровня развития
детей, их творческих способно-
стей
Беседа, опрос, тестирование,
анкетирование
Текущий контроль
В течение всего
учебного года
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение готовности детей к
восприятию нового материала.
Повышение ответственности и
заинтересованности
|
воспитанников в обучении.
Выявление детей, отстающих и
опережающих обучение. Подбор
наиболее эффективных методов
и средств обучения.
Педагогическое наблюдение, опрос,
контрольное занятие, са-
мостоятельная работа
Промежуточный или рубежный контроль
По окончании
изучения темы
или раздела. В
конце месяца,
четверти,
полугодия.
Определение степени усвоения
учащимися учебного материала.
Определение результатов
обучения.
Выставка, конкурс, концерт,
фестиваль, праздник, соревнование,
творческая работа, опрос,
контрольное занятие, зач.т,
открытое занятие, олимпиада,
самостоятельная работа, защита
рефератов, презентация творческих
работ, демонстрация моделей,
тестирование, анкетирование
Итоговый контроль
В конце учебного
года или курса
обучения
Определение изменения уровня
развития детей, их творческих
способностей. Определение
результатов обучения. Ориенти-
рование учащихся на
дальнейшее (в том числе
самостоятельное) обучение.
Получение сведений для совер-
шенствования образовательной
программы и методов обучения.
Выставка, конкурс, фестиваль,
праздник, концерт, соревнование,
творческая работа, презентация
творческих работ, демонстрация
моделей, опрос, контрольное
занятие, зачет, открытое занятие,
экзамен, защита рефератов,
взаимозачет, игра-испытание,
переводные и итоговые занятия,
эссе, коллективная рефлексия,
отзыв, коллективный анализ работ,
самоанализ, тестирование, ан-
кетирование и др.
Результаты контроля могут быть основанием для корректировки программы и поощрения учащихся.
|
Объектами контроля могут являться:
— знания, умения, навыки по изучаемому предмету;
— уровень и качество изготавливаемых изделий, мероприятий и т. д.;
— мастерство, культура и техника исполнения творческих работ;
— степень самостоятельности и уровень творческих способностей.
При разработке образовательной программы педагог может опираться на «Систему определения результативности, основанную на компетентностном подходе». Критерии оценки компетентностей, методика проверки результативности и регулярность ее проведения необходимо прописать по каждому году обучения.
При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ — от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности» — имеющиеся знания, опыт, необходимые для успешной и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области.
Переход к формированию ключевых компетентностей обучающихся в настоящее время не является обязательным требованием в дополнительном образовании детей. Обозначение «ключевых компетентностей» как направления модернизации образования позволяет передовым педагогам использовать это понятие в дополнительных образовательных программах.
|
Акцент на формирование «ключевых компетентностей» предлагается, как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов образовательной программы в едином контексте. Один из главных инструментов оценки компетентности — задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются:
— степень сформированности компетентностей (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем;
— динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (по Илюшину Л.С.):
• в выполняемых действиях;
• в осуществляемых операциях;
• в совершаемых поступках и формах поведения;
• в формулируемых суждениях и оценках;
• в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора;
• в ситуациях взаимодействия и диалога.
При постановке задач, направленных на формирование компетентностей, можно
ориентироваться на следующий перечень (по Тряпициной А.П.):
• компетентность «быть» — способность обучающегося организовать собственное
профессионально личностное развитие;
• компетентность «знать» — способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний;
• компетентность «уметь» — способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности;
• компетентность «жить вместе» — способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.