Аргументы в пользу Комплексного Анализа Образовательных Систем (КАОС)




О сложности образовательных систем

Точка зрения о том, что образовательные системы – или любые общественные – сложны, уже давно не нова. Это частично правда, которая признается в изучении образовательной политики. Особое внимание уделяется ситуативной включенности субъектов образования в социальную институциональную систему, которая состоит из культур и ценностей (например, Honig 2006; Opfer and Pedder 2011; Rizvi and Lingard 2010; Sutton and Levinson 2001). Как отмечалось в предыдущем разделе, существуют некоторые подтверждения сложности во взглядах на инклюзию образовательных систем, обусловленную социальными, культурными и историческими факторами. Другие опираются на сложность теории, чтобы понять суть обучения профессиональных педагогов инклюзивным практикам (Walton et al. 2014). Однако целью этой статьи является новый взгляд на комплексность и то, как она применяется по отношению к анализу образовательных систем.

Многие понятия теории сложности и хаоса происходят из физических наук, но авторы статьи также надеются, что их в некоторой степени можно применить и к социальным наукам. Понимание комплексных систем в данной статье основывается на работах Амарала и Оттино (2004):

Комплексная система – это система с большим количеством элементов, «строительных блоков» или агентов, способных взаимодействовать друг с другом и со своим окружением. Взаимодействовать между собой могут как соседние, так и отдаленные друг от друга элементы. Агенты могут быть сходными или различными, могут передвигаться в пространстве или занимать конкретные позиции, могут находиться в одном из двух состояний или в нескольких состояниях одновременно. (148)

Комплексные системы бывают открытыми и вложенными, то есть, в них почти нет границ между элементами внутри системы и их окружением, между входными данными и результатами, а элементы внутри системы - это сложные системы внутри сложных систем, которые могут разворачиваться как фрактал. В терминах системы образования это можно увидеть на примере сложности классных комнат, которые существуют внутри комплексной школьной экосистемы со школой самой по себе, которая является безграничным пространством для дискурса (Appadurai 1996; Carney 2009). Сам класс также представляет собой сложную систему взаимодействий, которые обмениваются информацией с уровнем школы в целом и т. д. К этому добавляется то, что определенные свойства сложности также играют роль в образовательных системах: нелинейность, неопределенность, спонтанный порядок, адаптация и обратная связь – схожи с понятием саморефлексии Гидденса (1991). Образовательная система – это динамичное пространство, где его элементы взаимозависимо друг от друга непредсказуемо взаимодействуют, в котором возникают новые паттерны и феномены, элементы которого могут адаптироваться к системным изменениям. Сами элементы могут быть сформированы их собственными действиями или изменяющейся динамикой самой системы. Таково теоретическое обоснование предложения новой аналитической базы для исследования инклюзии внутри сложных образовательных систем или Комплексный Анализ Образовательных Систем (КАОС) и КАОС3, как видно из графика №2. График 2. Куб Комплексного Анализа Образовательных Систем (КАОС3).

КАОС3 предлагается в качестве средства анализа и формирования инклюзивного функционирования в образовательной системе, но КАОС3 не является средством для одномерного рассмотрения систем образования, как путей формирования определенного набора навыков. Ниже по порядку будут рассмотрены все аспекты КАОС3. На данный момент самым удобным средством визуального отображения КАОС считается куб. Хочется заметить, что это не означает, что данный анализ может занять в нем строго определенное место. Измерить или как-либо подсчитать эти показатели не представляется возможным. Сегодня КАОС3 рассматривается как расширяющаяся и сжимающаяся вселенная, все элементы которой движутся относительно друг друга. Как было сказано выше, комплексная система – это открытая система, в которой элементы взаимодействуют друг с другом и с их окружением возникающими адаптивными способами или способами саморефлексии. Если понимать КАОС3, как комплексную систему, то из этого логически следует нестабильность ее объема. Соответственно, существование необходимых для анализа данных только внутри куба и их отсутствие за его пределами невозможно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: